78.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (финскому) языку на уровне начального общего образования

78.10. Планируемые результаты освоения программы по родному (финскому) языку на уровне начального общего образования.

78.10.1. В результате изучения родного (финского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе посредством изучения родного (финского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (финского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность прошлому, настоящему и будущему родного края, формируемая в том числе посредством работы с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, формируемые в том числе посредством работы с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (формируемое в том числе на основе примеров из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (финского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (финского) языка).

78.10.2. В результате изучения родного (финского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

78.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (финского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

78.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

78.10.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

78.10.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

78.10.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

78.10.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.

78.10.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по ее достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.

78.10.3. Предметные результаты изучения родного (финского) языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

вести диалог этикетного характера в стандартных ситуациях неофициального общения (приветствие, выражение благодарности, извинение), используя вербальные и (или) зрительные опоры в рамках изучаемой тематики с соблюдением норм речевого этикета (не менее 1 - 2 реплик со стороны каждого собеседника);

вести диалог-расспрос (сообщение фактической информации, ответы на вопросы собеседника) (не менее 1 реплики со стороны каждого собеседника);

создавать с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций устные связные монологические высказывания (описание предмета, рассказ о себе) объемом не менее 2 фраз в рамках изучаемой тематики;

воспринимать на слух и понимать речь учителя и других обучающихся и вербальную (невербальную) реакцию на услышанное (при непосредственном общении);

читать вслух учебные тексты объемом до 30 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрируя понимание прочитанного;

владеть техникой письма (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов);

воспроизводить речевые образцы, списывать текст, выписывать из текста слова, словосочетания, предложения;

произносить и различать на слух все звуки и звукосочетания родного (финского) языка;

соблюдать нормы произношения: долготу и краткость звуков, качество произношения гласных переднего и заднего ряда и дифтонгов, отсутствие редукции гласных, гармонию гласных, деление на слоги, ударение в простых и сложных словах, ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложения;

правильно писать наиболее употребительные слова, вошедшие в активный словарь;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 100 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 1 класса;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные структурно-семантические типы простых предложений: посессивную конструкцию: Minulla on sisko, экзистенциальное предложение: Pihalla on kissa, предикативную конструкцию: Рисунок 2090 olen Anna;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи общий вопрос: Oletko Рисунок 2091 Leena?;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи вопросительную частицу: -ko, Рисунок 2092;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи специальные вопросы с вопросительными словами Kuka? Рисунок 2093?: Kuka Рисунок 2094 olet? Рисунок 2095 Рисунок 2096 on?;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи утвердительные и отрицательные предложения;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи падеж объекта: аккузатив без окончания (номинатив) в утвердительных предложениях с императивом: Ota Рисунок 2097.;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи падежные формы номинатива единственного и множественного числа: talo - talot;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи падежные формы генитива единственного числа Kenen? Рисунок 2098? -n: Annan nukke;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи сильную и слабую ступень чередования ступеней согласных: tt:t Рисунок 2099, pp:p (kuppi:kupit), kk:k (kukka:kukat);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи личные местоимения: Рисунок 2100, Рисунок 2101, Рисунок 2102, me, te, he в форме номинатива и генитива;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи притяжательные суффиксы 1 и 2 лица единственного числа: (minun) -ni, (sinun) -si;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи указательные местоимения: Рисунок 2103, tuo, se;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы спряжения глагола olla: olen, en ole, olet, et ole, Рисунок 2104 on, Рисунок 2105 ei ole, olemme, emme ole, olette, ette ole, he ovat, he Рисунок 2106 ole;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи количественные (до 10) числительные.

владеть отдельными социокультурными элементами речевого поведенческого этикета в некоторых ситуациях общения (приветствие, прощание, выражение благодарности);

использовать при формулировании собственных высказываний ключевые слова.

78.10.4. Предметные результаты изучения родного (финского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

вести с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций с соблюдением норм речевого этикета диалога этикетного характера (приветствие, начало и завершение разговора, знакомство с собеседником, поздравление с праздником, выражение благодарности за поздравление, извинение) (не менее 3 реплик со стороны каждого собеседника);

вести диалог-расспрос (запрашивание интересующей информации, сообщение фактической информации, ответы на вопросы собеседника) (не менее 3 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать устные связные монологические высказывания объемом не менее 3 фраз в рамках изучаемой тематики с использованием картинок, фотографий и (или) ключевых слов, вопросов (описание предмета, реального человека или литературного персонажа, рассказ о себе, члене семьи, друге и другие);

воспринимать на слух и понимать речь учителя и других обучающихся, вербально реагировать на услышанное (при непосредственном общении);

воспринимать на слух и понимать учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации фактического характера (при опосредованном общении), используя зрительные опоры и языковую догадку (время звучания текста (текстов) для аудирования - до 40 секунд);

читать вслух учебные тексты объемом до 60 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание прочитанного;

читать про себя и понимать учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации, используя зрительные опоры и языковую догадку (объем текста для чтения - до 80 слов);

владеть техникой письма (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов);

воспроизводить речевые образцы, списывать текст;

выписывать из текста слова, словосочетания, предложения;

вставлять пропущенные буквы в слово или слова в предложение, дописывать предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;

заполнять простые формуляры с указанием личной информации (имя, фамилия, возраст, адрес);

писать с использованием образца короткие поздравления с праздниками (с днем рождения, Новым годом);

произносить и различать на слух все звуки и звукосочетания родного (финского) языка;

соблюдать нормы произношения: долготу и краткость звуков, качество произношения гласных переднего и заднего ряда, отсутствие редукции гласных, отсутствие палатализации и аспирации согласных, дифтонги, гармонию гласных, деление на слоги; ударение в простых и сложных словах, ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложения;

правильно писать наиболее употребительные слова, вошедшие в активный словарь;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 200 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 2 класса;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные структурно-семантические типы простых предложений: посессивную конструкцию: Minulla on sisko, экзистенциальное предложение: Pihalla on kissa, предикативную конструкцию с инверсией: Minun nimeni on Leena;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи общий вопрос: Oletko Рисунок 2107 Leena?;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи вопросительную частицу: -ko, Рисунок 2108;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи специальные вопросы с вопросительными словами: Kuka? Рисунок 2109? (Kuka Рисунок 2110 olet? Рисунок 2111 sinun nimesi on? Рисунок 2112 Рисунок 2113 on?), Kenen? (Kenen Рисунок 2114 lelu on?), Рисунок 2115 Рисунок 2116? (Рисунок 2117 Рисунок 2118 Рисунок 2119 olet?), Рисунок 2120 Рисунок 2121? (Рисунок 2122 Рисунок 2123 se on?), Рисунок 2124? (Рисунок 2125 on lemmikki?), Millainen? (Millainen Рисунок 2126 on?), Montako? (Montako kissaa pihalla on?), Paljonko? (Paljonko kello on?);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи утвердительные и отрицательные предложения;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи падеж объекта: аккузатив без окончания ("номинатив") в утвердительных предложениях с императивом: Ota Рисунок 2127, аккузатив с окончанием ("генитив"): Haluan ostaa kirjan, партитив объекта, выраженного вещественным существительным: Рисунок 2128 Рисунок 2129;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы номинатива единственного и множественного числа, показатель номинатива множественного числа -t: talo - talot;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы партитива единственного числа, Рисунок 2130? Рисунок 2131? -a, Рисунок 2132, -ta, Рисунок 2133: maito - maitoa, Рисунок 2134, valkoinen - valkoista, pieni - Рисунок 2135;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы генитива единственного числа, Kenen? Рисунок 2136? -n: Annan nukke;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы инессива единственного числа, Рисунок 2137? Рисунок 2138? -ssa Рисунок 2139: Asun Karjalassa;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы элатива единственного числа, Рисунок 2140? Рисунок 2141? -sta Рисунок 2142: Pekka on kotoisin Suomesta;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы адессива единственного числа. Адессив, Рисунок 2143? Рисунок 2144? -lla Рисунок 2145. Asun Kukkakadulla. Asun Рисунок 2146;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи открытый (закрытый) слог, сильную и слабую ступень чередования согласных: tt:t Рисунок 2147, t:d (katu: kadulla), pp:p (rappu:rapussa), kk:k (luokka:luokalla);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи личные местоимения: Рисунок 2148, Рисунок 2149, Рисунок 2150, me, te, he;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи номинатив, генитив, партитив, аккузатив, адессив личных местоимений: Рисунок 2151 - minun - minua - minut - minulla;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи притяжательные суффиксы: (minun) -ni, (sinun) -si, Рисунок 2152 -nsa Рисунок 2153, Рисунок 2154 -mme, Рисунок 2155 -nne, Рисунок 2156 -nsa Рисунок 2157;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи типы спряжения глаголов: глаголы I типа спряжения на -a, Рисунок 2158: sanoa, puhua, lukea; глаголы II типа спряжения на -da, Рисунок 2159: Рисунок 2160; глаголы III типа спряжения на -la, Рисунок 2161, -na, Рисунок 2162, -ra, -(s)ta, Рисунок 2163: Рисунок 2164, глаголы IV типа спряжения: haluta;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи отрицательный глагол: en, et, ei, emme, ette, Рисунок 2165;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи утвердительную и отрицательную форму презенса глагола: asun - en asu;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи утвердительные и отрицательные формы императива 2-го лица единственного числа: Ota omena. Tule Рисунок 2166. Рисунок 2167 itke;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи управление глаголов. Puhua (Рисунок 2168 Рисунок 2169?) suomea. Рисунок 2170 (Рисунок 2171?) musiikista. Rakastaa (Рисунок 2172?) mummoa. Auttaa (Рисунок 2173?) minua. Pelata (Рисунок 2174?) jalkapalloa;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи согласование прилагательных и существительных в числе и падеже: sininen pallo - Рисунок 2175 pallolla;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи количественные (до 10) числительные;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи предлоги и послелоги: Рисунок 2176, Рисунок 2177, luona, takana, Рисунок 2178, Рисунок 2179;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи союзы: ja, mutta, vai, tai;

использовать социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в некоторых ситуациях общения (приветствие, прощание, выражение благодарности, извинение, поздравление с днем рождения, Новым годом, Рождеством);

использовать в речи названия родной страны и ее столицы, родного города или села на родном (финском) языке;

использовать ключевые слова при построении высказываний.

78.10.5. Предметные результаты изучения родного (финского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение, диалог-расспрос) в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках изучаемой тематики, с соблюдением принятых норм речевого этикета (не менее 4 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать устные связные монологические высказывания (описание, повествование (рассказ) в рамках изучаемой тематики объемом не менее 4 фраз с вербальными и (или) зрительными опорами;

передавать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем монологического высказывания - не менее 4 фраз);

воспринимать на слух и понимать речь учителя и других обучающихся, вербально (невербально) реагировать на услышанное;

воспринимать на слух и понимать учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации фактического характера, со зрительной опорой и с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки (время звучания текста (текстов) для аудирования - до 1 минуты);

читать вслух учебные тексты объемом до 70 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание прочитанного;

читать про себя и понимать учебные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации, со зрительной опорой и без опоры, а также с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки (объем текста/текстов для чтения - до 130 слов);

заполнять анкеты и формуляры с указанием личной информации: имя, фамилия, возраст, страна проживания, любимые занятия и другие;

писать с использованием образца поздравления с днем рождения, Новым годом, Рождеством с выражением пожеланий;

создавать подписи к иллюстрациям с пояснением, что на них изображено;

произносить и различать на слух все звуки и звукосочетания родного (финского) языка;

соблюдать нормы произношения: долгота и краткость звуков, качество произношения гласных переднего и заднего ряда, отсутствие редукции гласных, отсутствие палатализации и аспирации согласных, дифтонги, гармония гласных, деление на слоги, ударение в простых и сложных словах, ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного предложения;

писать без ошибок наиболее употребительные слова, вошедшие в активный словарь;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 350 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 3 класса, включая 200 лексических единиц, усвоенных ранее;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные структурно-семантические типы простых предложений: посессивную конструкцию: Minulla ei ole Рисунок 2180, экзистенциальное предложение: Minun perheeseeni kuuluu Рисунок 2181, Рисунок 2182, pikkuveli ja Рисунок 2183; результативную конструкцию с элативом: Minusta tulee isona Рисунок 2184; предикативную конструкцию с номинативом множественного числа предикатива: Kasvot ovat Рисунок 2185; предикативную конструкцию с инверсией: Minun nimeni on Leena; предикативную конструкцию с генитивом предикатива: Tuo lelu on minun;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи общий вопрос: Puhutko Рисунок 2186 suomea?;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи вопросительную частицу: -ko, Рисунок 2187;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи специальные вопросы с вопросительными словами: Рисунок 2188? (Рисунок 2189 ovat Рисунок 2190 Рисунок 2191?), Kenen? (Kenen Рисунок 2192 lelu on?), Рисунок 2193 Рисунок 2194? (Рисунок 2195 Рисунок 2196 Рисунок 2197 olet?), Рисунок 2198 Рисунок 2199? (Рисунок 2200 Рисунок 2201 Рисунок 2202 on?), Рисунок 2203 Рисунок 2204? (Рисунок 2205 Рисунок 2206 Рисунок 2207 Рисунок 2208 on?), Рисунок 2209 maalainen? (Рисунок 2210 maalainen Risto on?), Рисунок 2211? (Рисунок 2212 Рисунок 2213 rakastat?), Рисунок 2214? (Рисунок 2215 Рисунок 2216 sanoo? Рисунок 2217 se maksaa? Рисунок 2218 Рисунок 2219 Рисунок 2220 puhuu?), Рисунок 2221? (Рисунок 2222 asut?), Рисунок 2223? (Рисунок 2224 Рисунок 2225?), Mihin? (Mihin menet koulun Рисунок 2226?), Minne? (Minne matkustat Рисунок 2227?), Рисунок 2228? (Рисунок 2229 on lemmikki?), Millainen? (Millainen Рисунок 2230 on?), Miten? (Miten voit?), Miksi? (Miksi itket?), Kuinka? (Kuinka vanha Рисунок 2231 olet?), Milloin? (Milloin sinulla on Рисунок 2232?), Montako? (Montako lasta Рисунок 2233 on?), Paljonko? (Paljonko kello on?);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи утвердительные и отрицательные предложения;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи падеж объекта: аккузатив без окончания ("номинатив"), аккузатив с окончанием ("генитив"), партитив объекта, выраженного вещественным существительным;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные типы склонения имен на -i: Рисунок 2234, tuoli, kieli, lumi, на -e: huone; на -nen: punainen; на -is, -as, Рисунок 2235: kaunis, sairas, на -us, -ys: harrastus, на -in: puhelin, на -si: vuosi;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные формы склонения имен в единственном и множественном числе (существительные, прилагательные, местоимения): номинатив, генитив, партитив, инессив, элатив, иллатив, адессив, аблатив, аллатив;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи слова финского языка, имеющие только форму множественного числа: kasvot, Рисунок 2236, housut, farkut;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи случаи формального функционирования категории числа в финском языке: Рисунок 2237 on Рисунок 2238 jalassa;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи сильную и слабую ступень чередования согласных. Чередование ступеней согласных в основе слова: nt:nn (asunto:asunnossa), k:o (jalka:jalassa), nk:ng Рисунок 2239, uku:uvu (puku:puvut), rt:rr Рисунок 2240, сильную ступень чередования согласных перед притяжательными суффиксами: asuntoni numero;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи генитив, партитив, аккузатив, адессив личных местоимений;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи притяжательные суффиксы: (minun) -ni, (sinun) -si, Рисунок 2241 -nsa Рисунок 2242, Рисунок 2243 -mme, Рисунок 2244 -nne, Рисунок 2245 -nsa Рисунок 2246;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи указательные местоимения: Рисунок 2247, tuossa, Рисунок 2248;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи степени сравнения прилагательных: компаратив с показателем -mpi (vanhempi, nuorempi), суперлатив с показателем -in: suurin;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи типы спряжения глаголов: глаголы I типа спряжения на -a, Рисунок 2249: sanoa, puhua, lukea, глаголы II типа спряжения на -da, Рисунок 2250: tuoda, uida, Рисунок 2251, Рисунок 2252, глаголы III типа спряжения на -la, Рисунок 2253, -na, Рисунок 2254, -ra, -(s)ta, Рисунок 2255: opiskella, Рисунок 2256, panna, Рисунок 2257, purra, juosta, Рисунок 2258, глаголы IV типа спряжения: osata, haluta, глаголы V типа спряжения: sijaita, tarvita;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи утвердительную и отрицательную форму презенса индикатива: asun - en asu;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи утвердительные формы простого претерита (имперфекта): Рисунок 2259 luin, poika lauloi;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи утвердительные и отрицательные формы формы императива 2-го лица единственного числа: Ota omena. Tule Рисунок 2260. Рисунок 2261 itke;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы кондиционала;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи управление наиболее употребительных глаголов;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы согласования прилагательных и существительных в числе и падеже;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи количественные (до 100) и порядковые числительные (до XXXI);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи предлоги и послелоги: vasemmalla puolella, oikealla puolella;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи союзы: Рисунок 2262, kun, jos, koska;

использовать социокультурные элементы речевого поведенческого этикета, в некоторых ситуациях общения (приветствие, прощание, знакомство, выражение благодарности, извинение);

использовать в речи названия родной страны и ее столицы, родного города или села;

использовать ключевые слова, вопросы при построении высказываний.

78.10.6. Предметные результаты изучения родного (финского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение, диалог-расспрос) на основе вербальных и (или) зрительных опор с соблюдением норм речевого этикета в объеме не менее 4 - 5 реплик со стороны каждого собеседника;

вести диалог-разговор по телефону с использованием картинок, фотографий и (или) ключевых слов в стандартных ситуациях неофициального общения с соблюдением норм речевого этикета в объеме не менее 4 - 5 реплик со стороны каждого собеседника;

создавать устные связные монологические высказывания (описание, рассуждение; повествование (сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи для 4 класса (объем монологического высказывания - не менее 4 - 5 фраз);

создавать устные связные монологические высказывания по образцу, выражать свое отношение к предмету речи;

передавать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами в объеме не менее 4 - 5 фраз;

представлять результаты выполненной проектной работы, в том числе подбирая иллюстративный материал (рисунки, фото) к тексту выступления, в объеме не менее 4 - 5 фраз;

воспринимать на слух и понимать речь учителя и других обучающихся, вербально (невербально) реагировать на услышанное;

воспринимать на слух и понимать учебные и адаптированные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации фактического характера, со зрительной опорой и с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки (время звучания текста (текстов) для аудирования - до 1 минуты);

читать вслух учебные тексты объемом до 70 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание прочитанного;

читать про себя тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации, со зрительной опорой и без опоры, с использованием языковой, в том числе контекстуальной, догадки (объем текста (текстов) для чтения - до 160 слов);

прогнозировать содержание текста на основе заголовка;

читать про себя несплошные тексты (таблицы, диаграммы и другие) и понимать представленную в них информацию;

заполнять анкеты и формуляры с указанием личной информации: имя, фамилия, возраст, место жительства (страна проживания, город), любимые занятия и другие;

писать поздравления с днем рождения, Новым годом, Рождеством с выражением пожеланий;

писать с использованием образца электронное сообщение личного характера (объем сообщения - до 50 слов);

читать новые слова согласно основным правилам чтения;

различать на слух и правильно произносить слова и фразы (предложения) с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей;

правильно писать изученные слова;

правильно расставлять знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятая при перечислении);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 500 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), включая 350 лексических единиц, освоенных в предшествующие годы обучения;

распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования: аффиксации, словосложения;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные структурно-семантические типы простых предложений: предикативную конструкцию с партитивом предикатива: Opiskelu on kivaa. Maito on Рисунок 2263, предложения с семантикой состояния: Minulla on Рисунок 2264. Minun on Рисунок 2265 Рисунок 2266. Minun on Рисунок 2267. Olen Рисунок 2268, конструкции долженствования: Minun Рисунок 2269 Рисунок 2270 kirje Рисунок 2271;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи общий вопрос: Onko sinulla lempinimi? Puhutko Рисунок 2272 suomea?;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи вопросительную частицу: -ko, Рисунок 2273;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи специальные вопросы с вопросительными словами: (Miten voit?), Miksi? (Miksi itket?), Kuinka? (Kuinka vanha Рисунок 2274 olet?), Milloin? (Milloin sinulla on Рисунок 2275?), Montako? (Montako lasta Рисунок 2276 on?), Paljonko? (Paljonko kello on?), Mihin aikaan? (Mihin aikaan koulu alkaa?), Monesko? (Monesko Рисунок 2277 Рисунок 2278 on?);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи альтернативный вопрос, союз vai: Tuletteko Рисунок 2279 vai huomenna?;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи неполные вопросительные предложения со словом Рисунок 2280: Рисунок 2281 kuuluu? - Kiitos, Рисунок 2282. Рисунок 2283 sinulle? - Рисунок 2284, kiitos.;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи утвердительные и отрицательные предложения;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи падежи объекта;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные типы склонения именных частей речи;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи существительные, прилагательные, местоимения в номинативе, генитиве, партитиве, транслативе, эссиве, внутренне- и внешне-местных падежах в единственном и множественном числе;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи сильную и слабую ступень чередования согласных: mp:mm (ommella:ompelen, lampi:lammen), lt:ll (tasavalta:tasavallan), p:v (leipoa:leivon), lke:lje (sulkea:suljen), сильную ступень чередования согласных в закрытом слоге перед долгим гласным: osoite - osoitteen, tehdas - tehtaassa, Рисунок 2285;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи случаи замещения окончаний аккузатива и генитива притяжательными суффиксами: asunnon numero - asuntoni numero;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи относительное местоимение: joka, jossa, jota, jolla;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы глаголов I - V типов спряжения глаголов, глаголы III типа спряжения с чередованиями согласных в основе слова: Рисунок 2286 - Рисунок 2287 Рисунок 2288 opettajana koulussa.; глаголы IV типа спряжения с чередованиями согласных в основе слова: tavata - tapaamme; глаголы с основой на -ne-: Рисунок 2289 - pimenee;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи времена глагола: презенс (утвердительная и отрицательная форма: asun - en asu); простой претерит (имперфект) (утвердительная форма: Рисунок 2290 luin, poika lauloi); наиболее употребительные формы перфекта (Oletko Рисунок 2291 Petroskoissa?);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы императива, повелительного наклонения (2-е лицо единственное число, утвердительные и отрицательные формы презенса): Ota omena. Tule Рисунок 2292. Рисунок 2293 itke.;

распознавать и употреблять в устной письменной речи формы кондиционала: Voisitko auttaa minua?;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи модальные глаголы: voida, saada. Saanko Рисунок 2294?;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи формы III инфинитива: иллатив III инфинитива: Tule mukaan Рисунок 2295. Me menemme Рисунок 2296.

распознавать и употреблять в устной и письменной речи управление глаголов. Puhua (Рисунок 2297 Рисунок 2298?) suomea. Рисунок 2299 (Рисунок 2300?) musiikista. Rakastaa (Рисунок 2301?) mummoa. Auttaa (Рисунок 2302?) minua. Pelata (Рисунок 2303?) jalkapalloa. Pelata (Рисунок 2304?) tietokoneella. Harrastaa (Рисунок 2305?) musiikkia. Рисунок 2306 (mihin?) kotiin. Рисунок 2307 (Рисунок 2308?) Рисунок 2309. Рисунок 2310 (Рисунок 2311?) koulua. Рисунок 2312 (Рисунок 2313?) kaupassa. Soittaa (Рисунок 2314?) pianoa. Рисунок 2315 (Рисунок 2316?) tarroja. Katsoa (Рисунок 2317?) televisiota. Katsoa (Рисунок 2318? Рисунок 2319?) Рисунок 2320 televisiosta. Ostaa (Рисунок 2321?) kaupasta, torilta. Рисунок 2322 (Рисунок 2323?) Рисунок 2324. Vastata (mihin?) kirjeeseen;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи согласование прилагательных и существительных в числе и падеже;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи количественные (до 100) и порядковые числительные (до XXXI); словосочетания с количественными числительными (числительное + существительное в партитиве единственного числа): 3 poikaa; формы инессива единственного числа порядковых числительных от I до X: Asumme kolmannessa kerroksessa; формы адессива единственного числа порядковых числительных от I до IV: Рисунок 2325, toisella, kolmannella, Рисунок 2326 (luokalla);

распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные предлоги и послелоги;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные союзы.

владеть социокультурными элементами речевого поведенческого этикета, принятыми в финнозычной среде, в некоторых ситуациях общения (приветствие, прощание, знакомство, выражение благодарности, извинение, поздравление с днем рождения, Новым годом, Рождеством);

владеть информацией о названии родной страны, родного города или села;

кратко представлять свою страну, свой регион на родном (финском) языке в рамках изучаемой тематики.

использовать при чтении и аудировании языковую догадку (понимать значения незнакомого слова или новое значение знакомого слова из контекста);

использовать при формулировании собственных высказываний ключевые слова, вопросы; картинки, фотографии;

прогнозировать содержание текста для чтения на основе заголовка;

игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.