56.5. Пояснительная записка

56.5. Пояснительная записка.

56.5.1. Программа по родному (мокшанскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету. Она позволит учителю: реализовать в процессе преподавания родного (мокшанского) языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, определенные ФГОС НОО, определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание изучения родного (мокшанского) языка по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО, разработать календарно-тематическое планирование.

56.5.2. Содержание программы по родному (мокшанскому) языку составлено таким образом, что достижение обучающимися как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей знаний, которые отражают ведущие идеи учебных предметов на уровне основного общего образования и подчеркивают пропедевтическое значение начального общего образования, формирование готовности обучающегося к дальнейшему обучению.

56.5.3. В содержании программы по родному (мокшанскому) языку выделяются следующие содержательные линии: "Система языка" и "Развитие связной речи". Обучение всем уровням языка и всем видам речевой деятельности происходит комплексно и строится на материале высокохудожественных занимательных текстов для чтения и аудирования, расширяющих познавательный опыт обучающихся и формирующих их мировоззрение. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре мокшанского языка, способствовать усвоению норм мокшанского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм мокшанского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом "Литературное чтение на родном языке".

56.5.4. Изучение родного (мокшанского) языка направлено на достижение следующих целей:

приобретение обучающимися первоначальных представлений о роли языка как основного средства человеческого общения, осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа, понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, понимание необходимости овладения родным языком, проявление познавательного интереса к родному языку и желания его изучать;

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте родного (мокшанского) языка среди других языков народов Российской Федерации, его роли как носителя народной культуры, средства ее познания, понимания эстетической ценности родного языка, стремления к овладению выразительными средствами, свойственными родному (мокшанскому) языку;

формирование и развитие всех видов речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах родного (мокшанского) языка (слушание (аудирование), говорение, чтение, письмо);

овладение первоначальными научными представлениями о системе родного (мокшанского) языка (фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис), основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи, использование в речевой деятельности норм (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) родного (мокшанского) литературного языка и речевого этикета.

56.5.5. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (мокшанского) языка, - 260 часов: в 1 классе - 56 часов (23 недели - 2 часа в неделю и 10 недель - 1 час в неделю), во 2 классе - 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели), в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

(пп. 56.5.5 в ред. Приказа Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)

(см. текст в предыдущей редакции)

56.5.5.1. Возможна корректировка общего числа часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода образовательных организаций к выбору родного (мокшанского) языка и его реализации, в рамках соблюдения гигиенических нормативов к недельной образовательной нагрузке.

(пп. 56.5.5.1 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)