Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

108.7. Содержание обучения в 11 классе

108.7. Содержание обучения в 11 классе.

108.7.1. Коммуникативные умения.

Совершенствование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

Повседневная жизнь семьи. Межличностные отношения в семье, с друзьями и знакомыми. Конфликтные ситуации, их предупреждение и разрешение.

Внешность и характеристика человека, литературного персонажа.

Здоровый образ жизни и забота о здоровье: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание.

Школьное образование, школьная жизнь. Переписка с зарубежными сверстниками. Выбор профессии. Альтернативы в продолжении образования.

Место иностранного языка в повседневной жизни и профессиональной деятельности в современном мире.

Молодежь в современном обществе. Участие молодежи в жизни общества. Досуг молодежи: увлечения и интересы.

Роль спорта в современной жизни.

Туризм. Путешествия по России и зарубежным странам.

Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды.

Покупки: одежда, обувь и продукты питания. Карманные деньги. Молодежная мода.

Родная страна и страна/страны изучаемого языка: столица, крупные города, регионы; система образования; достопримечательности, культурные особенности.

Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру.

108.7.2. Виды речевой деятельности.

108.7.2.1. Говорение.

Развитие коммуникативных умений диалогической речи, а именно умений вести разные виды диалога (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос, диалог - обмен мнениями; комбинированный диалог, включающий разные виды диалогов):

диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать; вежливо выражать согласие/отказ; выражать благодарность; поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление;

диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться/не соглашаться выполнить просьбу; давать совет и принимать/не принимать совет; приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться/не соглашаться на предложение собеседника, объясняя причину своего решения;

диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям; запрашивать интересующую информацию; переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот; брать/давать интервью;

диалог - обмен мнениями: выражать свою точку зрения и обосновывать ее, высказывать свое согласие/несогласие с точкой зрения собеседника, выражать сомнение, давать эмоциональную оценку обсуждаемым событиям (восхищение, удивление, радость, огорчение и другие).

Названные умения диалогической речи развиваются/совершенствуются в стандартных ситуациях неофициального и официального общения в рамках тематического содержания речи 11 класса с использованием речевых ситуаций и/или иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка, с использованием, при необходимости, уточнения и переспроса собеседника.

Объем диалога - до 9 реплик со стороны каждого собеседника.

Развитие коммуникативных умений монологической речи:

создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи:

описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа); повествование/сообщение; рассуждение. Данные умения монологической речи развиваются в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, плана и/или иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм и без использованием их;

пересказ основного содержания прочитанного/прослушанного текста без опоры на ключевые слова, план с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте;

устное представление (презентация) результатов выполненной проектной работы.

Объем монологического высказывания - 14 - 15 фраз.

108.7.2.2. Аудирование.

Развитие коммуникативных умений аудирования: понимание на слух аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с использованием языковой и контекстуальной догадки, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания; с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации.

Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему/идею и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте, отделять главную информацию от второстепенной, прогнозировать содержание текста по началу сообщения; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.

Аудирование с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации предполагает умение выделять данную информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом на слух тексте.

Тексты для аудирования: диалог (беседа), интервью, высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера, объявление.

Языковая сложность текстов для аудирования должна приближаться к пороговому уровню (B1 - пороговый уровень по общеевропейской шкале).

Время звучания текста/текстов для аудирования - до 2,5 минут.

108.7.2.3. Смысловое чтение.

Развитие умений читать про себя и понимать с использованием языковой и контекстуальной догадки аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания; с пониманием нужной/ интересующей/запрашиваемой информации; с полным пониманием содержания текста.

Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умения: определять тему/основную мысль, выделять главные факты/события (опуская второстепенные); понимать структурно-смысловые связи в тексте; прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста; определять логическую последовательность главных фактов, событий; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.

Чтение с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать данную информацию, представленную в эксплицитной (явной) и имплицитной (неявной) форме; оценивать найденную информацию с точки зрения ее значимости для решения коммуникативной задачи.

В ходе чтения с полным пониманием аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, формируются и развиваются умения полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста, выборочного перевода); устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий.

Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм, графиков и другие) и понимание представленной в них информации.

Тексты для чтения: диалог (беседа), интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, статья научно-популярного характера, сообщение информационного характера, объявление, памятка, инструкция, электронное сообщение личного характера, стихотворение.

Языковая сложность текстов для чтения должна приближаться к пороговому уровню (B1 - пороговый уровень по общеевропейской шкале).

Объем текста/текстов для чтения - 600 - 800 слов.

108.7.2.4. Письменная речь.

Развитие умений письменной речи:

заполнение анкет и формуляров в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка;

написание резюме (CV) с сообщением основных сведений о себе в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка;

написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в стране/странах изучаемого языка. Объем сообщения - до 140 слов;

создание небольшого письменного высказывания (рассказа, сочинения, статьи и другие) с использованием образца, плана, иллюстраций, таблиц, диаграмм, прочитанного/прослушанного текста. Объем письменного высказывания - до 180 слов;

заполнение таблицы: краткая фиксация содержания прочитанного/прослушанного текста или дополнение информации в таблице;

письменное предоставление результатов выполненной проектной работы, в том числе в форме презентации. Объем - до 180 слов.

108.7.3. Языковые знания и навыки.

108.7.3.1. Фонетическая сторона речи.

Различение на слух (без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации) произношение слов с соблюдением правильного ударения и фраз/предложений с соблюдением основных ритмико-интонационных особенностей, в том числе правил Рисунок 4474 и liaison внутри ритмических групп.

Чтение вслух аутентичных текстов, построенных в основном на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрирующее понимание текста.

Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера, рассказ, диалог (беседа), интервью. Объем текста для чтения вслух - до 150 слов.

108.7.3.2. Орфография и пунктуация.

Правильное написание изученных слов.

Правильная расстановка знаков препинания в письменных высказываниях: запятой при перечислении, обращении и при выделении вводных слов, апострофа; точки, вопросительного, восклицательного знака в конце предложения, отсутствие точки после заголовка.

Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране/странах изучаемого языка, оформление электронного сообщения личного характера: постановка запятой после обращения и завершающей фразы; точки после выражения надежды на дальнейший контакт; отсутствие точки после подписи.

108.7.3.3. Лексическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, в том числе многозначных; словосочетаний; речевых клише; средств логической связи), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей во французском языке нормы лексической сочетаемости.

Объем - 1400 лексических единиц для продуктивного использования (включая 1100 лексических единиц, изученных ранее) и 1500 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 1400 лексических единиц продуктивного минимума).

Основные способы словообразования:

аффиксация: образование

глаголов при помощи префиксов re-/Рисунок 4475-/r-/res-, Рисунок 4476-/des-/dis-, Рисунок 4477-, a-, sur-, sou-, en-/em-;

имен существительных при помощи суффиксов -er/-Рисунок 4478, -eur/ -euse, -teur/-trice, -ain/-aine, -ien/-ienne, -ais/-aise, -ois/-oise, -ence/-ance, -aire, -erie, -ette, -ique, -iste, - isme, -tion/-ation/-ion, -ture, -oir/-oire, -Рисунок 4479, -ude, -aison, -esse, -ure, -ment, -issement, -ise, -age, -issage;

имен прилагательных при помощи префиксов inter-/in-/im- и суффиксов -el/-elle, -al/-ale, -eux/-euse, -ien/-ienne, -ain/-aine, -ais/-ise, -ois/-oise, -ile, -il/-ille, -able/-ible, -eau/-elle, -aire, -atif/-ative, -ique, -ant;

наречий при помощи префиксов in-/im- и суффиксов -ment, -emment/-amment;

имен существительных и прилагательных при помощи отрицательных префиксов in-, im-, il-, ir-, Рисунок 4480-;

числительных при помощи суффиксов -ier/-Рисунок 4481, -Рисунок 4482;

словосложение: образование

сложных существительных путем соединения основ существительных (Рисунок 4483);

сложных существительных путем соединения основы прилагательного с основой существительного (Рисунок 4484);

сложных существительных путем соединения основы/основ существительного с предлогом (Рисунок 4485, sous-sol);

сложных существительных путем соединения основы глагола с местоимением (rendez-vous);

сложных существительных путем соединения наречия с основой глагола (couche-tard);

сложных существительных путем соединения существительного с основой глагола (passe-temps);

конверсия: образование

имен существительных от неопределенной формы глаголов (lever - un lever, Рисунок 4486 - un Рисунок 4487);

имен существительных от имен прилагательных (rouge - un rouge Рисунок 4488 Рисунок 4489, bleu - le grand bleu);

имен прилагательных от имен существительных (une orange - les gants orange, Рисунок 4490 - une Рисунок 4491 Рисунок 4492).

Синонимы. Антонимы. Интернациональные слова. Сокращения и аббревиатуры.

Различные средства связи для обеспечения целостности и логичности устного/письменного высказывания.

108.7.3.4. Грамматическая сторона речи.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций французского языка.

Различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные), вопросительные (общий, специальный, альтернативный вопросы с прямым порядком слов и инверсией), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме).

Нераспространенные, в том числе с оборотами c'est - ce sont, и распространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами.

Безличные предложения.

Предложения с неопределенно-личным местоимением on.

Сложносочиненные предложения с союзами et, mais, ou.

Сложноподчиненные предложения с подчинительными союзами si, que, quand, parce que, puisque, car, comme.

Основные временные формы изъявительного наклонения Рисунок 4493, futur simple, Рисунок 4494 Рисунок 4495, Рисунок 4496 proche, futur Рисунок 4497, imparfait, plus-que-parfait, futur dans le Рисунок 4498.

Временная форма изъявительного наклонения futur simple в сложноподчиненном предложении для выражения гипотезы при наличии реального условия.

Согласование времен в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого. Косвенная речь в настоящем и прошедшем времени (в утвердительных и отрицательных повествовательных, вопросительных и побудительных предложениях).

Косвенный вопрос.

Различные средства текстовой связи для обеспечения целостности текста (certes, en effet, Рисунок 4499, surtout).

Глаголы в повелительном наклонении, в том числе образующие нерегулярные формы (Рисунок 4500, avoir, savoir).

Временная форма условного наклонения conditionnel Рисунок 4501 в независимом предложении для выражения пожелания, предложения, вежливого вопроса и долженствования и в сложноподчиненном предложении с обстоятельственным придаточным условия для выражения гипотезы при наличии нереального условия; временная форма conditionnel Рисунок 4502.

Способы выражения предположения в плане настоящего и прошлого при наличии реального и нереального условия с помощью futur simple, conditionnel Рисунок 4503, conditionnel Рисунок 4504.

Временная форма subjonctif Рисунок 4505 правильных и неправильных глаголов.

Наиболее частотные глаголы и безличные конструкции, требующие употребления subjonctif, дифференциация между ними и "объективными" глаголами и глагольными конструкциями (affirmer, constater и другие; il est certain, il est Рисунок 4506, il est Рисунок 4507 и другие).

Временная форма subjonctif Рисунок 4508 в сложноподчиненных предложениях в придаточных цели (с союзом pour que), в придаточных уступительных (с союзом bien que).

Временная форма subjonctif Рисунок 4509.

Неличные формы глагола (infinitif, Рисунок 4510, participe Рисунок 4511, participe Рисунок 4512).

Имена существительные и прилагательные в единственном и множественном числе, образованные по правилу, и исключения.

Определенный, нулевой, неопределенный, частичный, слитный артикли.

Указательные и притяжательные прилагательные.

Имена прилагательные в единственном и множественном числе, образованные по правилу, и исключения.

Прилагательные и наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях сравнения, образованные по правилу и исключения.

Наречия времени и образа действия, количественные наречия.

Личные местоимения в функции прямых и косвенных дополнений; ударные и безударные формы личных местоимений; два местоимения-дополнения при глаголе (Il le lui dit. Il me le donne.).

Местоимения и наречия en и y.

Неопределенные местоимения on, tout, Рисунок 4513, personne, aucun(e), certain(e)(s), quelqu'un/quelques-uns, tel/tels/telle/telles.

Простые относительные местоимения qui, que, dont, Рисунок 4514, сложные относительные местоимения lequel, lesquels, laquelle, lesquelles и их производные с предлогами Рисунок 4515 и de.

Указательные местоимения celui/celle/ceux.

Притяжательные местоимения le mien/la mienne/les miens/les miennes.

Количественные и порядковые числительные, числительные для обозначения дат и больших чисел (100 - 1 000 000).

Предлоги места, времени, направления.

108.7.4. Социокультурные знания и умения.

Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка и основных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета во франкоязычной среде в рамках тематического содержания 11 класса.

Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики и реалий родной страны и страны/стран изучаемого языка при изучении тем: государственное устройство, система образования, страницы истории, национальные и популярные праздники, проведение досуга, этикетные особенности общения и другие.

Владение основными сведениями о социокультурном портрете и культурном наследии страны/стран, говорящих на французском языке.

Понимание речевых различий в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использование лексико-грамматических средств с их учетом.

Развитие умения представлять родную страну/малую родину и страну/страны изучаемого языка (культурные явления и события; достопримечательности; выдающиеся люди: государственные деятели, ученые, писатели, поэты, художники, музыканты, спортсмены, актеры и другие).

108.7.5. Компенсаторные умения.

Овладение компенсаторными умениями, позволяющими в случае сбоя коммуникации, а также в условиях дефицита языковых средств использовать различные приемы переработки информации: при говорении - переспрос; при говорении и письме - описание/перифраз/толкование; при чтении и аудировании - языковую и контекстуальную догадку.

Развитие умения игнорировать информацию, не являющуюся необходимой, для понимания основного содержания прочитанного/прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.