Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

46.8. Планируемые результаты освоения программы по государственному (осетинскому) языку на уровне среднего общего образования

46.8. Планируемые результаты освоения программы по государственному (осетинскому) языку на уровне среднего общего образования.

46.8.1. В результате изучения государственного (осетинского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

2) патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;

3) духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

4) эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по государственному (осетинскому) языку;

5) физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

6) трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения государственного (осетинского) языка;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;

умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

7) экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по государственному (осетинскому) языку, индивидуально и в группе.

46.8.2. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по государственному (осетинскому) языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, использовать языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учетом собственного речевого и читательского опыта.

46.8.3. В результате изучения государственного (осетинского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

46.8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;

вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учетом собственного речевого и читательского опыта.

46.8.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;

владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.

46.8.3.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и ее целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.

46.8.3.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;

пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

владеть различными способами общения и взаимодействия;

аргументированно вести диалог, развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

46.8.3.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;

оценивать приобретенный опыт;

стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

46.8.3.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.

46.8.3.7. У обучающегося будут сформированы сформированы умения себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

признавать свое право и право других на ошибку;

развивать способность видеть мир с позиции другого человека.

46.8.3.8. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по государственному (осетинскому) языку;

проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.

46.8.4. Предметные результаты изучения государственного (осетинского) языка. К концу 10 класса обучающийся научится:

приводить классификацию жанров фольклора;

применять в речи малые жанры народного творчества - пословицы, поговорки, загадки;

понимать художественные приемы сказки, мораль, делить текст на композиционные части;

различать градацию тюркских языков;

вести диалог-расспрос о друзьях;

давать характеристику основным героям произведения;

делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях;

рассказывать о себе и о своих друзьях, начинать, поддерживать и завершать разговор, составлять диалоги и устные рассказы, вести диалог-обмен мнениями, диалог-рассуждение;

озаглавливать текст, его отдельные части, передавать содержание, основную мысль прочитанного текста;

выборочно понимать запрашиваемую информацию из несложных аутентичных аудиотекстов различных жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики, характеризующихся четким нормативным произношением;

читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров;

писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету;

соблюдать нормы произношения звуков осетинского языка при чтении вслух и в устной речи;

анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, особенности произношения и написания слова;

понимать морфему как значимую единицу языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования;

опознавать словообразующие и словоизменительные аффиксы;

различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов;

образовывать новые слова из заданного слова;

применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания слов с изученными орфограммами;

уместно использовать слова с изученными аффиксами в собственной речи;

определять лексическое значение слова;

распознавать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы;

использовать в собственной речи синонимы, антонимы, слова одной тематической группы, омонимы и многозначные слова;

понимать роль фразеологизма в оформлении мыслей и чувств, опознавать фразеологизмы, использовать в собственной речи фразеологизмы;

извлекать необходимую информацию из фразеологического словаря;

различать слова самостоятельных и служебных частей речи;

образовывать и употреблять в речи глаголы условного, повелительного, желательного наклонений в утвердительной и отрицательной формах;

образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов изъявительного наклонения в утвердительной и отрицательной формах, в формах возможности и невозможности действия;

изменять глаголы по лицам, числам;

образовывать утвердительную и отрицательную форму глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени;

называть особенности неспрягаемых форм глагола в балкарском языке по сравнению с русским;

различать и использовать в речи причастия и деепричастия;

распознавать и правильно употреблять в речи местоимения;

изменять местоимения по падежам и числам, без аффиксов принадлежности и с аффиксами принадлежности;

правильно употреблять в речи падежные формы местоимений;

распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение);

анализировать словосочетания и предложения с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

различать качественные и относительные прилагательные;

находить аффиксы, образующие имена прилагательные;

употреблять союзы в простых и сложных предложениях.

46.8.5. Предметные результаты изучения государственного (осетинского) языка. К концу 11 класса обучающийся научится:

аргументировать свои суждения в ходе диалога, высказывать свое мнение;

вести диалоги разного характера - этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог;

понимать основное содержание несложных аутентичных аудиотекстов различных стилей и жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики с четким нормативным произношением;

читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;

отделять в несложных аутентичных текстах различных стилей и жанров главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты;

составлять несложные связные тексты по изученной тематике;

письменно выражать свою точку зрения в рамках тем, включенных в раздел "Предметное содержание речи", в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры;

правильно употреблять в речи падежные формы именных частей речи;

использовать в речи суффиксы;

определять и использовать в речи инфинитив;

подставлять верные суффиксы двух форм будущего времени по значению предложения;

использовать в речи различные формы прошедшего времени;

различать глаголы простого настоящего и настоящего длительного времени;

употреблять деепричастные формы со вспомогательным глаголом в предложениях;

использовать в речи прилагательные в сравнительной и превосходной степени;

использовать в речи местоимение в притяжательной и падежных формах;

правильно употреблять вопросительные слова;

строить предложения в настоящем длительном и будущем длительном временах;

правильно употреблять в речи условные предложения;

строить сложные предложения, используя союзы;

использовать в речи правила речевого этикет-сформированность языковой коммуникативной компетенции, необходимой для успешной социализации;

владение знаниями о социокультурной специфике Осетии и умение строить свое речевое поведение в соответствии с социокультурной спецификой;

достижение порогового уровня владения осетинским языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной форме с носителями осетинского языка, а также людьми, использующими этот язык как средство общения;

сформированность умения использовать осетинский язык как средство получения информации в образовательных и самообразовательных целях;

понимать основное содержание беседы;

высказать свое мнение и интересоваться мнением других в беседе;

четко и ясно выражать основную мысль своего высказывания;

пользоваться простыми языковыми средствами для выражения своей мысли;

поддерживать разговор на простые и знакомые им темы.