Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

37.8. Планируемые результаты освоения программы по родному (коми) языку на уровне среднего общего образования

37.8. Планируемые результаты освоения программы по родному (коми) языку на уровне среднего общего образования.

37.8.1. В результате изучения родного (коми) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

2) патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;

3) духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родному (коми) языку;

5) физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

6) трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного (коми) языка;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;

умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

7) экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное непринятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по родному (коми) языку, индивидуально и в группе.

37.8.2. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по родному (коми) языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, использовать языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учетом собственного речевого и читательского опыта.

37.8.3. В результате изучения родного (коми) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

37.8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;

вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учетом собственного речевого и читательского опыта;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

37.8.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;

владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями, методами;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач.

37.8.3.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и ее целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

эффективно запоминать и систематизировать информацию;

оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.

37.8.3.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;

пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

владеть различными способами общения и взаимодействия;

аргументированно вести диалог, развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формант выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков.

37.8.3.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;

оценивать приобретенный опыт;

стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

37.8.3.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.

37.8.3.7. У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

признавать свое право и право других на ошибку;

развивать способность видеть мир с позиции другого человека.

37.8.3.8. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родному (коми) языку;

проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.

37.8.4. Предметные результаты изучения родного (коми) языка. К концу 10 класса обучающийся научится:

осознавать и объяснять роль родного языка в жизни человека, общества, государства; объяснять роль родного (коми) языка в сохранении традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в сохранении духовно-нравственных ценностей своего народа;

осознавать и аргументировать необходимость ответственного отношения к использованию родного коми языка во всех сферах жизни;

иметь представление о языковом многообразии Российской Федерации и республики Коми, проявлять уважительное отношение к национальным культурам и языкам народов России и республики Коми;

осознавать взаимосвязь родного языка и родной культуры, иметь представление о ключевых словах коми культуры и их основных разрядах;

анализировать и комментировать текст с точки зрения употребления в нем ключевых слов коми культуры (в рамках изученного);

оценивать свои языковые и коммуникативные компетенции, будучи носителем двух государственный языков республики Коми - русского и коми, искать и представлять аудитории дополнительную информацию о функционировании коми языка в республике и на других территориях Российской Федерации, о коми ученых-языковедах, писателях и поэтах;

иметь представление о языке как развивающемся явлении; характеризовать процессы актуализации и пассивизации различных разрядов слов и устойчивых словосочетаний в процессе развития общества и культуры народа, приводить соответствующие примеры;

извлекать из словарей различных типов и комментировать информацию об истории и традиционной культуре, особенностях быта и мировоззрения коми народа;

осознавать и комментировать основные причины изменения языковых норм, приводить примеры, иллюстрирующие динамику языковой нормы (в рамках изученного);

иметь представление об основных типах речевой культуры, комментировать основные типы речевой культуры человека;

иметь представление об изменениях лексических норм современного коми литературного языка, осознавать и объяснять причины их изменений;

понимать значение словарных помет в нормативных, толковом словаре коми языка (в рамках изученного);

иметь представление об изменениях грамматических норм современного коми литературного языка;

анализировать и сопоставлять варианты форм имени существительного, местоимения, глагола;

иметь представление об орфографической вариативности в современном коми литературного языке; анализировать орфографические варианты (на отдельных примерах);

анализировать и оценивать с точки зрения соблюдения норм современного коми литературного языка чужую и собственную речь;

корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного коми литературного языка;

использовать толковый словарь, этимологический словарь, словари синонимов, антонимов; орфографические словари, грамматические справочники коми языка;

иметь представление о тексте как средстве передачи и хранения культурных ценностей, опыта и истории народа как памятнике культуры;

иметь представление о типах текстов (художественном, нехудожественном и других);

иметь представление о новых формах текстов, функционирующих в цифровой среде, об их отличиях от традиционных текстов, о возможностях использования в текстах различных знаковых систем, об отражении в этих текстах современных тенденций к визуализации и диалогизации общения;

владеть основными стратегиями, приемами оптимизации процессов чтения и понимания текста, использовать графику как средство упорядочения информации прочитанного или услышанного текста при создании вторичных текстов;

иметь представление о специфике устной речи, осознавать и использовать свой речевой опыт в процессе коммуникации;

соблюдать нормы современного коми литературного языка;

создавать устные и письменные тексты на родном (коми) языке;

редактировать собственные или созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, логический анализ текста - целостность, связность, информативность);

иметь представление о коммуникации в рунете как одной из сфер общения, отражающей современное состояние коми языка и тенденции его развития, владеть культурой электронного общения.

37.8.5. Предметные результаты изучения родного (коми) языка. К концу 11 класса обучающийся научится:

иметь представление о языке как составной части культуры и ее орудия;

иметь представление о динамических процессах и новых тенденциях в развитии коми языка новейшего периода и комментировать их (в рамках изученного), приводить примеры, иллюстрирующие основные тенденции в развитии коми языка;

иметь представление о цифровой коммуникации на коми языке и ее формах, комментировать ее основные особенности;

характеризовать основные отличия устно-письменной речи (в рамках изученного), анализировать фрагменты устно-письменной речи разных жанров;

иметь представление и уметь комментировать активные процессы в развитии лексики коми языка XXI века, характеризовать особенности процесса заимствования из русского языка и из других языков через русский и основные способы освоения коми языком в новейший период его развития (в рамках изученного);

определять значения новейших лексических заимствований (с использованием словарей), оценивать целесообразность их употребления;

иметь представление об актуальных способах создания неологизмов в коми языке новейшего периода (в рамках изученного), приводить соответствующие примеры;

объяснять причины появления новых фразеологизмов, характеризовать основные тенденции в развитии фразеологии коми языка новейшего периода, определять значения новых фразеологизмов, характеризовать их с точки зрения происхождения (на отдельных примерах, в рамках изученного), принадлежности к определенному тематическому разряду, особенностей употребления;

иметь представление об активных процессах в грамматике коми языка;

иметь представление об изменениях синтаксических норм современного коми литературного языка, современных вариантах синтаксической нормы;

анализировать и сопоставлять варианты форм, связанные с глагольным управлением, координацией сказуемого с подлежащим;

обосновывать постановку знаков пунктуации, иметь представление о факультативных знаках препинания, анализировать примеры использования факультативных и альтернативных знаков препинания в текстах;

иметь представление о специфике устной и письменной речи в сфере профессионально-делового общения;

характеризовать основные виды делового общения (в рамках изученного);

анализировать речевое поведение человека, участвующего в деловой беседе, телефонных деловых разговорах с учетом речевой ситуации, с позиции требований к речевому этикету делового общения, делать выводы об особенностях эффективного делового речевого взаимодействия;

характеризовать языковые особенности, функции, виды делового письма (в рамках изученного);

анализировать деловое письмо как текст официально-делового стиля; создавать текст делового письма в соответствии с целью, речевой ситуацией и стилистическими нормами официально-делового стиля (в рамках изученного);

характеризовать особенности учебно-научного общения, анализировать речевое поведение человека, участвующего в учебно-научном общении, с учетом речевой ситуации, норм научного стиля, требований к речевому этикету учебно-научного общения;

самостоятельно составлять учебно-научные тексты;

участвовать в диалогическом и полилогическом общении на учебно-научные темы;

понимать особенности употребления языковых средств в учебно-научных текстах;

анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместного использования языковых средств в соответствии с условиями и сферой общения; создавать монологические и диалогические высказывания с учетом особенностей делового и учебно-научного общения;

осознавать и характеризовать речевую агрессию как нарушение экологии языка, анализировать речевое поведение человека в ситуации противостояния речевой агрессии;

использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, орфографические словари, справочники по грамматике и пунктуации коми языка;

иметь представление о прецедентных текстах как средстве культурной связи поколений, распознавать прецедентные тексты, высказывания, ситуации, имена, характеризовать их место в культурном наследии;

характеризовать различия в представлении информации в сплошных и несплошных текстах, выявлять роль иллюстративного материала в содержательном наполнении несплошных текстов разных видов;

распознавать тексты инструктивного типа, характеризовать их с точки зрения назначения, осуществлять информационную переработку вербальных и невербальных инструкций;

владеть приемами работы с тексами публицистического стиля, характеризовать способы выражения оценочности, диалогичности в текстах публицистического стиля;

создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;

характеризовать традиции новаторства в художественных текстах, иметь представление о стилизации;

оформлять научные работы;

проводить лингвистический анализ прозаических и поэтических текстов.