Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

103.8. Планируемые результаты освоения программы по испанскому языку на уровне среднего общего образования

103.8. Планируемые результаты освоения программы по испанскому языку на уровне среднего общего образования.

103.8.1. Личностные результаты освоения программы среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

103.8.2. Личностные результаты освоения обучающимися программы по испанскому языку среднего общего образования по иностранному (испанскому) языку должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности.

103.8.3. В результате изучения испанского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

2) патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России и страны/стран изучаемого языка; достижениям России и страны/стран изучаемого языка в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;

идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

3) духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, этического поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

4) эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, приобщаться к ценностям мировой культуры через источники информации на иностранном языке, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

5) физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

6) трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни, в том числе с использованием иностранного языка;

7) экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе с использованием иностранного языка.

103.8.4. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по испанскому языку среднего общего образования по иностранному (испанскому) языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, в том числе с представителями страны/стран изучаемого языка, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.

103.8.5. В результате изучения испанского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

103.8.5.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц и языковых явлений изучаемого иностранного языка;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности в языковых явлениях изучаемого иностранного (испанского) языка;

разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;

вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.

103.8.5.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием иностранного (испанского) языка, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

владеть лингвистической терминологией, ключевыми понятиями и методами;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;

осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;

уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.

103.8.5.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками получения информации из источников разных типов, в том числе на иностранном (испанском) языке, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

создавать тексты, в том числе на иностранном (испанском) языке, в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (текст, таблица, схема, диаграмма);

оценивать достоверность информации, ее соответствие морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.

103.8.5.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

владеть различными способами общения и взаимодействия, в том числе на иностранном (испанском) языке;

аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;

развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

103.8.5.5. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости.

103.8.5.6. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как часть регулятивных универсальных учебных действий:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

давать оценку новым ситуациям;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

оценивать приобретенный опыт;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

103.8.5.7. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, принятия себя и других как часть регулятивных универсальных учебных действий:

давать оценку новым ситуациям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

оценивать соответствие создаваемого устного/письменного текста на иностранном (испанском) языке выполняемой коммуникативной задаче; вносить коррективы в созданный речевой продукт в случае необходимости;

оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

признавать свое право и право других на ошибку;

развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

103.8.6. Предметные результаты по испанскому языку (углубленный уровень) ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, должны отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на уровне, превышающем пороговый, достаточном для делового общения в рамках выбранного профиля, в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и метапредметной.

103.8.7. К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по испанскому языку:

103.8.7.1. Владеть основными видами речевой деятельности:

говорение: вести разные виды диалога (в том числе комбинированный диалог), полилог в стандартных ситуациях неофициального и официального общения в рамках отобранного тематического содержания речи с вербальными и/или зрительными опорами и без опор с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка (до 10 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать устные связные монологические высказывания (описание/характеристика, повествование/сообщение, рассуждение) с изложением своего мнения и краткой аргументацией с вербальными и/или зрительными опорами или без опор в рамках отобранного тематического содержания речи; излагать основное содержание прочитанного/прослушанного текста с выражением своего отношения; создавать сообщения в связи с прочитанным/прослушанным текстом с выражением своего отношения (объем монологического высказывания - до 16 фраз); устно излагать результаты выполненной проектной работы (объем - до 16 фраз);

аудирование: воспринимать на слух и понимать аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в содержание текста: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации; с полным пониманием (время звучания текста/текстов для аудирования - до 3 минут);

смысловое чтение: читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в содержание текста: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации, с полным пониманием прочитанного (объем текста/текстов для чтения - 700 - 800 слов); читать про себя и устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий; читать про себя несплошные тексты (таблицы, диаграммы, графики, схемы, инфографика и так далее) и понимать представленную в них информацию;

письменная речь: заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; писать резюме (CV) с сообщением основных сведений о себе в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в стране/странах изучаемого языка (объем сообщения - до 140 слов); писать официальное (деловое) письмо, в том числе и электронное, в соответствии с нормами официального общения, принятыми в стране/странах изучаемого языка (объем делового письма - до 140 слов); создавать письменные высказывания на основе плана, иллюстрации/иллюстраций и/или прочитанного/прослушанного текста с использованием и без использования образца (объем высказывания - до 160 слов); заполнять таблицу, кратко фиксируя содержание прочитанного/прослушанного текста или дополняя информацию в таблице; создавать письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы, графика, диаграммы и письменное высказывание типа "Мое мнение", "За и против" (объем высказывания - до 250 слов); письменно представлять результаты выполненной проектной работы (объем - до 250 слов).

Перевод как особый вид речевой деятельности: делать письменный перевод с испанского языка на русский аутентичных текстов научно-популярного характера с использованием грамматических и лексических переводческих трансформаций;

103.8.7.2. Владеть фонетическими навыками:

различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правило отсутствия фразового ударения на служебных словах; выразительно читать вслух небольшие тексты объемом до 160 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание содержания текста;

владеть орфографическими навыками: правильно писать изученные слова с соблюдением правил графического ударения;

владеть пунктуационными навыками: использовать запятую при перечислении, обращении и при выделении вводных слов; точку в конце предложения, вопросительный, восклицательный знаки в начале и в конце предложения; не ставить точку после заголовка; пунктуационно правильно оформлять прямую речь; пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера, официальное (деловое) письмо, в том числе электронное;

103.8.7.3. Распознавать в устной речи и письменном тексте 1550 лексических единиц (слов, фразовых глаголов, словосочетаний, речевых клише, средств логической связи) и правильно употреблять в устной и письменной речи 1400 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в испанском языке нормы лексической сочетаемости;

Рисунок 2532

Рисунок 2533

распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные многозначные лексические единицы, синонимы, антонимы, интернациональные слова; наиболее частотные устойчивые словосочетания; сокращения и аббревиатуры;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи для обеспечения целостности и логичности устного/письменного высказывания;

103.8.7.4. Знать и понимать особенности структуры простых и сложных предложений и различных коммуникативных типов предложений испанского языка;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи:

нераспространенные и распространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке;

предложения с безличным оборотом для описания погоды;

предложения с безличной формой hay;

предложения с инверсионным порядком слов (прямое и косвенное дополнения);

предложения, содержащие глаголы-связки ser/estar;

предложения с конструкцией acusativo con infinitivo;

сложносочиненные предложения с сочинительными союзами y/e, pero/sino, o/u;

сложноподчиненные предложения с союзами que, porque, si, cuando, como, quien, cuyo, el/la que, mientras, antes de que, para que, aunque, sin que, como si;

придаточные предложения (дополнительные, подлежащные, временные, целевые, уступительные, определительные, образа действия) с глаголом в сослагательном наклонении (Subjuntivo);

условные предложения реального типа (I) в плане настоящего и прошедшего;

условные предложения нереального типа (II, III), в которых используются речевые конструкции с условным значением в процессе устного (Yo que Рисунок 2534) и письменного (Yo en tu lugar) общения;

повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в косвенной речи в плане настоящего и прошедшего времени; согласование времен в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошедшего;

побудительные предложения в утвердительной и отрицательной формах;

предложения с перифрастическими конструкциями ir a + + inf., tener que + inf., hay que + inf., deber + inf., deber de + inf., acabar de + inf., empezar a + inf., ponerse a + + inf., terminar de + inf., volver a + inf.; estar + participio; estar + gerundio, seguir/continuar + gerundio;

предложения с простой и сложной формой инфинитива; конструкции с инфинитивом al + inf., Рисунок 2535 de + inf., antes de + inf.;

правильные и неправильные глаголы во временных формах действительного залога изъявительного наклонения (Presente, Futuro Simple, Рисунок 2536 Perfecto, Рисунок 2537 Indefinido, Рисунок 2538 Imperfecto, Рисунок 2539 Pluscuamperfecto) и страдательного залога;

глаголы во временных формах Futuro Simple, Futuro Compuesto для выражения модального значения сомнения, возможности, предположения;

глаголы в Condicional Simple с временным значением будущего в плане прошедшего; для выражения желаемого действия, вежливой просьбы, совета в плане настоящего; для выражения модального значения неуверенности, предположения в плане прошедшего времени;

глаголы (правильные и неправильные) во временных формах сослагательного наклонения Presente de Subjuntivo, Рисунок 2540 Perfecto Compuesto de Subjuntivo, Рисунок 2541 Imperfecto de Subjuntivo, Рисунок 2542 Pluscuamperfecto de Subjuntivo;

возвратные, правильные и неправильные глаголы в положительной и отрицательной форме повелительного наклонения;

местоимение se для выражения безличности и пассивного залога;

глаголы во временных формах сослагательного наклонения после модальных наречий tal vez, Рисунок 2543, acaso, puede que, междометия Рисунок 2544, союза que;

неличные формы глагола: инфинитив, герундий, причастие (Infinitivo, Gerundio, Participio);

определенный/неопределенный артикль, отсутствие артикля и слитные его формы (al, del); артикль el/un с существительными женского рода, начинающимися на ударное a/ha; артикли перед именами собственными;

имена существительные во множественном числе, образованные по правилу, и исключения;

имена существительные, имеющие форму только множественного числа;

собирательные имена существительные с формой глагола в 3 лице единственного числа;

имена прилагательные и наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях сравнения, образованные по правилу, и исключения;

неисчисляемые имена существительные;

имена прилагательные; прилагательные в положении до или после существительных;

Рисунок 2545

Рисунок 2546

количественные и порядковые числительные;

предлоги места, времени, направления и цели; предлог por, употребляемый в страдательном залоге;

103.8.7.5. Владеть социокультурными знаниями и умениями:

знать/понимать речевые различия в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использовать лексико-грамматические средства с учетом этих различий; знать/понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику и реалии страны/стран изучаемого языка (государственное устройство, законодательная и исполнительная власть, система образования, здравоохранение, страницы истории, основные праздники, этикетные особенности общения и так далее); иметь базовые знания о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и страны/стран изучаемого языка; представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; проявлять уважение к иной культуре; соблюдать нормы вежливости в межкультурном общении;

103.8.7.6. Владеть компенсаторными умениями, позволяющими в случае сбоя коммуникации, а также в условиях дефицита языковых средств: использовать различные приемы переработки информации: при говорении - переспрос; при говорении и письме - описание/перифраз/толкование; при чтении и аудировании - языковую и контекстуальную догадку;

Владеть метапредметными умениями, позволяющими совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком; сравнивать, классифицировать, систематизировать и обобщать по существенным признакам изученные языковые явления (лексические и грамматические); использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме; участвовать в учебно-исследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера с использованием материалов на испанском языке и применением информационно-коммуникационных технологий; соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в Интернете.

103.8.8. К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по испанскому языку:

103.8.8.1. Владеть основными видами речевой деятельности:

говорение: вести разные виды диалога (в том числе, комбинированный диалог), полилог в стандартных ситуациях неофициального и официального общения в рамках отобранного тематического содержания речи с вербальными и/или зрительными опорами и без опор с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка (до 10 реплик со стороны каждого собеседника);

создавать устные связные монологические высказывания (описание/характеристика, повествование/сообщение, рассуждение) с изложением своего мнения и краткой аргументацией с вербальными и/или зрительными опорами или без опор в рамках отобранного тематического содержания речи; излагать основное содержание прочитанного/прослушанного текста с выражением своего отношения; создавать сообщения в связи с прочитанным/прослушанным текстом с выражением своего отношения (объем монологического высказывания 17 - 18 фраз); устно излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 17 - 18 фраз);

аудирование: воспринимать на слух и понимать аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в содержание текста: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации; с полным пониманием (время звучания текста/текстов для аудирования - до 3,5 минут);

смысловое чтение: читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в содержание текста: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации, с полным пониманием прочитанного (объем текста/текстов для чтения - 700 - 900 слов); читать про себя и устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий; читать про себя несплошные тексты (таблицы, диаграммы, графики, схемы, инфографика и так далее) и понимать представленную в них информацию;

письменная речь: заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; писать резюме (CV), письмо-обращение о приеме на работу (carta de Рисунок 2547) с сообщением основных сведений о себе в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка (объем письма-обращения - до 140 слов); писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в стране/странах изучаемого языка (объем сообщения - до 140 слов); писать официальное (деловое) письмо, в том числе и электронное, в соответствии с нормами официального общения, принятыми в стране/странах изучаемого языка (объем делового письма - до 180 слов); создавать письменное высказывание на основе плана, иллюстрации/иллюстраций и/или прочитанного/прослушанного текста с использованием или без использования образца (объем высказывания - до 180 слов); заполнять таблицу, кратко фиксируя содержание прочитанного/прослушанного текста или дополняя информацию в таблице; создавать письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы, графика, диаграммы и письменное высказывание типа "Мое мнение", "За и против" (объем высказывания - до 250 слов); письменно комментировать предложенную информацию, высказывания, пословицы, цитаты с выражением и аргументацией своего мнения (объем - до 250 слов); письменно представлять результаты выполненной проектной работы (объем - до 250 слов);

перевод как особый вид речевой деятельности: делать письменный перевод с испанского языка на русский аутентичных текстов научно-популярного характера с использованием грамматических и лексических переводческих трансформаций;

103.8.8.2. Владеть фонетическими навыками: различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правило отсутствия фразового ударения на служебных словах; выразительно читать вслух небольшие тексты объемом до 170 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание содержания текста;

владеть орфографическими навыками: правильно писать изученные слова с соблюдением правил графического ударения;

владеть пунктуационными навыками: использовать запятую при перечислении, обращении и при выделении вводных слов; точку в конце предложения, вопросительный, восклицательный знаки в начале и в конце предложения; не ставить точку после заголовка; пунктуационно правильно оформлять прямую речь; пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера, официальное (деловое) письмо, в том числе электронное;

103.8.8.3. Распознавать в устной речи и письменном тексте 1650 лексических единиц (слов, в том числе многозначных, а также фразовых глаголов; словосочетаний, речевых клише, средств логической связи) и правильно употреблять в устной и письменной речи 1500 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в испанском языке нормы лексической сочетаемости;

Рисунок 2548

Рисунок 2549

распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные многозначные лексические единицы, синонимы, антонимы, омонимы, наиболее частотные интернациональные слова, сокращения и аббревиатуры, идиомы, пословицы, элементы деловой лексики;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи для обеспечения целостности и логичности устного/письменного высказывания;

103.8.8.4. Знать и понимать особенности структуры простых и сложных предложений и различных коммуникативных типов предложений испанского языка;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи:

нераспространенные и распространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке;

предложения с безличным оборотом для описания погоды;

предложения с безличной формой hay;

предложения с инверсионным порядком слов (прямое и косвенное дополнения);

предложения, содержащие глаголы-связки ser/estar;

предложения с конструкцией acusativo con infinitivo;

сложносочиненные предложения с сочинительными союзами y/e, pero/sino, o/u;

сложноподчиненные предложения с союзами que, porque, si, cuando, como, quien, cuyo, el/la que, mientras, antes de que, para que, aunque, sin que, como si, a Рисунок 2550 de que, con tal de que, en caso de que, ya que, debido a que, puesto que;

сложноподчиненные предложения с придаточными (дополнительными, подлежащными, временными, уступительными, условными, определительными, образа действия, цели и причины), в которых сказуемое выражено глаголом в сослагательном/изъявительном наклонениях;

условные предложения реального типа (I) в плане настоящего и прошедшего и условные предложения нереального типа (II, III, mixtas);

условные предложения нереального типа (II, III, mixtas), в которых используются речевые конструкции с условным значением в процессе устного (Yo que tъ) и письменного (Yo en tu lugar) общения;

повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в косвенной речи в плане настоящего и прошедшего времени; согласование времен в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошедшего;

побудительные предложения в утвердительной и отрицательной формах;

предложения с перифрастическими конструкциями ir a + + inf., tener que + inf., hay que + inf., deber + inf., deber de + inf., acabar de + inf., empezar a + inf., ponerse a + + inf., echar(se) a + inf., romper a + inf., terminar de + inf., volver a + inf.; estar + participio, tener + participio, quedarse + participio; estar + gerundio, seguir/continuar + gerundio, llevar + gerundio, ir + gerundio;

предложения с простой и сложной формой инфинитива; конструкции с инфинитивом al + inf., Рисунок 2551 de + inf., antes de + inf.;

правильные и неправильные глаголы во временных формах действительного залога изъявительного наклонения (Presente, Futuro Simple, Рисунок 2552 Perfecto Compuesto, Рисунок 2553 Indefinido, Рисунок 2554 Imperfecto, Рисунок 2555 Pluscuamperfecto) и страдательного залога;

глаголы во временных формах Futuro Simple, Futuro Compuesto для выражения модального значения сомнения, возможности, предположения;

глаголы в Condicional Simple с временным значением будущего в плане прошедшего; для выражения желаемого действия, вежливой просьбы, совета в плане настоящего; для выражения модального значения неуверенности, предположения в плане прошедшего времени; глаголы в формах Condicional Simple и Condicional Compuesto в условном предложении нереального типа (II, III, mixtas);

глаголы (правильные и неправильные) во временных формах сослагательного наклонения Presente de Subjuntivo, Рисунок 2556 Perfecto Compuesto de Subjuntivo, Рисунок 2557 Im-perfecto de Subjuntivo, Рисунок 2558 Pluscuamperfecto de Subjuntivo;

возвратные, правильные и неправильные глаголы в положительной и отрицательной форме повелительного наклонения;

местоимение se для выражения безличности и пассивного залога;

глаголы во временных формах сослагательного наклонения после модальных наречий tal vez, Рисунок 2559, acaso, puede que, междометия Рисунок 2560, союза que;

неличные формы глагола (инфинитив, герундий, причастие);

определенный/неопределенный артикль, отсутствие артикля и слитные его формы (al, del); артикль el/un с существительными женского рода, начинающимися на ударное a/ha; артикли перед именами собственными; артикли разного грамматического рода с одним и тем же существительным (el frente/la frente);

имена существительные во множественном числе, образованные по правилу, и исключения;

имена существительные, имеющие форму только множественного числа;

собирательные существительные с формой глагола в 3 лице единственного числа;

имена прилагательные и наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях сравнения, образованных по правилу, и исключения;

неисчисляемые имена существительные;

имена прилагательные; прилагательные в положении до или после существительных;

наречия времени, места, образа действия, наречия со значением количества, со значением неуверенности, вопросительные наречия;

личные местоимения (ударные и безударные, выполняющие функцию прямого и косвенного дополнения), притяжательные местоимения (ударные и безударные), указательные местоимения (в функции прилагательного и самостоятельные), возвратные местоимения, неопределенные местоимения (в функции прилагательного и самостоятельные), вопросительные местоимения;

количественные и порядковые числительные;

предлоги места, времени, направления и цели; предлог por, употребляемый в страдательном залоге;

103.8.8.5. Владеть социокультурными знаниями и умениями:

знать/понимать речевые различия в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использовать лексико-грамматические средства с учетом этих различий; знать/понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику и реалии страны/стран изучаемого языка (государственное устройство, система образования, здравоохранение, страницы истории, основные праздники, этикетные особенности общения и так далее); иметь базовые знания о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и страны/стран изучаемого языка; представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; проявлять уважение к иной культуре; соблюдать нормы вежливости в межкультурном общении;

103.8.8.6. Владеть компенсаторными умениями, позволяющими в случае сбоя коммуникации, а также в условиях дефицита языковых средств: использовать различные приемы переработки информации: при говорении - переспрос; при говорении и письме - описание/перифраз/толкование; при чтении и аудировании - языковую и контекстуальную догадку;

103.8.8.7. Владеть метапредметными умениями, позволяющими совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком; сравнивать, классифицировать, систематизировать и обобщать по существенным признакам изученные языковые явления (лексические и грамматические); использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме; участвовать в учебно-исследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера с использованием материалов на испанском языке и применением информационно-коммуникационных технологий; соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в Интернете.

103.9. Для проведения единого государственного экзамена по иностранному (испанскому) языку (далее - ЕГЭ по иностранному (испанскому) языку) используется перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания.

Таблица 9.4

Проверяемые на ЕГЭ по иностранному (испанскому) языку

требования к результатам освоения основной образовательной

программы среднего общего образования

Код проверяемого требования

Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования

Предметные результаты по учебному предмету "Иностранный язык" предметной области "Иностранные языки" должны отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне и на уровне, превышающем пороговый, достаточном для делового общения в рамках выбранного профиля, в совокупности ее составляющих - речевой (говорение, аудирование, чтение и письменная речь), языковой (орфография, пунктуация, фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи), социокультурной, компенсаторной, метапредметной (учебно-познавательной)

1

Овладение основными видами речевой деятельности в рамках следующего тематического содержания речи.

Межличностные отношения в семье, с друзьями и знакомыми. Конфликтные ситуации, их предупреждение и разрешение. Внешность и характер человека и литературного персонажа. Повседневная жизнь. Здоровый образ жизни. Школьное образование. Современный мир профессий. Выбор профессии. Деловое общение. Альтернативы в продолжении образования. Роль иностранного языка в современном мире. Молодежь в современном обществе. Ценностные ориентиры молодежи в современном обществе. Досуг молодежи. Природа и экология. Технический прогресс, современные средства информации и коммуникации, интернет-безопасность. Проблемы современной цивилизации. Родная страна и страна (страны) изучаемого языка. Выдающиеся люди родной страны и страны (стран) изучаемого языка. Россия и мир: вклад России в мировую культуру, науку, технику

1.1

Говорение

1.1.1

Уметь вести разные виды диалога (в том числе комбинированный) в стандартных ситуациях неофициального и официального общения объемом до 10 реплик со стороны каждого собеседника в рамках отобранного тематического содержания речи, уметь участвовать в полилоге с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране (странах) изучаемого языка

1.1.2

Создавать устные связные монологические высказывания (описание (характеристика), повествование (сообщение, рассуждение) с изложением своего мнения и краткой аргументацией объемом 17 - 18 фраз в рамках тематического содержания речи; создавать сообщение в связи с прочитанным (прослушанным) текстом с выражением своего отношения к изложенным событиям и фактам объемом 17 - 18 фраз; устно представлять в объеме 17 - 18 фраз результаты выполненной проектной работы

1.2

Аудирование

1.2.1

Воспринимать на слух и понимать звучащие до 3,5 минут аутентичные тексты, содержащие неизученные языковые явления, не препятствующие решению коммуникативной задачи, с пониманием основного содержания

1.2.2

Воспринимать на слух и понимать звучащие до 3,5 минут аутентичные тексты, содержащие неизученные языковые явления, не препятствующие решению коммуникативной задачи, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации

1.2.3

Воспринимать на слух и понимать звучащие до 3,5 минут аутентичные тексты, содержащие неизученные языковые явления, не препятствующие решению коммуникативной задачи, с полным пониманием

1.3

Смысловое чтение

1.3.1

Читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля объемом 600 - 900 слов, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с пониманием основного содержания

1.3.2

Читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля объемом 600 - 900 слов, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации

1.3.3

Читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разного вида, жанра и стиля объемом 600 - 900 слов, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с полным пониманием прочитанного

1.3.4

Читать несплошные тексты (таблицы, диаграммы, графики, инфографику) и понимать представленную в них информацию

1.4

Письменная речь

1.4.1

Заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в стране (странах) изучаемого языка

1.4.2

Писать электронное сообщение личного характера объемом до 140 слов, соблюдая принятый речевой этикет

1.4.3

Создавать письменные высказывания объемом до 250 слов с использованием плана, картинки, таблиц, графиков, диаграмм, прочитанного (прослушанного) текста; заполнять таблицу, кратко фиксируя содержание прочитанного (прослушанного) текста или дополняя информацию в таблице; комментировать информацию, высказывание, цитату, пословицу с выражением и аргументацией своего мнения

1.4.4

Представлять результаты выполненной проектной работы объемом до 180 слов

1.4.5

Писать резюме и письмо-обращение о приеме на работу объемом до 140 слов с сообщением основных сведений о себе; писать официальное (деловое) письмо, в том числе электронное, объемом до 180 слов в соответствии с нормами официального общения, принятыми в стране (странах) изучаемого языка

1.5

Перевод

1.5.1

Овладение умениями письменного перевода с иностранного языка на русский язык аутентичных текстов научно-популярного характера (в том числе в русле выбранного профиля)

2

Языковая сторона речи

2.1

Овладение фонетическими навыками: различать на слух и адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правило отсутствия фразового ударения на служебных словах; владеть правилами чтения и осмысленно читать вслух аутентичные тексты объемом до 150 слов, построенные в основном на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и интонации

2.2

Овладение орфографическими навыками в отношении изученного лексического материала

2.3

Овладение пунктуационными навыками: использовать запятую при перечислении, обращении и при выделении вводных слов; апостроф, точку, вопросительный и восклицательный знаки; не ставить точку после заголовка; правильно оформлять прямую речь, электронное сообщение личного характера, а также официальное (деловое) письмо, в том числе электронное

2.4

Знание и понимание основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия) и особенностей структуры простых и сложных предложений и различных коммуникативных типов предложений; выявление признаков изученных грамматических и лексических явлений по заданным основаниям

2.5

Овладение навыками распознавания и употребления в устной и письменной речи не менее 1650 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), включая 1350 лексических единиц, освоенных на уровне основного общего образования; навыками употребления родственных слов, образованных с помощью аффиксации, словосложения, конверсии

2.6

Овладение навыками распознавания и употребления в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого иностранного языка в рамках тематического содержания речи в соответствии с решаемой коммуникативной задачей

3

Социокультурные знания и умения

3.1

Овладение социокультурными знаниями и умениями: знать (понимать) речевые различия в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использовать лексико-грамматические средства с учетом этих различий; знать (понимать) и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику страны (стран) изучаемого языка (например, система образования, страницы истории, основные праздники, этикетные особенности общения); иметь базовые знания о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и страны (стран) изучаемого языка; представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; проявлять уважение к иной культуре; соблюдать нормы вежливости в межкультурном общении

4

Компенсаторные умения

4.1

Овладение компенсаторными умениями, позволяющими в случае сбоя коммуникации, а также в условиях дефицита языковых средств использовать различные приемы переработки информации: при говорении - переспрос, при говорении и письме - описание (перифраз, толкование), при чтении и аудировании - языковую и контекстуальную догадку

5

Приобретение опыта практической деятельности в повседневной жизни: участвовать в учебно-исследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера с использованием материалов на изучаемом иностранном языке и применением информационно-коммуникационных технологий; соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет; использовать приобретенные умения и навыки в процессе онлайн-обучения иностранному языку; использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме

Таблица 9.5

Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ

по иностранному (испанскому) языку

Код

Проверяемый элемент содержания

1

Коммуникативные умения

Развитие умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи, указанного во ФГОС СОО.

Межличностные отношения в семье, с друзьями и знакомыми. Конфликтные ситуации, их предупреждение и разрешение. Внешность и характер человека и литературного персонажа. Повседневная жизнь. Здоровый образ жизни. Школьное образование. Выбор профессии. Альтернативы в продолжении образования. Роль иностранного языка в современном мире. Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи. Природа и экология. Технический прогресс, современные средства информации и коммуникации, интернет-безопасность. Современный мир профессий. Ценностные ориентиры молодежи в современном обществе. Деловое общение. Проблемы современной цивилизации. Россия и мир: вклад России в мировую культуру, науку, технику. Родная страна и страна (страны) изучаемого языка. Выдающиеся люди родной страны и страны (стран) изучаемого языка

1.1

Говорение

1.1.1

Диалогическая речь

1.1.1.1

Диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать; вежливо выражать согласие (отказ); выражать благодарность; поддерживать и заканчивать разговор, поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление; в стандартных ситуациях неофициального и официального общения в рамках тематического содержания речи с использованием речевых ситуаций, иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм, схемы и без их использования, с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране (странах) изучаемого языка (объем диалога - до 10 реплик со стороны каждого собеседника)

1.1.1.2

Диалог - побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться (не соглашаться) выполнить просьбу; давать совет и принимать (не принимать) совет; приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться (не соглашаться) на предложение собеседника, объясняя причину своего решения, в стандартных ситуациях неофициального и официального общения в рамках тематического содержания речи с использованием речевых ситуаций, иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм, схем и без их использования, с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране (странах) изучаемого языка (объем диалога - до 10 реплик со стороны каждого собеседника)

1.1.1.3

Диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям; запрашивать интересующую информацию; переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот; брать (давать) интервью в стандартных ситуациях неофициального и официального общения в рамках тематического содержания речи с использованием речевых ситуаций, иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм, схем и без их использования, с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране (странах) изучаемого языка (объем диалога - до 10 реплик со стороны каждого собеседника)

1.1.1.4

Диалог - обмен мнениями: выражать свою точку зрения и обосновывать ее, высказывать свое согласие (несогласие) с точкой зрения собеседника, выражать сомнение, давать эмоциональную оценку обсуждаемым событиям: восхищение, удивление, радость, огорчение; выражать эмоциональную поддержку собеседнику, в том числе с помощью комплиментов, в стандартных ситуациях неофициального и официального общения в рамках тематического содержания речи с использованием речевых ситуаций, иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм, схем и без их использования, с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране (странах) изучаемого языка (объем диалога - до 10 реплик со стороны каждого собеседника)

1.1.1.5

Комбинированный диалог, включающий разные виды диалогов в стандартных ситуациях неофициального и официального общения в рамках тематического содержания речи с использованием речевых ситуаций, иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм, схем и без их использования, с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране (странах) изучаемого языка (объем диалога - до 10 реплик со стороны каждого собеседника)

1.1.1.6

Полилог - умения запрашивать и обмениваться информацией; высказывать и аргументировать свою точку зрения; возражать, расспрашивать участников полилога и уточнять их мнение и точки зрения; брать на себя инициативу в обсуждении, внося пояснения (дополнения); выражать эмоциональное отношение к обсуждаемому вопросу; соблюдать речевые нормы и правила поведения, принятые в странах изучаемого языка в стандартных ситуациях неофициального и официального общения в рамках тематического содержания речи с использованием речевых ситуаций, иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм, схем и без их использования, с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране (странах) изучаемого языка

1.1.2

Монологическая речь

1.1.2.1

Создание устного связного монологического высказывания с использованием одного из основных коммуникативных типов речи - описания (предмета, местности, внешности и одежды человека), в том числе характеристики (черт характера реального человека или литературного персонажа) в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, плана и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм, схем, инфографики и без их использования (объем монологического высказывания - до 18 фраз)

1.1.2.2

Создание устного связного монологического высказывания с использованием одного из основных коммуникативных типов речи - повествования (сообщения) в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, плана и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм, схем, инфографики и без их использования (объем монологического высказывания - до 18 фраз)

1.1.2.3

Создание устного связного монологического высказывания с использованием одного из основных коммуникативных типов речи - рассуждения (с изложением своего мнения и краткой аргументацией) в рамках тематического содержания речи с использованием ключевых слов, плана и (или) иллюстраций, фотографий, таблиц, диаграмм, схем, инфографики и без их использования (объем монологического высказывания - до 18 фраз)

1.1.2.4

Пересказ основного содержания прочитанного (прослушанного) текста в рамках тематического содержания речи без использования ключевых слов, плана с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте (объем монологического высказывания - до 18 фраз)

1.1.2.5

Устное представление (презентация) результатов выполненной проектной работы в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - до 18 фраз)

1.1.2.6

Создание сообщений в связи прочитанным (прослушанным) текстом с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте (объем монологического высказывания - до 18 фраз)

1.2

Аудирование

1.2.1

Аудирование с пониманием основного содержания текста - умения понимать на слух аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с использованием языковой и контекстуальной догадки; определять основную тему (идею) и главные факты (события) в воспринимаемом на слух тексте, отделять главную информацию от второстепенной; прогнозировать содержание текста по началу сообщения; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания (время звучания текста (текстов) для аудирования - до 3,5 минут)

1.2.2

Аудирование с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации - умение понимать на слух аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с использованием языковой и контекстуальной догадки и выделять данную информацию, представленную в эксплицитной (явной) и имплицитной (неявной) форме, в воспринимаемом на слух тексте (время звучания текста (текстов) для аудирования - до 3,5 минут)

1.2.3

Аудирование с полным и точным пониманием всей информации, данной в тексте - умения понимать на слух аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с использованием языковой и контекстуальной догадки; понимать взаимосвязь между фактами, причинами, событиями; устанавливать последовательность фактов и событий; определять отношение говорящего к предмету обсуждения; догадываться из контекста о значении незнакомых слов (время звучания текста (текстов) для аудирования - до 3,5 минут)

1.3

Смысловое чтение

1.3.1

Чтение с пониманием основного содержания текста - умения читать про себя и понимать с использованием языковой и контекстуальной догадки аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные неизученные языковые явления; определять тему (основную мысль), выделять главные факты (события) (опуская второстепенные); прогнозировать содержание текста по заголовку (началу) текста, определять логическую последовательность главных фактов, событий; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания (объем текста (текстов) для чтения - до 900 слов)

1.3.2

Чтение с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации - умения читать про себя и понимать с использованием языковой и контекстуальной догадки аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные неизученные языковые явления; находить в прочитанном тексте и понимать данную информацию, представленную в эксплицитной (явной) и имплицитной (неявной) форме; оценивать найденную информацию с точки зрения ее значимости для решения коммуникативной задачи (объем текста (текстов) для чтения - до 900 слов)

1.3.3

Чтение с полным пониманием - умения читать про себя аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные неизученные языковые явления, и полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста, выборочного перевода) с использованием языковой и контекстуальной догадки; устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий (объем текста (текстов) для чтения - до 900 слов)

1.3.4

Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм, графиков, схем, инфографики и других) и понимание представленной в них информации

1.4

Письменная речь

1.4.1

Заполнение анкет и формуляров в соответствии с нормами, принятыми в стране (странах) изучаемого языка

1.4.2

Написание резюме (CV) с сообщением основных сведений о себе в соответствии с нормами, принятыми в стране (странах) изучаемого языка

1.4.3

Написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране (странах) изучаемого языка (объем сообщения - до 140 слов)

1.4.4

Заполнение таблицы: краткая фиксация содержания прочитанного (прослушанного) текста или дополнение информации в таблице

1.4.5

Создание небольшого письменного высказывания (в том числе аннотации, рассказа, рецензии, статьи и другого) на основе плана, иллюстрации (иллюстраций) и (или) прочитанного (прослушанного) текста с использованием и без использования образца (объем письменного высказывания - до 250 слов)

1.4.6

Письменное представление результатов выполненной проектной работы, в том числе в форме презентации (объем - до 180 слов)

1.4.7

Написание письма-обращения о приеме на работу (carta de Рисунок 2561) с сообщением основных сведений о себе в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране (странах) изучаемого языка (объем письма - до 140 слов)

1.4.8

Написание официального (делового) письма, в том числе и электронного, в соответствии с нормами официального общения, принятыми в стране (странах) изучаемого языка (объем официального (делового) письма - до 180 слов)

1.4.9

Создание письменного высказывания с элементами рассуждения на основе таблицы, графика, диаграммы и письменного высказывания типа "Мое мнение", "За и против" (объем письменного высказывания - до 250 слов)

1.4.10

Письменное комментирование предложенной информации, высказывания, пословицы, цитаты с выражением и аргументацией своего мнения (объем - до 250 слов)

2

Языковые знания и навыки

2.1

Фонетическая сторона речи

2.1.1

Различать на слух и адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правило отсутствия фразового ударения на служебных словах

2.1.2

Чтение вслух аутентичных текстов, построенных в основном на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрирующее понимание текста (объем текста для чтения вслух - до 150 слов)

2.2

Орфография и пунктуация

2.2.1

Правильное написание изученных слов с соблюдением правил графического ударения

2.2.2

Правильная расстановка знаков препинания в письменных высказываниях: запятой при перечислении и при выделении вводных слов; точки в конце предложения; вопросительного, восклицательного знака в начале и в конце предложения; кавычек при цитировании; отсутствие точки после заголовка

2.2.3

Пунктуационно правильное оформление прямой речи в соответствии с нормами изучаемого языка: использование двоеточия после слов автора перед прямой речью, использование тире для выделения слов автора, заключение прямой речи в кавычки

2.2.4

Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране (странах) изучаемого языка, оформление электронного сообщения личного характера: постановка запятой перед обращением и после завершающей фразы, двоеточия после обращения (выделение обращения восклицательными знаками); постановка точки после выражения надежды на дальнейший контакт; отсутствие точки после подписи

2.2.5

Пунктуационно правильное, в соответствии с принятыми в стране (странах) изучаемого языка нормами официального общения, оформление официального (делового) письма, в том числе и электронного

2.3

Лексическая сторона речи

2.3.1

Распознавание в звучащем и письменном тексте и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, в том числе многозначных, словосочетаний, речевых клише, средств логической связи), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в испанском языке нормы лексической сочетаемости

2.3.2

Многозначные лексические единицы. Синонимы. Антонимы

2.3.3

Различные средства связи для обеспечения целостности и логичности устного (письменного) высказывания

2.3.4

Интернациональные слова

2.3.5

Сокращения и аббревиатуры

2.3.6

Омонимы

2.3.7

Идиомы. Пословицы

2.3.8

Элементы деловой лексики

2.3.9

Основные способы словообразования - аффиксация

2.3.9.1

Образование глаголов при помощи префиксов re-, de-/des-/dis-, pro-, in(m)-, a-, trans-/tras-, pre-, co(n)-, contra- и суффиксов -ar/-ear, -er, -ir, ecer/-ocer/-ucir, -izar

2.3.9.2

Образование имен существительных при помощи префиксов ante-, ex-, vice-, super-, pre-, entre-, multi-, sub-, sin-, de-/des-/dis-, in-/im-/i- перед согласными "l", "r" и суффиксов -dor/-tor/-or, -ista,Рисунок 2562, -icio/-icia, -ancia/encia, -dad/-tad, -eza, Рисунок 2563, -ero, -ito/-illo, Рисунок 2564, -ta/-isa, -ismo, -miento, -azo, -a/-o/-e, -dura, -ido, -ada, Рисунок 2565

2.3.9.3

Образование имен прилагательных при помощи префиксов in-/im-/i- перед согласными "l", "r", de-/des-/dis-, inter-, bi-, poli-, sub-/super-, omni-, pen- и суффиксов -oso, -al, -ivo, Рисунок 2566, Рисунок 2567, -able/-ible, -ante/-iente, Рисунок 2568, -(i)ense, -ano/-eno, -ino, Рисунок 2569, -udo, -il

2.3.9.4

Образование наречий при помощи суффикса -mente

2.3.10

Основные способы словообразования - словосложение

2.3.10.1

Образование количественных числительных от 16 до 29 и разряда сотен

2.3.10.2

Образование порядковых числительных от 11 до 29

2.3.10.3

Образование существительных путем соединения основ глагола и существительного (rascacielos)

2.3.10.4

Образование существительных путем соединения основ двух существительных (bocacalle)

2.3.10.5

Образование существительных путем соединения основ прилагательного и существительного (medianoche)

2.3.10.6

Образование прилагательных путем соединения основ двух прилагательных (sordomudo, agridulce)

2.3.10.7

Образование прилагательных путем соединения основ существительного и прилагательного (pelirrojo, cabizbajo)

2.3.11

Основные способы словообразования - конверсия

2.3.11.1

Образование имен существительных путем соединения определенного (неопределенного) артикля и прилагательного (viejo - el/un viejo); нейтрального артикля lo и прилагательного (alto - lo alto); определенного артикля и неопределенной формы глагола (poder - el poder)

2.3.11.2

Образование наречий от прилагательных в мужском роде единственного числа (Рисунок 2570 - corren Рисунок 2571)

2.3.12

Основные способы словообразования - усечение

2.3.12.1

Образование существительных путем усечения: foto (fotografia), peli Рисунок 2572

2.4

Грамматическая сторона речи

2.4.1

Различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные), вопросительные (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной формах)

2.4.2

Нераспространенные и распространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке (Ayer vino a casa muy tarde.)

2.4.3

Предложения с безличным оборотом для описания погоды (Hoy hace buen tiempo.)

2.4.4

Предложения с безличной формой hay

2.4.5

Предложения с инверсионным порядком слов (прямое и косвенное дополнения) (Esta fruta la acabo de comprar en el mercado. A los Рисунок 2573 les gustan estos juguetes.)

2.4.6

Предложения, содержащие глаголы-связки ser/estar

2.4.7

Предложения с конструкцией acusativo con infinitivo

2.4.8

Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами y/e, pero/sino, o/u

2.4.9

Сложноподчиненные предложения с союзами que, porque, si, cuando, como, quien, cuyo, el/la que, mientras, antes de que, para que, aunque, sin que, como si, a Рисунок 2574 de que, con tal de que, en caso de que, ya que, debido a que, puesto que

2.4.10

Сложноподчиненные предложения с придаточными: дополнительными, подлежащными, временными, уступительными, условными, определительными, образа действия, цели и причины, в которых сказуемое выражено глаголом в сослагательном (Modo Subjuntivo) (изъявительном наклонении (Modo Indicative)

2.4.11

Условные предложения реального типа (I) в плане настоящего и прошедшего и условные предложения нереального типа (II, III, mixtas).

2.4.12

Условные предложения нереального типа (II, III, mixtas), в которых используются речевые конструкции с условным значением в процессе устного (Yo en tu lugar) общения

2.4.13

Побудительные предложения в утвердительной (Рисунок 2575 Рисунок 2576 alto!) и отрицательной (Рисунок 2577 grites!) формах

2.4.14

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в косвенной речи в настоящем и прошедшем времени; согласование времен в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошедшего

2.4.15

Предложения с перифрастическими конструкциями с инфинитивом: ir a + inf., tener que + inf., hay que + inf., deber + inf., acabar de + inf., terminar de + inf., deber + inf., deber de + inf., empezar a + inf., ponerse a + inf., echar(se) a + inf., romper a + inf., volver a + inf.

2.4.16

Предложения с перифрастическими конструкциями с причастием: estar + participio, tener + participio, quedarse + participio

2.4.17

Предложения с перифрастическими конструкциями с герундием: estar + gerundio, seguir/continuar + gerundio, ir + gerundio, llevar + gerundio

2.4.18

Инфинитив: простая (el infinitivo simple) и сложная (el infinitivo compuesto) формы инфинитива (Quiero ir a la fiesta/Estoy contenta de haber ido a la fiesta)

2.4.19

Конструкции с инфинитивом: al + inf., Рисунок 2578 de + inf., antes de + inf.

2.4.20

Правильные и неправильные глаголы во временных формах действительного залога изъявительного наклонения (Presente, Future Simple, Рисунок 2579 Perfecto, Рисунок 2580 Indefinido, Рисунок 2581 Imperfecto, Рисунок 2582o Pluscuamperfecto) и страдательного залога

2.4.21

Глаголы во временных формах простого и сложного будущего времени (Futuro Simple, Futuro Compuesto) в модальном значении сомнения, возможности, предположения

2.4.22

Глаголы в формах простого условного наклонения (Conditional Simple) с временным значением будущего в плане прошедшего; со значением нереального желаемого действия, вежливого обращения, совета в плане настоящего; в модальном значении неуверенности, предположения в плане прошедшего времени (Cuando Рисунок 2583 a casa, Рисунок 2584 las doce de la noche.)

2.4.23

Правильные и неправильные глаголы во временных формах сослагательного наклонения (Presente de Subjuntivo, Рисунок 2585 Perfecto Compuesto de Subjuntivo, Рисунок 2586 Imperfecto de Subjuntivo, Рисунок 2587 Pluscuamperfecto de Subjuntivo)

2.4.24

Глаголы в формах сослагательного наклонения (Modo Subjuntivo) после модальных наречий tal vez, Рисунок 2588, acaso, puede que, междометия Рисунок 2589, союза que

2.4.25

Глаголы, в том числе возвратные, правильные и неправильные, в положительной и отрицательной форме повелительного наклонения в формах Рисунок 2590, vosotros, Usted, Ustedes

2.4.26

Неличные формы глагола: инфинитив, герундий, причастие (Infinitivo, Gerundio, Participio Pasado)

2.4.27

Имена существительные во множественном числе, образованные по правилу, и исключения

2.4.28

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

2.4.29

Имена прилагательные, положение прилагательного до или после существительного

2.4.30

Имена прилагательные и наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях сравнения, образованные по правилу, и исключения

2.4.31

Наречия времени (hoy, ayer, esta Рисунок 2591, ya, anoche, ahora, nunca, Рисунок 2592, Рисунок 2593), наречия образа действия (bien/mal, muy, Рисунок 2594), наречия со значением количества (mucho/poco), наречия места (Рисунок 2595, Рисунок 2596, Рисунок 2597), вопросительные наречия (Рисунок 2598, Рисунок 2599, Рисунок 2600, Рисунок 2601), наречия со значением неуверенности (probablemente, a lo mejor, seguramente)

2.4.32

Личные местоимения, ударные и безударные, выполняющие функцию прямого и косвенного дополнения; притяжательные местоимения, ударные и безударные; указательные местоимения в функции прилагательного и самостоятельные; возвратные местоимения; неопределенные местоимения в функции прилагательного и самостоятельные; вопросительные местоимения

2.4.33

Количественные и порядковые числительные

2.4.34

Предлоги места, времени, направления и цели; предлог por, употребляемый в страдательном залоге

2.4.35

Определенный (неопределенный) артикль, отсутствие артикля, слитные формы al, del

2.4.36

Глаголы в формах простого (Conditional Simple) и сложного (Conditional Compuesto) условного наклонения в условном предложении нереального типа (II, III, mixtas)

2.4.37

Неисчисляемые имена существительные

2.4.38

Согласование собирательных имен существительных с формой глагола в 3 лице единственного числа (Рисунок 2602 la gente es muy amable)

2.4.39

Местоимение se для выражения безличности и пассивного залога (Рисунок 2603 se trabaja despacio. Estas casas no se venden.)

2.4.40

Нейтральный артикль lo

2.4.41

Артикль el/un с существительными женского рода, начинающимися на ударное a/ha

2.4.42

Артикль перед именами собственными

2.4.43

Артикли разного грамматического рода с одним и тем же существительным (el frente/la frente)

3

Социокультурные знания и умения

3.1

Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях своей страны и страны (стран) изучаемого языка и основных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в испаноязычной среде в рамках тематического содержания речи

3.2

Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики родной страны и страны (стран) изучаемого языка при изучении тем: государственное устройство, система образования, здравоохранение, страницы истории, литературное наследие, национальные и популярные праздники, проведение досуга, сфера обслуживания, этикетные особенности общения

3.3

Владение основными сведениями о социокультурном портрете и культурном наследии страны (стран), говорящих на испанском языке

3.4

Понимание речевых различий в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использование лексико-грамматических средств с их учетом

3.5

Развитие умения представлять родную страну (малую родину) и страну (страны) изучаемого языка (культурные явления и события, достопримечательности, выдающиеся люди: государственные деятели, ученые, писатели, поэты, художники, композиторы, музыканты, спортсмены, актеры и другие)

4

Компенсаторные умения

4.1

Овладение компенсаторными умениями, позволяющими в случае сбоя коммуникации, а также в условиях дефицита языковых средств использовать различные приемы переработки информации: при говорении - переспрос, при говорении и письме - описание (перифраз, толкование), при чтении и аудировании - языковую и контекстуальную догадку

4.2

Развитие умения игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации

Детализированное тематическое содержание речи

А

Повседневная жизнь семьи. Межличностные отношения в семье, с друзьями и знакомыми. Конфликтные ситуации, их предупреждение и разрешение

Б

Внешность и характеристика человека, литературного персонажа

В

Здоровый образ жизни и забота о здоровье: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, посещение врача. Отказ от вредных привычек

Г

Школьное образование, школьная жизнь, школьные праздники. Школьные социальные сети. Переписка с зарубежными сверстниками. Взаимоотношения в школе. Проблемы и решения. Подготовка к выпускным экзаменам

Д

Современный мир профессий. Проблема выбора профессии. Альтернативы в продолжении образования

Е

Место иностранного языка в повседневной жизни и профессиональной деятельности в современном мире. Роль иностранного языка в планах на будущее

Ж

Молодежь в современном обществе. Ценностные ориентиры. Участие молодежи в жизни общества. Досуг молодежи: увлечения и интересы. Любовь и дружба

З

Покупки: одежда, обувь и продукты питания. Карманные деньги. Молодежная мода

И

Роль спорта в современной жизни: виды спорта, экстремальный спорт, спортивные соревнования, Олимпийские игры

К

Деловое общение: особенности делового общения, деловая этика, деловая переписка, публичное выступление

Л

Туризм. Виды отдыха. Экотуризм. Путешествия по России и зарубежным странам. Виртуальные путешествия

М

Вселенная и человек. Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Стихийные бедствия. Проживание в городской (сельской) местности

Н

Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, сеть Интернет, социальные сети

О

Технический прогресс: перспективы и последствия. Современные средства коммуникации (пресса, телевидение, сеть Интернет, социальные сети и другие). Интернет-безопасность

П

Проблемы современной цивилизации

Р

Родная страна и страна (страны) изучаемого языка: географическое положение, столица, крупные города, регионы; система образования; достопримечательности, культурные особенности (национальные и популярные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи); страницы истории. Россия и мир: вклад России в мировую культуру, науку, технику

С

Выдающиеся люди родной страны и страны (стран) изучаемого языка: государственные деятели, ученые, писатели, поэты, художники, композиторы, путешественники, спортсмены, актеры и другие

(пп. 103.9 введен Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704)