|
N урока
|
Тема урока
|
|
Урок 1
|
Введение в курс русской литературы XX в. Основные этапы жизни и творчества А.И. Куприна. Проблематика рассказов писателя
|
|
Урок 2
|
Своеобразие сюжета повести А.И. Куприна "Олеся". Художественное мастерство писателя
|
|
Урок 3
|
Основные этапы жизни и творчества Л.Н. Андреева. На перепутьях реализма и модернизма
|
|
Урок 4
|
Проблематика рассказа Л.Н. Андреева "Большой шлем". Трагическое мироощущение автора
|
|
Урок 5
|
Основные этапы жизни и творчества М. Горького. Романтический пафос и суровая правда рассказов писателя
|
|
Урок 6
|
Социально-философская драма "На дне". История создания, смысл названия произведения
|
|
Урок 7
|
Тематика, проблематика, система образов драмы "На дне"
|
|
Урок 8
|
"Три правды" в пьесе "На дне" и их трагическое столкновение
|
|
Урок 9
|
Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы "На дне"
|
|
Урок 10
|
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе М. Горького "На дне"
|
|
Урок 11
|
Резервный урок. Подготовка к сочинению по пьесе М. Горького "На дне"
|
|
Урок 12
|
Серебряный век русской литературы. Эстетические программы модернистских объединений
|
|
Урок 13
|
Художественный мир поэта (на выбор К.Д. Бальмонта, М.А. Волошина, Н.С. Гумилева и других). Основные темы и мотивы лирики поэта
|
|
Урок 14
|
Развитие речи. Анализ лирического произведения поэтов Серебряного века (по выбору)
|
|
Урок 15
|
Основные этапы жизни и творчества И.А. Бунина. Темы и мотивы рассказов писателя
|
|
Урок 16
|
Тема любви в произведениях И.А. Бунина ("Антоновские яблоки", "Чистый понедельник")
|
|
Урок 17
|
Социально-философская проблематика рассказов И.А. Бунина ("Господин из Сан-Франциско")
|
|
Урок 18
|
Основные этапы жизни и творчества А.А. Блока. Поэт и символизм. Разнообразие мотивов лирики. Образ Прекрасной Дамы в поэзии. ("Незнакомка", "На железной дороге", "О, весна, без конца и без краю...", "О, я хочу безумно жить..." и другие)
|
|
Урок 19
|
Образ "страшного мира" в лирике А.А. Блока. Тема Родины. ("Россия", "Ночь, улица, фонарь, аптека...", "Река раскинулась. Течет, грустит лениво..." (из цикла "На поле Куликовом"), "О доблестях, о подвигах, о славе..." и другие)
|
|
Урок 20
|
Поэт и революция. Поэма А.А. Блока "Двенадцать". История создания, многоплановость, сложность художественного мира поэмы
|
|
Урок 21
|
Герои поэмы "Двенадцать", сюжет, композиция, многозначность финала. Художественное своеобразие языка поэмы
|
|
Урок 22
|
Подготовка к презентации проекта по литературе начала XX в.
|
|
Урок 23
|
Презентация проекта по литературе начала XX в.
|
|
Урок 24
|
Основные этапы жизни и творчества В.В. Маяковского. Новаторство поэтики Маяковского. Лирический герой ранних произведений поэта
|
|
Урок 25
|
Поэт и революция. Сатира в стихотворениях В.В. Маяковского ("Прозаседавшиеся" и другие)
|
|
Урок 26
|
Своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского ("Послушайте!", "Лиличка!", "Письмо Татьяне Яковлевой" и другие)
|
|
Урок 27
|
Художественный мир поэмы В.В. Маяковского "Облако в штанах"
|
|
Урок 28
|
Основные этапы жизни и творчества С.А. Есенина. Особенности лирики поэта и многообразие тематики стихотворений ("Гой ты, Русь, моя родная...", "Собаке Качалова", "Не жалею, не зову, не плачу..." и другие)
|
|
Урок 29
|
Тема России и родного дома в лирике С.А. Есенина. Природа и человек в произведениях поэта ("Письмо матери", "Спит ковыль. Равнина дорогая...", "Я последний поэт деревни...", "Русь Советская", "Низкий дом с голубыми ставнями..." и другие)
|
|
Урок 30
|
Своеобразие любовной лирики С.А. Есенина ("Шаганэ ты моя, Шаганэ..." и другие)
|
|
Урок 31
|
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.А. Блока, В.В. Маяковского, С.А. Есенина
|
|
Урок 32
|
Страницы жизни и творчества О.Э. Мандельштама. Основные мотивы лирики поэта, философичность его поэзии ("Бессонница. Гомер. Тугие паруса...", "За гремучую доблесть грядущих веков...")
|
|
Урок 33
|
Художественное своеобразие поэзии О.Э. Мандельштама. Символика цвета, ритмико-интонационное многообразие лирики поэта (стихотворения "Ленинград", "Мы живем, под собою не чуя страны..." и другие)
|
|
Урок 34
|
Страницы жизни и творчества М.И. Цветаевой. Многообразие тематики и проблематики в лирике поэта ("Моим стихам, написанным так рано...", "Кто создан из камня, кто создан из глины..." и другие)
|
|
Урок 35
|
Уникальность поэтического голоса М.И. Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди ("Идешь, на меня похожий...", "Мне нравится, что вы больны не мной...", "Тоска по родине! Давно...", "Книги в красном переплете", "Бабушке", "Красною кистью..." (из цикла "Стихи о Москве") и другие)
|
|
Урок 36
|
Основные этапы жизни и творчества А.А. Ахматовой. Многообразие тематики лирики. Любовь как всепоглощающее чувство в лирике поэта ("Песня последней встречи", "Сжала руки под темной вуалью...", "Смуглый отрок бродил по аллеям..." и другие)
|
|
Урок 37
|
Гражданский пафос лирики А.А. Ахматовой. Тема Родины и судьбы в творчестве поэта ("Не с теми я, кто бросил землю...", "Мужество", "Приморский сонет", "Родная земля", "Мне голос был. Он звал утешно..." и другие)
|
|
Урок 38
|
История создания поэмы А.А. Ахматовой "Реквием". Трагедия народа и поэта. Смысл названия
|
|
Урок 39
|
Широта эпического обобщения в поэме "Реквием". Художественное своеобразие произведения
|
|
Урок 40
|
Подготовка к контрольной работе: ответы на проблемный вопрос, сочинение, тесты по литературе первой половины XX в.
|
|
Урок 41
|
Контрольная работа: письменные ответы, сочинение, тесты по литературе первой половины XX в.
|
|
Урок 42
|
Страницы жизни и творчества Н.А. Островского. История создания, идейно-художественное своеобразие романа "Как закалялась сталь"
|
|
Урок 43
|
Образ Павки Корчагина как символ мужества, героизма и силы духа
|
|
Урок 44
|
Основные этапы жизни и творчества М.А. Шолохова. История создания шолоховского эпоса. Особенности жанра
|
|
Урок 45
|
Роман-эпопея "Тихий Дон". Система образов. Тема семьи. Нравственные ценности казачества
|
|
Урок 46
|
Роман-эпопея "Тихий Дон". Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее
|
|
Урок 47
|
Женские судьбы в романе-эпопее "Тихий Дон". Роль пейзажа в произведении. Традиции Л.Н. Толстого в прозе М.А. Шолохова
|
|
Урок 48
|
Развитие речи. Анализ эпизода романа-эпопеи М.А. Шолохова "Тихий Дон"
|
|
Урок 49
|
Основные этапы жизни и творчества М.А. Булгакова. История создания произведения "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (один роман по выбору)
|
|
Урок 50
|
Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (один роман по выбору). Система образов
|
|
Урок 51
|
Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в романе "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (один роман по выбору)
|
|
Урок 52
|
Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Смысл финала романа "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (один роман по выбору)
|
|
Урок 53
|
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению на литературную тему по творчеству М.А. Шолохова и М.А. Булгакова (по выбору)
|
|
Урок 54
|
Картины жизни и творчества А.П. Платонова. Утопические идеи произведений писателя. Особый тип платоновского героя
|
|
Урок 55
|
Высокий пафос и острая сатира произведений А.П. Платонова (одно произведение по выбору). Например, "В прекрасном и яростном мире", "Котлован", "Возвращение". Самобытность языка и стиля писателя
|
|
Урок 56
|
Страницы жизни и творчества А.Т. Твардовского. Тематика и проблематика произведений автора (не менее трех по выбору)
|
|
Урок 57
|
Поэт и время. Основные мотивы лирики А.Т. Твардовского. Тема Великой Отечественной войны ("Памяти матери" ("В краю, куда их вывезли гуртом..."), "Я знаю, никакой моей вины..." и другие)
|
|
Урок 58
|
Тема памяти. Доверительность и исповедальность лирической интонации А.Т. Твардовского ("Дробится рваный цоколь монумента..." и другие)
|
|
Урок 59
|
Тема Великой Отечественной войны в прозе. Человек на войне
|
|
Урок 60
|
Историческая правда художественных произведений о Великой Отечественной войне. Своеобразие "лейтенантской" прозы
|
|
Урок 61
|
Героизм и мужество защитников Отечества. Традиции реалистической прозы о войне в русской литературе
|
|
Урок 62
|
Страницы жизни и творчества А.А. Фадеева. История создания романа "Молодая гвардия". Жизненная правда и художественный вымысел
|
|
Урок 63
|
Система образов в романе "Молодая гвардия". Героизм и мужество молодогвардейцев
|
|
Урок 64
|
В.О. Богомолов "В августе сорок четвертого". Мужество и героизм защитников Родины
|
|
Урок 65
|
Проблема исторической памяти в лирических произведениях о Великой Отечественной войне (стихотворения Ю.В. Друниной, М.В. Исаковского, Ю.Д. Левитанского и других)
|
|
Урок 66
|
Патриотический пафос поэзии о Великой Отечественной войне и ее художественное своеобразие (стихотворения С.С. Орлова, Д.С. Самойлова, К.М. Симонова, Б.А. Слуцкого и других)
|
|
Урок 67
|
Развитие речи. Анализ лирического произведения о Великой Отечественной войне (по выбору)
|
|
Урок 68
|
Тема Великой Отечественной войны в драматургии. Художественное своеобразие и сценическое воплощение
|
|
Урок 69
|
Внеклассное чтение. "Страницы, опаленные войной" по произведениям о Великой Отечественной войне
|
|
Урок 70
|
Основные этапы и жизни и творчества Б.Л. Пастернака. Тематика и проблематика лирики поэта
|
|
Урок 71
|
Тема поэта и поэзии. Любовная лирика Б.Л. Пастернака
|
|
Урок 72
|
Тема человека и природы. Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака
|
|
Урок 73
|
Основные этапы жизни и творчества А.И. Солженицына. Автобиографизм прозы писателя. Своеобразие раскрытия "лагерной" темы. Рассказ "Один день Ивана Денисовича", творческая судьба произведения
|
|
Урок 74
|
Человек и история страны в контексте трагической эпохи в книге писателя "Архипелаг ГУЛАГ"
|
|
Урок 75
|
Презентация проекта по литературе второй половины XX в.
|
|
Урок 76
|
В.М. Шукшин. Страницы жизни и творчества. Своеобразие прозы писателя ("Срезал", "Обида", "Микроскоп", "Мастер", "Крепкий мужик", "Сапожки" и другие)
|
|
Урок 77
|
Нравственные искания героев рассказов В.М. Шукшина. Своеобразие "чудаковатых" персонажей
|
|
Урок 78
|
В.Г. Распутин. Страницы жизни и творчества. Изображение патриархальной русской деревни
|
|
Урок 79
|
Тема памяти и преемственности поколений. Взаимосвязь нравственных и экологических проблем в произведениях В.Г. Распутина (не менее одного произведения по выбору). Например, "Живи и помни", "Прощание с Матерой" и других
|
|
Урок 80
|
Н.М. Рубцов. Страницы жизни и творчества. Тема Родины в лирике поэта (не менее трех стихотворений по выбору). Например, "Звезда полей", "Тихая моя родина!.." и другие
|
|
Урок 81
|
Задушевность и музыкальность поэтического слова Н.М. Рубцова ("В горнице моей светло...", "Привет, Россия...", "Русский огонек", "Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны..." и другие)
|
|
Урок 82
|
И.А. Бродский. Основные этапы жизни и творчества. Тематика лирических произведений поэта (не менее трех по выбору). Например, "На смерть Жукова", "Осенний крик ястреба", "Пилигримы", "Стансы" ("Ни страны, ни погоста..."), "На столетие Анны Ахматовой", "Рождественский романс", "Я входил вместо дикого зверя в клетку..." и другие
|
|
Урок 83
|
Тема памяти. Философские мотивы в лирике И.А. Бродского
|
|
Урок 84
|
Своеобразие поэтического мышления и языка И.А. Бродского
|
|
Урок 85
|
Развитие речи. Анализ лирического произведения второй половины XX в.
|
|
Урок 86
|
Проза второй половины XX - начала XXI вв. "Деревенская" проза. Например, Ф.А. Абрамов (повесть "Пелагея"); В.И. Белов (рассказы "На родине", "Бобришный угор")
|
|
Урок 87
|
Нравственные искания героев в прозе второй половины XX - начале XXI вв. Например, В.П. Астафьев (повествование в рассказах "Царь-рыба" (фрагменты); Ю.П. Казаков (рассказы "Северный дневник", "Поморка"); Ю.В. Трифонов (повесть "Обмен")
|
|
Урок 88
|
Разнообразие повествовательных форм в изображении жизни современного общества. Например, Ч.Т. Айтматов (повесть "Белый пароход"); Ф.А. Искандер (роман в рассказах "Сандро из Чегема" (фрагменты); А.Н. и Б.Н. Стругацкие (повесть "Понедельник начинается в субботу"); Захар Прилепин (рассказы из сборника "Собаки и другие люди")
|
|
Урок 89
|
Поэзия второй половины XX - начала XXI вв. Стихотворения Б.А. Ахмадулиной, А.А. Вознесенского, В.С. Высоцкого, Е.А. Евтушенко и других)
|
|
Урок 90
|
Художественные приемы и особенности поэтического языка автора (стихотворения Б.А. Ахмадулиной, А.А. Вознесенского, В.С. Высоцкого, Е.А. Евтушенко и других)
|
|
Урок 91
|
Особенности драматургии второй половины XX - начала XXI вв. Например, А.Н. Арбузов "Иркутская история"; А.В. Вампилов "Старший сын". Основные темы и проблемы
|
|
Урок 92
|
Подготовка к контрольной работе: ответы на проблемный вопрос, сочинение, тесты по литературе второй половины XX в.
|
|
Урок 93
|
Контрольная работа: письменные ответы, сочинение, тесты по литературе второй половины XX в.
|
|
Урок 94
|
Литература народов России (не менее одного произведения по выбору). Например, рассказ Ю. Рытхэу "Хранитель огня"; повесть Ю. Шесталова "Синий ветер каслания". Художественное произведение в историко-культурном контексте
|
|
Урок 95
|
Литература народов России (стихотворения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева и других). Лирический герой в современном мире
|
|
Урок 96
|
Разнообразие тем и проблем в зарубежной прозе XX в. (не менее одного произведения по выбору). Например, Р. Брэдбери "451 градус по Фаренгейту"; Э.М. Ремарк "Три товарища"; Д. Сэлинджер "Над пропастью во ржи"; Г. Уэллс "Машина времени"; Э. Хемингуэй "Старик и море". Творческая история произведения
|
|
Урок 97
|
Проблематика и сюжет, специфика жанра и композиции, система образов произведения (Р. Брэдбери "451 градус по Фаренгейту"; Э.М. Ремарк "Три товарища"; Д. Сэлинджер "Над пропастью во ржи"; Г. Уэллс "Машина времени"; Э. Хемингуэй "Старик и море").
|
|
Урок 98
|
Резервный урок. Художественное своеобразие произведений зарубежной прозы XX в. Историко-культурная значимость
|
|
Урок 99
|
Общий обзор европейской поэзии XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора (не менее двух стихотворений одного из поэтов по выбору). Например, стихотворения Г. Аполлинера, Т.С. Элиота)
|
|
Урок 100
|
Общий обзор зарубежной драматургии XX в. Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей (одно произведение по выбору). Например, пьесы Б. Брехта "Мамаша Кураж и ее дети"; М. Метерлинка "Синяя птица"; О. Уайльда "Идеальный муж"; Т. Уильямса "Трамвай "Желание"; Б. Шоу "Пигмалион")
|
|
Урок 101
|
Урок внеклассного чтения по зарубежной литературе XX в.
|
|
Урок 102
|
Презентация проекта по литературе второй половины XX - начала XXI вв.
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ: 102, из них уроков, отведенных на контрольные работы (в том числе Всероссийские проверочные работы), - не более 10
|