Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

39(3).8. Планируемые результаты освоения программы по родному (лезгинскому) языку на уровне среднего общего образования

39(3).8. Планируемые результаты освоения программы по родному (лезгинскому) языку на уровне среднего общего образования.

39(3).8.1. В результате изучения родного (лезгинского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

2) патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;

3) духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

4) эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родному (лезгинскому) языку;

5) физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

6) трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного (лезгинского) языка;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;

умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

7) экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по родному (лезгинскому) языку, индивидуально и в группе.

39(3).8.2. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по родному (лезгинскому) языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учетом собственного речевого и читательского опыта.

39(3).8.3. В результате изучения родного (лезгинского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

39(3).8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;

вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учетом собственного речевого и читательского опыта.

39(3).8.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

владеть разными видами деятельности по получению нового знания его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;

владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.

39(3).8.3.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и ее целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.

39(3).8.3.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;

пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

владеть различными способами общения и взаимодействия;

аргументированно вести диалог, развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

39(3).8.3.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;

оценивать приобретенный опыт;

стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

39(3).8.3.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.

39(3).8.3.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

признавать свое право и право других людей на ошибки;

развивать способность видеть мир с позиции другого человека.

39(3).8.3.8. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родному (лезгинскому) языку;

проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.

39(3).8.4. Предметные результаты изучения родного (лезгинского) языка.

К концу 10 класса обучающийся научится:

осознавать роль родного языка в жизни общества и государства;

понимать основные формы функционирования современного лезгинского языка;

осознавать взаимосвязь родного языка и родной культуры;

соблюдать условия речевого общения; выстраивать речь с учетом речевой ситуации;

осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека; характеризовать основные особенности устной и письменной речи, основные причины коммуникативных неудач и пути их преодоления;

осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения;

применять знания по всем видам речевой деятельности в практике;

выявлять особенности разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей;

устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка;

составлять письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, реферат, статья) и документы (расписка, доверенность, заявление);

характеризовать звуки; понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков;

различать особенности звуков речи;

определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении значения и формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с нормами;

делить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую;

проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

свободно использовать алфавит, составлять списки, работать со словарями, искать необходимую информацию, составлять перечень литературы по алфавиту;

проводить фонетический анализ слов;

использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов;

распознавать изученные орфограммы;

осознавать важность нормативного произношения для культурного человека, наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи;

определять признаки текста, типы текста, тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы;

определять композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка);

воспринимать на слух и понимать несложные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации;

владеть умениями осуществлять информационную переработку текста: выделять главную и второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

представлять сообщение на заданную тему в виде презентации; представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста;

использовать при создании собственного текста нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, нормы составления текстов, конспекта;

оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря);

распознавать принадлежность слов к определенной лексической категории: однозначные и многозначные, общеупотребительные (нейтральные) и стилистически окрашенные слова, термины и профессионализмы, жаргонизмами, приводить примеры; различать прямое и переносное значения слова;

определять значение профессионализмов, терминов, жаргонизмов по словарю, оценивать роль общеупотребительных и стилистически окрашенных слов в тексте;

употреблять общеупотребительные и стилистически окрашенные слова, избегать лексических повторов, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте;

проводить лексический анализ слов;

употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости;

распознавать признаки и значение фразеологизмов их особенности употребления в речи;

осознавать морфемику как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования;

распознавать морфемы и делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;

характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

проводить морфемный разбор слов;

распознавать способы образования слов: особенности словообразования слов различных частей речи;

понимать способы образования слов: образование слов с помощью суффиксов, путем сложения двух основ;

применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания;

распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;

применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи лезгинского языка для решения практико-ориентированных учебных задач;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного; объяснять его роль в речи;

определять лексико-грамматические разряды имен существительных;

распознавать собственные и нарицательные; имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа;

определять число, падеж и склонение имен существительных;

использовать в письменной и устной речи имена существительные, заимствованные из русского и иностранного языков;

применять нормы правописания собственных имен существительных, сокращенных имен существительных;

находить имена существительные в предложении, обозначать синтаксические функции имени существительного;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного; объяснять его роль в речи;

распознавать качественные, притяжательные, относительные прилагательные; приводить соответствующие примеры;

понимать способы образования имен прилагательных: образование слов с помощью аффикса, путем сложения двух основ;

применять правила правописания сложных слов (раздельное, слитное, через дефис);

образовывать степени сравнения, анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени;

применять нормы правописания имен прилагательных;

использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов;

наблюдать за особенностями использования имен прилагательных в разных стилях речи;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного;

характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций числительных;

различать разряды имен числительных по значению, по строению;

распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные; приводить свои примеры;

изменять по падежам сложные и составные имена числительные и употреблять их в речи;

характеризовать роль имен числительных в речи, особенности употребления в научных текстах, деловой речи;

употреблять собирательные имена числительные; соблюдать нормы правописания имен числительных;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи, в публицистических и художественных текстах имена числительные (количественные, порядковые, собирательные, разделительные, приблизительные, дробные);

использовать числительные для структурирования своего высказывания, для связи частей текста, для обозначения дат, перечней;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки местоимений разных разрядов, определять их синтаксическую роль;

распознавать личные, возвратное, притяжательные, указательные, вопросительные, определительные, отрицательные, неопределенные местоимения; склонять местоимения и характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи;

соблюдать нормы правописания местоимений;

правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями лезгинского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица - в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности);

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи;

распознавать инфинитив и личные формы глагола;

составлять предложения с переходными и непереходными глаголами;

соблюдать нормы правописания простых, сложных, составных глаголов;

определять тип спряжения глагола и способы образования глаголов;

изменять глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени;

определять способы образования глаголов, выяснять особенности глагольного словообразования;

составлять предложения с глаголами, используя времена, формы и вид глагола;

определять вспомогательные глаголы в тексте; использовать в письменной речи сложные глаголы;

распознавать глаголы изъявительного, повелительного, сослагательного (условного), вопросительного наклонения;

использовать глаголы в форме повелительного наклонения для выражения просьбы, призыва, рекомендации;

соблюдать нормы правописания отрицательных глаголов;

образовывать от глаголов масдар с примерами;

определять морфологические и грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия его синтаксическую функцию;

распознавать и объяснять образование причастий;

образовывать причастия настоящего, прошедшего и будущего времени;

согласовывать причастий с существительным в числе и падеже;

употреблять причастия с определяемыми словами; соблюдать видовременную соотнесенность причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте;

наблюдать за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их;

использовать причастия в тексте в речи;

распознавать деепричастия, определять их значение, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении;

объяснять образование деепричастий, находить деепричастие и деепричастный оборот в предложениях;

различать деепричастие и причастие, деепричастие и наречие;

расставлять знаки препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах, правильно образовывать предложение с деепричастными оборотами, интонировать их;

составлять простые предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами;

правильно записывать деепричастия, исправлять ошибки в употреблении и правописании деепричастий, использовать их в тексте в речи;

определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции наречий;

различать разряды наречий по значению; характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи;

соблюдать нормы правописания наречий, образованных от существительных, прилагательных, числительных;

склонять наречия по местным падежам и характеризовать особенности склонения;

производить морфологический разбор наречия;

употреблять имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, прилагательные, причастия, деепричастия и наречия с учетом стилистических норм современного лезгинского языка;

распознавать и употреблять в устной и письменной речи служебные части речи (послелоги, союзы, частицы, модальные слова, междометия, звукоподражательные слова);

давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их отличия от самостоятельных частей речи;

распознавать послелоги, определять их по значению и роли в предложении, отличать послелоги от других служебных частей речи;

определять разряды послелогов по строению;

образовывать послелоги от наречий, от существительных;

соблюдать нормы правописания послелогов;

использовать послелоги для усиления выразительности речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями;

осуществлять морфологический разбор послелога;

характеризовать союз как служебную часть речи; различать разряды союзов по значению, по строению; объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения;

употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями;

соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзами;

проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике;

характеризовать частицу как служебную часть речи; различать разряды частиц по значению, по составу; объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола;

понимать интонационные особенности предложений с частицами;

употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать нормы правописания частиц;

характеризовать модальные слова как особую группу слов, различать группы модальных слов по значению; объяснять роль модальных слов в речи; характеризовать особенности модальных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе;

проводить морфологический разбор частиц;

характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению; объяснять роль междометий в речи; характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе;

соблюдать пунктуационные нормы оформления предложений с междометиями;

проводить морфологический разбор междометий.

39(3).8.5. Предметные результаты изучения родного (лезгинского) языка. К концу 11 класса обучающийся научится:

определять объект изучения и предмет синтаксиса;

распознавать виды связи слов в предложении (сочинительная связь, подчинительная связь), указывать типы синтаксической связи слов в предложении (согласование, управление, примыкание);

характеризовать интонационные и смысловые особенности предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, определять языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях;

распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения);

выделять главные члены предложения, анализировать порядок слов в предложении в лезгинском и русском языках;

определять виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) и способы его выражения;

применять правила постановки знака тире между подлежащим и сказуемым; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

выделять второстепенные члены предложения, указывать однородные и неоднородные члены, анализировать их функциональную особенность, использовать второстепенные члены предложения в речи в соответствии с их функциями;

определять структурные и функциональные особенности односоставных и двусоставных предложений, нераспространенных и распространенных предложений, использовать их в устной и письменной речи для достижения коммуникативных целей;

выявлять в тексте простые и сложные предложения, определять их различия;

характеризовать основные признаки сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, выявлять в тексте их типы; распознавать в тексте сложные синтаксические конструкции, определять коммуникативную функцию данных конструкций;

определять структурную и коммуникативную особенности прямой и косвенной речи и правильно использовать их в устной и письменной речи;

применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах;

различать функции знаков препинания.

(п. 39(3) введен Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171)