Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

84.6. Содержание обучения в 10 классе

84.6. Содержание обучения в 10 классе.

84.6.1. Человек как высшая ценность. Человек, нравственное начало в человеке, проблема духовного потенциала личности и его реализация, свое "Я" в человеке, индивидуальное в человеке, человек перед судом своей совести, выражение отношения к другим людям, становление личности, личность и мир, судьба человека.

Рисунок 1089

84.6.1.2. Повесть Г. Рахима "Идел" ("Идель"). Поиски героем смысла жизни. Мотив одиночества. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Роль перцептивного хронотопа в понимании психологического состояния лирического героя. Нерасторжимость судьбы человека с судьбой нации.

Рисунок 1090

Рисунок 1091

Рисунок 1092

Рисунок 1093

Рисунок 1094

Рисунок 1095

84.6.2. Человек и семья. Человек и семейные отношения. Место человека в семье. Любовь в жизни человека. Доверие, уважение, верность - главные семейные ценности. Роль родителей в семье. Проблема полноценности семьи.

Рисунок 1096

Рисунок 1097

84.6.2.3. Поэма И. Юзеева "Гашыйклар тавы" ("Гора влюбленных"). Оригинальность сюжета, романтический пафос, раскрытие характеров в их духовном противостоянии. Любовь как высшая ценность. Связь жизненной философии с идеализацией любви. Проблемы верности, чести, уважения к чувствам близких людей.

Рисунок 1098

Рисунок 1099

84.6.2.6. Стихотворение М. Джалиля "Ышанма" ("Не верь"). Образ автора, изображение его духовной силы. Долг лирического героя перед родиной, близкими людьми. Изображение патриотических чувств лирического героя. Отождествление чувств верности и преданности перед своим народом и любимой женщиной.

84.6.2.7. Рассказ Р. Мухаметшина "Тырыйк" ("Прыгун"). Осознание общечеловеческих ценностей. Образ семьи в детском восприятии.

Рисунок 1100

84.6.3. Человек и национальный характер. Человек и нация, судьба народа, родной язык как духовная опора человека, тема бессмертия народа, нации, национальные черты характера, своеобразие национального эстетического идеала, человек как хранитель традиций своего народа.

Рисунок 1101

Рисунок 1102

84.6.3.3. Стихотворение Р. Зайдуллы "Карап торам Казаныма" ("Любуюсь Казанью"). Образ Казани сквозь призму времени: прошлое, настоящее и будущее татарского народа.

Рисунок 1103

Рисунок 1104

84.6.4. Теория литературы.

Пафос, сентиментальный пафос, драматический пафос, романтический пафос, сатирический пафос, фарс, контраст, риторический вопрос, национальный характер.