Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

86.7. Содержание обучения в 11 классе

86.7. Содержание обучения в 11 классе.

86.7.1. Удмуртская литература в 1950 - 1980-е годы.

86.7.1.1. Удмуртская литература в период оттепели. Годы оттепели в общественно-политической и литературной жизни республики. Усиление психологизма в удмуртской литературе. Индивидуализация характеров и образов в прозе, поэзии и драматургии. Развитие лирики.

Развитие классических жанров в удмуртской литературе. Сонеты и венки сонетов.

Поэзия Михаила Покчи-Петрова. Особенности поэзии переходного периода. Венок сонетов Гая Сабитова "Шунды но Рисунок 1167 но..." ("И солнце восходит..."). Образ трагической судьбы М. Покчи-Петрова в венке сонетов.

Усиление в поэзии традиций народной песни. Лирика Степаниды Ивановой. Усиление лиризма в литературе.

Реабилитация репрессированных писателей. Возвращение их творческого наследия в литературный процесс.

86.7.1.2. Геннадий Красильников. Творческий путь Г. Красильникова. Повесть "Тонэн кылисько" ("Остаюсь с тобой"): герои-антиподы, их отношение к проблемам сельской жизни 60-х годов XX века. Лирическое начало в повести.

Проблематика и характеры героев дилогии "Вуж юрт" ("Олексан Кабышев"). Тема отцов и детей в романе. Философско-нравственное содержание дилогии: смысл и ценности человеческой жизни. Символическое звучание детали в романе.

Роман "Арлэн кутсконэз" ("Начало года"). Философско-нравственная глубина романа. Врачи Алексей Соснов и Георгий Световидов: герои-антиподы, сложность и противоречивость их характеров. Противостояние добра и зла в романе. Образ Фаины и ее жизненный выбор. Авторское отношение к героям, способы его выражения.

86.7.1.3. Николай Байтеряков. Лирика поэта-фронтовика Н. Байтерякова, его роль в развитии удмуртской литературы. Память о войне в творчестве поэта. Изображение драмы вдов и матерей в военной лирике Н. Байтерякова: "Оген кышномурт" ("Вдова"), "Медаль".

Реалистические и романтические традиции в поэзии Н. Байтерякова: "Лана", "Азвесь лодка" ("Серебряная лодка"), "Кикыен вераськон" ("Разговор с кукушкой").

Традиции народной песни в стихах поэта, музыкальность его произведений.

Жанр поэмы в творчестве Н. Байтерякова. Проблематика и образы героев в поэме "Солдатлэн данэз" ("Слава солдату"). Лирическое начало в поэме. Сюжетно-композиционные особенности произведения.

86.7.1.4. Семен Самсонов. Развитие производственной тематики в произведениях С. Самсонова: повесть "Рисунок 1168 тонэ" ("Люблю тебя").

Повесть "Вужер" ("Тень"): морально-нравственная проблематика произведения. Сюжетно-композиционные особенности.

86.7.1.5. Александр Белоногов. Раздумья о человеке и времени в поэзии А. Белоногова. Мотив дома. Стихотворения "Пичи гурт" ("Маленькая деревня"), "Шур дорысь арама кушъесты..." ("Березовые рощи у реки...").

Пейзажная лирика поэта. Проблемы экологии в творчестве А. Белоногова. Стихотворения "Ошмесъес, шуръес, гуртъес..." ("Родники, реки, деревни..."), "Рисунок 1169, Рисунок 1170 возьесты..." ("Перекопали, изрыли луга..."), "Куасьмем ошмес дорын" ("У засохшего родника"), "Шимес Рисунок 1171" ("Страшный сон").

Своеобразие любовной лирики поэта. Стихотворения "Кыдекысь Рисунок 1172 гуртын" ("В одной далекой деревне"), "Оло, мон Рисунок 1173 Рисунок 1174..." ("Может я видел во сне..."), "Рисунок 1175 гинэ..." ("Только бы увидеть"), "Тонтэк Рисунок 1176 Рисунок 1177 кадь шудме..." ("Без тебя счастье половинчато...").

Популярные стихи-песни А. Белоногова: "Мусое-инвожое" ("Милая моя, инвожо"), "Оскыса но, оскытэк но" ("И веря, и не веря").

86.7.1.6. Флор Васильев. Тихая лирика Ф. Васильева в удмуртской поэзии. Тема малой родины в творчестве поэта. Стихотворения "Бердыш" ("Бердыши"), "Вордскем гуртам ке Рисунок 1178..." ("Когда возвращаюсь в родную деревню..."), "Шаерамы уло кезьыт Рисунок 1179..." ("В нашем краю дуют холодные ветры...").

Тема природы и человека в поэзии Ф. Васильева. Экология природы и культуры в художественном мире поэта. Стихотворения "Рисунок 1180 кызьпу арамаын..." ("В одной березовой роще..."), "Рисунок 1181 Рисунок 1182 кадь лобо пилемъес..." ("Словно белые гуси летят облака..."), "Мон - язычник. Инмаре - инкуазь..." ("Я - язычник. Мой бог - природа..."), "Кошкиськом, лэся, инкуазь дорысь..." ("Все дальше мы уходим от природы..."), "Уг яратскы Рисунок 1183 писпуосты..." ("Я не люблю подстриженных деревьев...").

Рисунок 1184

Рисунок 1185

Творческий практикум: Проведение Круглого стола на тему "И для меня бы не было России без маленькой Удмуртии моей...".

86.7.1.7. Роман Валишин. Повесть "Рисунок 1186 гурезь" ("Гора ветров"). Развитие удмуртской психологической прозы. Трагический образ Оникея. Лирико-романтический образ Юси: способы его создания. Символические образы в повести.

Рисунок 1187

Гражданский пафос стихотворения "Кизиськом, кизиськом ми чабей..." ("Сеем, мы сеем пшеницу..."). Семантика доминантных образов.

86.7.1.9. Петр Чернов. Публицистическое начало в творчестве П. Чернова. Автобиографическое начало в произведениях прозаика. Проблемы удмуртской деревни, ментальности и этничности в повестях П. Чернова.

Раскрытие внутреннего мира мужчины в повести "Казак воргорон" ("Вольный казак"). Психологизм повести, способы создания характеров, особенности сюжетостроения.

Рисунок 1188

Художественное своеобразие гражданской лирики поэта. Стихотворения "Уть, Инмаре" ("Храни, мой бог"), "Выжые" ("Корни мои").

86.7.1.11. Егор Загребин. Мастер коротких пейзажных зарисовок. Ведущий автор современной драматургии. Многожанровое творчество драматурга и его роль в развитии удмуртской драматургии второй половины XX века.

Рисунок 1189

Рисунок 1190

86.7.1.12. Генрих Перевощиков. Прозаик, остро чувствующий проблемы современности. Творческая эволюция писателя: от производственного романа - к психологическому.

Проблематика, характеры героев и сюжетостроение в дилогии "Рисунок 1191" ("Гололед"). Нравственно-психологический конфликт в дилогии. Психологизм произведения.

Рисунок 1192

Своеобразие военной лирики поэта: драма детей войны. Стихотворения "Пиосмурт пельпум" ("Мужские плечи"), "Вожъяськон" ("Зависть"), "Атай пуктэ ке пельпумыз вылэ..." ("Когда отец сажает на плечи свои...").

Рисунок 1193

86.7.2. Удмуртская литература в 1980 - 2000-е годы.

86.7.2.1. Удмуртская литература на рубеже веков. Современность и актуальные задачи удмуртской литературы на рубеже веков. Художественно-эстетические поиски удмуртских писателей в области языковых стратегий, содержания, жанра и формы произведения. Возвращение в литературу забытых имен и произведений. Оживление переводческой деятельности.

Поэзия. Развитие в лирике трех "волн": новые поэтические сборники поэтов старшего поколения, женская лирика и творческие поиски молодых авторов.

Новаторские поиски Сергея Матвеева в области философской лирики. Одинокий и свободолюбивый герой поэта.

Поэтическая стилистика Эрика Батуева. Новизна мировосприятия поэта и журналиста. Мотивы смерти в поэзии Э. Батуева.

Проза. Художественные поиски удмуртских прозаиков. Новые герои и сюжеты в эпических жанрах. Женская проза.

Лидия Нянькина - рассказчик. Проблематика рассказов и типология героев в прозе Л. Нянькиной.

Драматургия. Развитие жанров драматургии на стыке веков. Возрождение жанра трагедии в удмуртской литературе.

Детская литература. Творчество именитых и молодых писателей в области детской литературы. Жанровые поиски авторов, новизна проблематики произведений для детей. Детские произведения женщин-прозаиков.

Рисунок 1194

Тема безответной любви в лирике поэтессы. Образ роковой и грешной женщины. Стихотворения "Вожан" ("Ревность"), "Тау тыныд" ("Благодарю тебя"), "Инмын лоба ке шуд тури..." ("Когда мой журавль в небе..."), "Малпасько тонэ..." ("Думаю о тебе...").

86.7.2.3. Никвлад Самсонов. Мастер - рассказчик. Проблематика, характеры героев и способы их создания в произведениях прозаика. Символическое и мифопоэтическое значение художественной детали в прозе Н. Самсонова.

"Голубые наличники" - рассказ о драме мужчины, покинувшего отчий дом. Психологизм конфликта. Образы-символы.

Творческий практикум: Филологический анализ рассказов Н. Самсонова "Ежалэс улмо" ("Недозрелое яблоко"), "Чоръяло Рисунок 1195 Чуньышурын" ("Поют петухи в Чуньышуре").

Рисунок 1196

Рисунок 1197

Любовная лирика бесермянского поэта. Стихотворения "Тонтэк та дунне но Рисунок 1198 ук..." ("Без тебя и мира нет..."), "Тодад Рисунок 1199 вай ни ке монэ..." ("Если меня уж не вспомнишь..."), "Мыным тонэн гинэ умой!" ("Мне лишь с тобою хорошо!").

86.7.2.5. Олег Четкарев. Расширение жанрового потенциала повести в творчестве писателя. Оппозиция города и деревни в прозе О. Четкарева.

Проблематика, конфликты и герои повести "Чагыр но дыдыке..." ("Сизый мой голубочек"). Маргинальный герой. Особенности сюжетостроения произведения. Роль метафоры в повести.

Рисунок 1200

Реалистичность поэзии автора: стихотворения "Вал ворттэ!.." ("Лошадь мчится!.."), "Пересь турна" ("Старик косит").

Фольклорное начало в любовной лирике. Стихотворения "Рисунок 1201 сюлэм" ("Затомившееся сердце"), "Быдэс даур тонэ вити..." ("Целый век тебя ждала...").

"Рисунок 1202 юсь сямен ортчоз" ("Словно белая лебедь проплывет") - гимн женской красоте и женственности. Особенности поэтики, приемы психологизма.

86.7.2.7. Татьяна Чернова. Романтический мир поэзии, лейтобразы. Стихотворения "Шедьтэ сяськадэс" ("Найдите свой цветок"), "Чагыр тылы" ("Голубое перо").

Мотив воспевания женственности и материнства. Стихотворения "Нылы но анае..." (Моя дочь и мама"), "Малпаськон" ("Думы").

Рисунок 1203

86.7.2.8. Людмила Кутянова. Традиции Ашальчи Оки в поэзии Л. Кутяновой. Приемы создания образа лирической героини. Минорная поэтическая интонация. Стихотворения "Бубыли" ("Бабочка"), "Тон-а со?" ("Ты ли это?"), "Ашальчи Окилы" ("Посвящение Ашальчи Оки").

Рисунок 1204

Рисунок 1205

86.7.2.9. Вячеслав Сергеев (Вячеслав Ар-Серги). Развитие лирической и психологической прозы в творчестве писателя. Мастерство в использовании приемов психологизма - подтекст, речевая характеристика героев, ирония. Рассказы "Телефон дурын" ("У телефона"), "Палэзьпу - оскон" ("Рябина - надежда"), "Акшанысь кышномурт" ("Женщина из сумерек"), "Пислэг" ("Синица").

Раскрытие философии жизни сельского мужчины в рассказе "Пислэг" ("Синица").

Тема ответственности в рассказе "Рисунок 1206 кошкись" ("Уходящий во грехе"). Поэтика рассказа.