Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

116.8. Планируемые результаты освоения программы по физике на уровне среднего общего образования

116.8.1. Освоение учебного предмета "Физика" на уровне среднего общего образования (углубленный уровень) должно обеспечить достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Личностные результаты освоения учебного предмета "Физика" должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

1) гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

принятие традиционных общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

2) патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма;

ценностное отношение к государственным символам, достижениям российских ученых в области физики и технике;

3) духовно-нравственного воспитания:

сформированность нравственного сознания, этического поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в деятельности ученого;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

4) эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества, присущего физической науке;

5) трудового воспитания:

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе связанным с физикой и техникой, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию в области физики на протяжении всей жизни;

6) экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

расширение опыта деятельности экологической направленности на основе имеющихся знаний по физике;

7) ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития физической науки;

осознание ценности научной деятельности, готовность в процессе изучения физики осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

116.8.2. В процессе достижения личностных результатов освоения программы по физике для уровня среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении общения, способность к сочувствию и сопереживанию;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.

116.8.3. Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования должны отражать:

116.8.3.1. Овладение универсальными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых физических явлениях;

разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;

вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.

2) базовые исследовательские действия:

владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами физической науки;

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в области физики, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения задач физического содержания, применению различных методов познания;

осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов в области физики;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, в том числе при изучении физики;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;

уметь переносить знания по физике в практическую область жизнедеятельности;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.

3) работа с информацией:

владеть навыками получения информации физического содержания из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

оценивать достоверность информации;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

создавать тексты физического содержания в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации.

116.8.3.2. Овладение универсальными коммуникативными действиями:

1) общение:

осуществлять общение на уроках физики и во внеурочной деятельности;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;

2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

116.8.3.3. Овладение универсальными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность в области физики и астрономии, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи;

самостоятельно составлять план решения расчетных и качественных задач, план выполнения практической работы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

давать оценку новым ситуациям;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать на себя ответственность за решение;

оценивать приобретенный опыт;

способствовать формированию и проявлению эрудиции в области физики, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

2) самоконтроль:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

3) принятие себя и других:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;

признавать свое право и право других на ошибку.

116.8.4. Предметные результаты освоения программы по физике. В процессе изучения курса курса физики углубленного уровня в 10 классе обучающийся научится:

понимать роль физики в экономической, технологической, экологической, социальной и этической сферах деятельности человека, роль и место физики в современной научной картине мира, значение описательной, систематизирующей, объяснительной и прогностической функций физической теории - механики, молекулярной физики и термодинамики, роль физической теории в формировании представлений о физической картине мира;

различать условия применимости моделей физических тел и процессов (явлений): инерциальная система отсчета, абсолютно твердое тело, материальная точка, равноускоренное движение, свободное падение, абсолютно упругая деформация, абсолютно упругое и абсолютно неупругое столкновения, модели газа, жидкости и твердого (кристаллического) тела, идеальный газ, точечный заряд, однородное электрическое поле;

различать условия (границы, области) применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов;

анализировать и объяснять механические процессы и явления, используя основные положения и законы механики (относительность механического движения, формулы кинематики равноускоренного движения, преобразования Галилея для скорости и перемещения, законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, законы сохранения импульса и механической энергии, связь работы силы с изменением механической энергии, условия равновесия твердого тела), при этом использовать математическое выражение законов, указывать условия применимости физических законов: преобразований Галилея, второго и третьего законов Ньютона, законов сохранения импульса и механической энергии, закона всемирного тяготения;

анализировать и объяснять тепловые процессы и явления, используя основные положения молекулярно-кинетической теории и законы молекулярной физики и термодинамики (связь давления идеального газа со средней кинетической энергией теплового движения и концентрацией его молекул, связь температуры вещества со средней кинетической энергией теплового движения его частиц, связь давления идеального газа с концентрацией молекул и его температурой, уравнение Менделеева-Клапейрона, первый закон термодинамики, закон сохранения энергии в тепловых процессах), при этом использовать математическое выражение законов, указывать условия применимости уравнения Менделеева-Клапейрона;

анализировать и объяснять электрические явления, используя основные положения и законы электродинамики (закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, потенциальность электростатического поля, принцип суперпозиции электрических полей, при этом указывая условия применимости закона Кулона, а также практически важные соотношения: законы Ома для участка цепи и для замкнутой электрической цепи, закон Джоуля-Ленца, правила Кирхгофа, законы Фарадея для электролиза);

описывать физические процессы и явления, используя величины: перемещение, скорость, ускорение, импульс тела и системы тел, сила, момент силы, давление, потенциальная энергия, кинетическая энергия, механическая энергия, работа силы, центростремительное ускорение, сила тяжести, сила упругости, сила трения, мощность, энергия взаимодействия тела с Землей вблизи ее поверхности, энергия упругой деформации пружины, количество теплоты, абсолютная температура тела, работа в термодинамике, внутренняя энергия идеального одноатомного газа, работа идеального газа, относительная влажность воздуха, коэффициент полезного действия идеального теплового двигателя; электрическое поле, напряженность электрического поля, напряженность поля точечного заряда или заряженного шара в вакууме и в диэлектрике, потенциал электростатического поля, разность потенциалов, электродвижущая сила, сила тока, напряжение, мощность тока, электрическая емкость плоского конденсатора, сопротивление участка цепи с последовательным и параллельным соединением резисторов, энергия электрического поля конденсатора;

объяснять особенности протекания физических явлений: механическое движение, тепловое движение частиц вещества, тепловое равновесие, броуновское движение, диффузия, испарение, кипение и конденсация, плавление и кристаллизация, направленность теплопередачи, электризация тел, эквипотенциальность поверхности заряженного проводника;

проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с использованием прямых измерений, при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде графиков с учетом абсолютных погрешностей измерений, делать выводы по результатам исследования;

проводить косвенные измерения физических величин, при этом выбирать оптимальный метод измерения, оценивать абсолютные и относительные погрешности прямых и косвенных измерений;

проводить опыты по проверке предложенной гипотезы: планировать эксперимент, собирать экспериментальную установку, анализировать полученные результаты и делать вывод о статусе предложенной гипотезы;

соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента, практикума и учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием измерительных устройств и лабораторного оборудования;

решать расчетные задачи с явно заданной и неявно заданной физической моделью: на основании анализа условия обосновывать выбор физической модели, отвечающей требованиям задачи, применять формулы, законы, закономерности и постулаты физических теорий при использовании математических методов решения задач, проводить расчеты на основании имеющихся данных, анализировать результаты и корректировать методы решения с учетом полученных результатов;

решать качественные задачи, требующие применения знаний из разных разделов курса физики, а также интеграции знаний из других предметов естественно-научного цикла: выстраивать логическую цепочку рассуждений с использованием изученных законов, закономерностей и физических явлений;

использовать теоретические знания для объяснения основных принципов работы измерительных приборов, технических устройств и технологических процессов;

приводить примеры вклада российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки, в объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий;

анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности, представлений о рациональном природопользовании, а также разумном использовании достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;

применять различные способы работы с информацией физического содержания с использованием современных информационных технологий, при этом использовать современные информационные технологии для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации, структурирования и интерпретации информации, полученной из различных источников, критически анализировать получаемую информацию и оценивать ее достоверность как на основе имеющихся знаний, так и на основе анализа источника информации;

проявлять организационные и познавательные умения самостоятельного приобретения новых знаний в процессе выполнения проектных и учебно-исследовательских работ;

работать в группе с исполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях, оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы;

проявлять мотивацию к будущей профессиональной деятельности по специальностям физико-технического профиля.

116.8.5. Предметные результаты освоения программы по физике. В процессе изучения курса курса физики углубленного уровня в 11 классе обучающийся научится:

понимать роль физики в экономической, технологической, социальной и этической сферах деятельности человека, роль и место физики в современной научной картине мира, роль астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии, значение описательной, систематизирующей, объяснительной и прогностической функций физической теории - электродинамики, специальной теории относительности, квантовой физики, роль физической теории в формировании представлений о физической картине мира, место физической картины мира в общем ряду современных естественно-научных представлений о природе;

различать условия применимости моделей физических тел и процессов (явлений): однородное электрическое и однородное магнитное поля, гармонические колебания, математический маятник, идеальный пружинный маятник, гармонические волны, идеальный колебательный контур, тонкая линза, моделей атома, атомного ядра и квантовой модели света;

различать условия (границы, области) применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов;

анализировать и объяснять электромагнитные процессы и явления, используя основные положения и законы электродинамики и специальной теории относительности (закон сохранения электрического заряда, сила Ампера, сила Лоренца, закон электромагнитной индукции, правило Ленца, связь ЭДС самоиндукции в элементе электрической цепи со скоростью изменения силы тока, постулаты специальной теории относительности Эйнштейна);

анализировать и объяснять квантовые процессы и явления, используя положения квантовой физики (уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, первый и второй постулаты Бора, принцип соотношения неопределенностей Гейзенберга, законы сохранения зарядового и массового чисел и энергии в ядерных реакциях, закон радиоактивного распада);

описывать физические процессы и явления, используя величины: напряженность электрического поля, потенциал электростатического поля, разность потенциалов, электродвижущая сила, индукция магнитного поля, магнитный поток, сила Ампера, индуктивность, электродвижущая сила самоиндукции, энергия магнитного поля проводника с током, релятивистский импульс, полная энергия, энергия покоя свободной частицы, энергия и импульс фотона, массовое число и заряд ядра, энергия связи ядра;

объяснять особенности протекания физических явлений: электромагнитная индукция, самоиндукция, резонанс, интерференция волн, дифракция, дисперсия, полное внутреннее отражение, фотоэлектрический эффект (фотоэффект), альфа- и бета-распады ядер, гамма-излучение ядер, физические принципы спектрального анализа и работы лазера;

определять направление индукции магнитного поля проводника с током, силы Ампера и силы Лоренца;

строить изображение, создаваемое плоским зеркалом, тонкой линзой, и рассчитывать его характеристики;

применять основополагающие астрономические понятия, теории и законы для анализа и объяснения физических процессов, происходящих в звездах, в звездных системах, в межгалактической среде; движения небесных тел, эволюции звезд и Вселенной;

проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде графиков с учетом абсолютных погрешностей измерений, делать выводы по результатам исследования;

проводить косвенные измерения физических величин, при этом выбирать оптимальный метод измерения, оценивать абсолютные и относительные погрешности прямых и косвенных измерений;

проводить опыты по проверке предложенной гипотезы: планировать эксперимент, собирать экспериментальную установку, анализировать полученные результаты и делать вывод о статусе предложенной гипотезы;

описывать методы получения научных астрономических знаний;

соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента, практикума и учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием измерительных устройств и лабораторного оборудования;

решать расчетные задачи с явно заданной и неявно заданной физической моделью: на основании анализа условия выбирать физические модели, отвечающие требованиям задачи, применять формулы, законы, закономерности и постулаты физических теорий при использовании математических методов решения задач, проводить расчеты на основании имеющихся данных, анализировать результаты и корректировать методы решения с учетом полученных результатов;

решать качественные задачи, требующие применения знаний из разных разделов курса физики, а также интеграции знаний из других предметов естественно-научного цикла: выстраивать логическую цепочку рассуждений с использованием изученных законов, закономерностей и физических явлений;

использовать теоретические знания для объяснения основных принципов работы измерительных приборов, технических устройств и технологических процессов;

приводить примеры вклада российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки, в объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий;

анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности, представлений о рациональном природопользовании, а также разумном использовании достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;

применять различные способы работы с информацией физического содержания с использованием современных информационных технологий, при этом использовать современные информационные технологии для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации, структурирования и интерпретации информации, полученной из различных источников, критически анализировать получаемую информацию и оценивать ее достоверность как на основе имеющихся знаний, так и на основе анализа источника информации;

проявлять организационные и познавательные умения самостоятельного приобретения новых знаний в процессе выполнения проектных и учебно-исследовательских работ;

работать в группе с исполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях, оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы;

проявлять мотивацию к будущей профессиональной деятельности по специальностям физико-технического профиля.

116.9. Для проведения единого государственного экзамена по физике (далее - ЕГЭ по физике) используется перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания.

Таблица 14.4

Проверяемые на ЕГЭ по физике требования

к результатам освоения основной образовательной программы

среднего общего образования

Код проверяемого требования

Проверяемые требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования

1

Сформированность умений распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе изученных законов

2

Владение основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими физические процессы

3

Сформированность умений применять законы классической механики, молекулярной физики и термодинамики, электродинамики, квантовой физики для анализа и объяснения явлений микромира, макромира и мегамира, различать условия (границы, области) применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов; анализировать физические процессы, используя основные положения, законы и закономерности

4

Сформированность умения различать условия применимости моделей физических тел и процессов (явлений)

5

Сформированность умения решать расчетные задачи с явно заданной и неявно заданной физической моделью: на основании анализа условия выбирать физические модели, отвечающие требованиям задачи, применять формулы, законы, закономерности и постулаты физических теорий при использовании математических методов решения задач, проводить расчеты на основании имеющихся данных, анализировать результаты и корректировать методы решения с учетом полученных результатов

6

Решать качественные задачи, требующие применения знаний из разных разделов школьного курса физики, а также интеграции знаний из других предметов естественнонаучного цикла: выстраивать логическую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления

7

Владение основными методами научного познания, используемыми в физике: проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая оптимальный способ измерения и используя известные методы оценки погрешностей измерений, проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, объяснять полученные результаты, используя физические теории, законы и понятия, и делать выводы; соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с использованием цифровых измерительных устройств и лабораторного оборудования

8

Сформированность умений анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности; представлений о рациональном природопользовании, а также разумном использовании достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества

9

Овладение различными способами работы с информацией физического содержания с использованием современных информационных технологий; развитие умений критического анализа и оценки достоверности получаемой информации

10

Сформированность умений применять основополагающие астрономические понятия, теории и законы для анализа и объяснения физических процессов, происходящих на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде; движения небесных тел, эволюции звезд и Вселенной

Таблица 14.5

Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по физике

Код раздела/темы

Код элемента

Проверяемый элемент содержания

1

МЕХАНИКА

1.1

КИНЕМАТИКА

1.1.1

Механическое движение. Относительность механического движения. Система отсчета

1.1.2

Материальная точка.

Ее радиус-вектор:

Рисунок 5220

Рисунок 5221,

траектория,

перемещение:

Рисунок 5222,

путь.

Сложение перемещений:

Рисунок 5223

1.1.3

Скорость материальной точки:

Рисунок 5224,

Рисунок 5225, аналогично Рисунок 5226, Рисунок 5227.

Сложение скоростей: Рисунок 5228.

Вычисление перемещения и пути материальной точки при прямолинейном движении вдоль оси x по графику зависимости Рисунок 5229

1.1.4

Ускорение материальной точки: Рисунок 5230,

Рисунок 5231, аналогично Рисунок 5232, Рисунок 5233.

1.1.5

Равномерное прямолинейное движение:

Рисунок 5234

Рисунок 5235

1.1.6

Равноускоренное прямолинейное движение:

Рисунок 5236

Рисунок 5237

Рисунок 5238

Рисунок 5239

При движении в одном направлении путь Рисунок 5240

1.1.7

Свободное падение. Ускорение свободного падения. Движение тела, брошенного под углом Рисунок 5241 к горизонту:

Рисунок 5242

Рисунок 5243

Рисунок 5244

Рисунок 5245

1.1.8

Криволинейное движение. Движение материальной точки по окружности.

Угловая и линейная скорость точки: Рисунок 5246. При равномерном движении точки по окружности Рисунок 5247.

Центростремительное ускорение точки: Рисунок 5248. Полное ускорение материальной точки

1.1.9

Твердое тело. Поступательное и вращательное движение твердого тела

1.2

ДИНАМИКА

1.2.1

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея

1.2.2

Масса тела. Плотность вещества: Рисунок 5249

1.2.3

Сила. Принцип суперпозиции сил: Рисунок 5250

1.2.4

Второй закон Ньютона: для материальной точки в ИСО

Рисунок 5251; Рисунок 5252 при Рисунок 5253

1.2.5

Третий закон Ньютона для материальных точек: Рисунок 5254

Рисунок 5255

1.2.6

Закон всемирного тяготения: силы притяжения между точечными массами равны Рисунок 5256.

Сила тяжести. Центр тяжести тела. Зависимость силы тяжести от высоты h над поверхностью планеты радиусом R0:

Рисунок 5257

1.2.7

Сила упругости. Закон Гука: Fx = -kx

1.2.8

Сила трения. Сухое трение.

Сила трения скольжения: Рисунок 5258.

Сила трения покоя: Рисунок 5259.

Коэффициент трения

1.2.9

Давление: Рисунок 5260

1.3

СТАТИКА

1.3.1

Момент силы относительно оси вращения:

Рисунок 5261, где l - плечо силы Рисунок 5262 относительно оси, проходящей через точку O перпендикулярно рисунку

Рисунок 5263

1.3.2

Центр масс тела. Центр масс системы материальных точек: Рисунок 5264. В однородном поле тяжести Рисунок 5265 центр масс тела совпадает с его центром тяжести

1.3.3

Условия равновесия твердого тела в ИСО: Рисунок 5266.

1.3.4

Закон Паскаля

1.3.5

Давление в жидкости, покоящейся в ИСО: Рисунок 5267

1.3.6

Закон Архимеда: Рисунок 5268,

если тело и жидкость покоятся в ИСО, то FАрх = pgVвытесн

Условие плавания тел

1.4

ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ

1.4.1

Импульс материальной точки: Рисунок 5269

1.4.2

Импульс системы тел: Рисунок 5270

1.4.3

Закон изменения и сохранения импульса:

в ИСО Рисунок 5271;

в ИСО Рисунок 5272, если Рисунок 5273

Реактивное движение

1.4.4

Работа силы на малом перемещении:

Рисунок 5274

Рисунок 5275

1.4.5

Мощность силы:

если за время Рисунок 5276 работа силы изменяется на Рисунок 5277, то мощность силы

Рисунок 5278

Рисунок 5279

1.4.6

Кинетическая энергия материальной точки: Рисунок 5280.

Закон изменения кинетической энергии системы материальных точек: в ИСО Рисунок 5281

1.4.7

Потенциальная энергия:

для потенциальных сил Рисунок 5282.

Потенциальная энергия материальной точки в однородном поле тяжести: Eпотенц = mgh.

Потенциальная энергия упруго деформированного тела:

Рисунок 5283

1.4.8

Закон изменения и сохранения механической энергии:

Eмех = Eкин + Eпотенц,

в ИСО Рисунок 5284,

в ИСО Рисунок 5285, если Aвсех непотенц. сил = 0

1.5

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

1.5.1

Гармонические колебания материальной точки. Амплитуда и фаза колебаний. Кинематическое описание:

Рисунок 5286,

Рисунок 5287,

Рисунок 5288, где x - смещение из положения равновесия.

Динамическое описание:

max = -kx, где Рисунок 5289. Это значит, что Fx = -kx.

Энергетическое описание (закон сохранения механической энергии):

Рисунок 5290

Связь амплитуды колебаний смещения материальной точки с амплитудами колебаний ее скорости и ускорения:

Рисунок 5291, Рисунок 5292

1.5.2

Период и частота колебаний: Рисунок 5293.

Период малых свободных колебаний математического маятника: Рисунок 5294.

Период свободных колебаний пружинного маятника: Рисунок 5295

1.5.3

Вынужденные колебания. Резонанс. Резонансная кривая

1.5.4

Поперечные и продольные волны. Скорость распространения и длина волны: Рисунок 5296.

Интерференция и дифракция волн

1.5.5

Звук. Скорость звука

2

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА

2.1

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

2.1.1

Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Пусть термодинамическая система (тело) состоит из N одинаковых молекул. Тогда количество вещества Рисунок 5297,

где NА - число Авогадро, m - масса системы (тела), Рисунок 5298 - молярная масса вещества

2.1.2

Тепловое движение атомов и молекул вещества

2.1.3

Взаимодействие частиц вещества

2.1.4

Диффузия. Броуновское движение

2.1.5

Модель идеального газа в МКТ

2.1.6

Связь между давлением и средней кинетической энергией поступательного теплового движения молекул идеального газа (основное уравнение МКТ):

Рисунок 5299, где m0 - масса одной молекулы, Рисунок 5300 - концентрация молекул

2.1.7

Абсолютная температура: T = t° + 273 K

2.1.8

Связь температуры газа со средней кинетической энергией поступательного теплового движения его молекул:

Рисунок 5301

2.1.9

Уравнение p = nkT

2.1.10

Модель идеального газа в термодинамике:

Рисунок 5302

Уравнение Менделеева - Клапейрона (применимые формы записи):

Рисунок 5303, Рисунок 5304.

Выражение для внутренней энергии одноатомного идеального газа (применимые формы записи):

Рисунок 5305

2.1.11

Закон Дальтона для давления смеси разреженных газов:

p = p1 + p2 + ...

2.1.12

Изопроцессы в разреженном газе с постоянным числом молекул N (с постоянным количеством вещества Рисунок 5306):

изотерма (T = const): pV = const,

изохора (V = const): Рисунок 5307,

изобара (p = const): Рисунок 5308

Графическое представление изопроцессов на pV-, pT- и VT-диаграммах.

Объединенный газовый закон:

Рисунок 5309

для постоянного количества вещества Рисунок 5310

2.1.13

Насыщенные и ненасыщенные пары. Качественная зависимость плотности и давления насыщенного пара от температуры, их независимость от объема насыщенного пара

2.1.14

Влажность воздуха.

Относительная влажность: Рисунок 5311

2.1.15

Изменение агрегатных состояний вещества: испарение и конденсация, кипение жидкости

2.1.16

Изменение агрегатных состояний вещества: плавление и кристаллизация

2.1.17

Преобразование энергии в фазовых переходах

2.2

ТЕРМОДИНАМИКА

2.2.1

Тепловое равновесие и температура

2.2.2

Внутренняя энергия

2.2.3

Теплопередача как способ изменения внутренней энергии без совершения работы. Конвекция, теплопроводность, излучение

2.2.4

Количество теплоты.

Удельная теплоемкость вещества c: Рисунок 5312

2.2.5

Удельная теплота парообразования L: Q = Lm.

Удельная теплота плавления Рисунок 5313: Рисунок 5314.

Удельная теплота сгорания топлива q: Q = qm

2.2.6

Элементарная работа в термодинамике: Рисунок 5315. Вычисление работы по графику процесса на pV-диаграмме

2.2.7

Первый закон термодинамики:

Рисунок 5316.

Адиабата:

Рисунок 5317

2.2.8

Второй закон термодинамики. Необратимые процессы

2.2.9

Принципы действия тепловых машин. КПД:

Рисунок 5318

2.2.10

Максимальное значение КПД. Цикл Карно:

Рисунок 5319

2.2.11

Уравнение теплового баланса: Q1 + Q2 + Q3 + ... = 0

3

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

3.1

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

3.1.1

Электризация тел и ее проявления. Электрический заряд. Два вида заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда

3.1.2

Взаимодействие зарядов. Точечные заряды. Закон Кулона:

в однородном веществе с диэлектрической проницаемостью Рисунок 5320

Рисунок 5321

3.1.3

Электрическое поле. Его действие на электрические заряды

3.1.4

Напряженность электрического поля: Рисунок 5322.

Поле точечного заряда: Рисунок 5323,

однородное поле: Рисунок 5324.

Картины линий напряженности этих полей

3.1.5

Потенциальность электростатического поля.

Разность потенциалов и напряжение:

Рисунок 5325.

Потенциальная энергия заряда в электростатическом поле:

Рисунок 5326.

Рисунок 5327

Потенциал электростатического поля: Рисунок 5328.

Связь напряженности поля и разности потенциалов для однородного электростатического поля: U = Ed

3.1.6

Принцип суперпозиции электрических полей:

Рисунок 5329, Рисунок 5330

3.1.7

Проводники в электростатическом поле. Условие равновесия зарядов: внутри проводника Рисунок 5331, внутри и на поверхности проводника Рисунок 5332

3.1.8

Диэлектрики в электростатическом поле. Диэлектрическая проницаемость вещества Рисунок 5333

3.1.9

Конденсатор. Электроемкость конденсатора: Рисунок 5334.

Электроемкость плоского конденсатора: Рисунок 5335

3.1.10

Параллельное соединение конденсаторов:

q = q1 + q2 + ..., U1 = U2 = ..., Cпаралл = C1 + C2 + ...

Последовательное соединение конденсаторов:

U = U1 + U2 + ..., q1 = q2 = ..., Рисунок 5336

3.1.11

Энергия заряженного конденсатора: Рисунок 5337

3.2

ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА

3.2.1

Сила тока: Рисунок 5338. Постоянный ток: I = const

Для постоянного тока q = It

3.2.2

Условия существования электрического тока.

Напряжение U и ЭДС E

3.2.3

Закон Ома для участка цепи: Рисунок 5339

3.2.4

Электрическое сопротивление. Зависимость сопротивления однородного проводника от его длины и сечения. Удельное сопротивление вещества. Рисунок 5340

3.2.5

Источники тока. ЭДС источника тока: Рисунок 5341.

Внутреннее сопротивление источника тока

3.2.6

Закон Ома для полной (замкнутой) электрической цепи: E = IR + Ir, откуда Рисунок 5342

Рисунок 5343

3.2.7

Параллельное соединение проводников:

I = I1 + I2 + ..., U1 = U2 = ..., Рисунок 5344.

Последовательное соединение проводников:

U = U1 + U2 + ..., I1 = I2 = ..., Rпосл = R1 + R2 + ...

3.2.8

Работа электрического тока: A = IUt.

Закон Джоуля - Ленца: Q = I2Rt.

На резисторе R: Рисунок 5345

3.2.9

Мощность электрического тока: Рисунок 5346.

Тепловая мощность, выделяемая на резисторе: Рисунок 5347.

Мощность источника тока: Рисунок 5348

3.2.10

Свободные носители электрических зарядов в проводниках. Механизмы проводимости твердых металлов, растворов и расплавов электролитов, газов. Полупроводники. Полупроводниковый диод

3.3

МАГНИТНОЕ ПОЛЕ

3.3.1

Механическое взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Принцип суперпозиции магнитных полей: Рисунок 5349

Линии индукции магнитного поля. Картина линий индукции магнитного поля полосового и подковообразного постоянных магнитов

3.3.2

Опыт Эрстеда. Магнитное поле проводника с током. Картина линий индукции магнитного поля длинного прямого проводника и замкнутого кольцевого проводника, катушки с током

3.3.3

Сила Ампера, ее направление и величина:

Рисунок 5350, где Рисунок 5351 - угол между направлением проводника и вектором Рисунок 5352

3.3.4

Сила Лоренца, ее направление и величина: Рисунок 5353, где Рисунок 5354 - угол между векторами Рисунок 5355 и Рисунок 5356. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле

3.4

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ

3.4.1

Поток вектора магнитной индукции:

Рисунок 5357

Рисунок 5358

3.4.2

Явление электромагнитной индукции. ЭДС индукции

3.4.3

Закон электромагнитной индукции Фарадея:

Рисунок 5359

3.4.4

ЭДС индукции в прямом проводнике длиной l, движущемся со скоростью Рисунок 5360 Рисунок 5361 в однородном магнитном поле B:

Рисунок 5362

Рисунок 5363, где Рисунок 5364 - угол между вектором B и нормалью Рисунок 5365 к плоскости, в которой лежат векторы Рисунок 5366 и Рисунок 5367; если Рисунок 5368 и Рисунок 5369, то Рисунок 5370

3.4.5

Правило Ленца

3.4.6

Индуктивность: Рисунок 5371, или Ф = LI.

Самоиндукция. ЭДС самоиндукции: Рисунок 5372

3.4.7

Энергия магнитного поля катушки с током: Рисунок 5373

3.5

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

3.5.1

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания в идеальном колебательном контуре:

Рисунок 5374

Рисунок 5375

Формула Томсона: Рисунок 5376, откуда Рисунок 5377.

Связь амплитуды заряда конденсатора с амплитудой силы тока при свободных электромагнитных колебаниях в идеальном колебательном контуре: Рисунок 5378

3.5.2

Закон сохранения энергии в идеальном колебательном контуре:

Рисунок 5379.

3.5.3

Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс

3.5.4

Переменный ток. Производство, передача и потребление электрической энергии

3.5.5

Свойства электромагнитных волн. Взаимная ориентация векторов в электромагнитной волне в вакууме: Рисунок 5380

3.5.6

Шкала электромагнитных волн. Применение электромагнитных волн в технике и быту

3.6

ОПТИКА

3.6.1

Прямолинейное распространение света в однородной среде. Точечный источник. Луч света

3.6.2

Законы отражения света. Рисунок 5381

Рисунок 5382

3.6.3

Построение изображений в плоском зеркале

3.6.4

Законы преломления света.

Преломление света: Рисунок 5383.

Абсолютный показатель преломления:

Рисунок 5384.

Рисунок 5385

Относительный показатель преломления: Рисунок 5386.

Ход лучей в призме.

Соотношение частот и соотношение длин волн при переходе монохроматического света через границу раздела двух оптических сред:

Рисунок 5387, Рисунок 5388

3.6.5

Полное внутреннее отражение.

Предельный угол полного внутреннего отражения:

Рисунок 5389

Рисунок 5390

3.6.6

Собирающие и рассеивающие линзы. Тонкая линза. Фокусное расстояние и оптическая сила тонкой линзы: Рисунок 5391

3.6.7

Формула тонкой линзы:

Рисунок 5392

Рисунок 5393.

Увеличение, даваемое линзой:

Рисунок 5394.

Рисунок 5395,

В случае рассеивающей линзы:

Рисунок 5396

3.6.8

Ход луча, прошедшего линзу под произвольным углом к ее главной оптической оси. Построение изображений точки и отрезка прямой в собирающих и рассеивающих линзах и их системах

3.6.9

Фотоаппарат как оптический прибор. Глаз как оптическая система

3.6.10

Интерференция света. Когерентные источники. Условия наблюдения максимумов и минимумов в интерференционной картине от двух синфазных когерентных источников:

максимумы - Рисунок 5397, m = 0, +/- 1, +/- 2, +/- 3, ...,

минимумы - Рисунок 5398, m = 0, +/- 1, +/- 2, +/- 3, ...

3.6.11

Дифракция света. Дифракционная решетка. Условие наблюдения главных максимумов при нормальном падении монохроматического света с длиной волны Рисунок 5399 на решетку с периодом d:

Рисунок 5400, m = 0, +/- 1, +/- 2, +/- 3, ...

3.6.12

Дисперсия света

4

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА

4.1

КОРПУСКУЛЯРНО-ВОЛНОВОЙ ДУАЛИЗМ

4.1.1

Гипотеза М. Планка о квантах. Формула Планка: Рисунок 5401

4.1.2

Фотоны. Энергия фотона: Рисунок 5402.

Импульс фотона: Рисунок 5403

4.1.3

Фотоэффект. Опыты А.Г. Столетова. Законы фотоэффекта

Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.