Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

40.8. Планируемые результаты освоения программы по родному (марийскому) языку на уровне среднего общего образования

40.8. Планируемые результаты освоения программы по родному (марийскому) языку на уровне среднего общего образования.

40.8.1. В результате изучения родного (марийского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

2) патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;

3) духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

4) эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родному (марийскому) языку;

5) физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

6) трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного (марийского) языка;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;

умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

7) экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по родному (марийскому) языку, индивидуально и в группе.

40.8.2. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по родному (марийскому) языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, использовать языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учетом собственного речевого и читательского опыта.

40.8.3. В результате изучения родного (марийского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

40.8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;

вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учетом собственного речевого и читательского опыта.

40.8.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;

владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.

40.8.3.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и ее целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.

40.8.3.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;

пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

владеть различными способами общения и взаимодействия;

аргументированно вести диалог, развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

40.8.3.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;

оценивать приобретенный опыт;

стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

40.8.3.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.

40.8.3.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

признавать свое право и право других на ошибку;

развивать способность видеть мир с позиции другого человека.

40.8.3.8. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родному (марийскому) языку;

проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.

40.8.4. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу 10 класса обучающийся научится:

высказываться о значении родного языка в жизни человека;

определять основные особенности устной и письменной речи;

понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего в разных ситуациях общения, владеть нормами речевого поведения; определять место марийского языка в финно-угорской языковой семье;

распознавать слова, отражающие в языке национальную культуру, духовно-этические и эстетические представления марийского народа;

выявлять, анализировать и исправлять ошибки в устной и письменной речи в соответствии нормами литературного языка;

определять признаки текста, тему, основную мысль текста, ключевые слова, смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста;

пользоваться различными видами словарей: толковый, орфографический, синонимов, антонимов, фразеологизмов;

различать и использовать в устной и письменной речи однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы; подбирать синонимы и антонимы к заданным словам; распознавать прямое и переносное значение слова;

различать активную и пассивную лексику;

различать, находить в тексте и правильно использовать в речи устаревшие слова, неологизмы, профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы, пословицы и поговорки, крылатые слова;

использовать правила слитного, дефисного и раздельного написания слов;

распознавать орфограммы;

применять знания по орфографии в практике правописания;

выполнять синтаксический и пунктуационный анализ предложений;

опознавать словообразующие и формообразующие аффиксы;

различать литературный язык и диалект;

объяснять основные различия в строении и образовании слов в марийском и русском языках;

определять способ образования слова;

различать самостоятельные и служебные части речи, объяснять их семантические, морфологические и синтаксические особенности; определять принадлежность слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам;

различать имена существительные от других частей речи по грамматическим признакам;

различать имена существительные, употребляемые только в единственном числе, и употреблять их правильно;

определять грамматические признаки имен существительных;

опознавать формы принадлежности имен существительных, употребляемых только в единственном числе;

употреблять в речи формы принадлежности имен существительных;

определять синтаксическую роль имени существительного;

выявлять синонимичность падежей;

выявлять синонимичность окончания падежей и послелогов;

определять и образовывать степени сравнения имен прилагательных (сравнительная, превосходная), правильно использовать их в речи;

определять условия перехода имен прилагательных в состав существительных;

определять синонимичные и антонимичные имена прилагательные;

проводить морфологический анализ прилагательного, перешедшего в состав существительных;

определять особенности употребления имени числительного в научных текстах, деловой речи;

распознавать разряды числительных и употреблять их в речи, в том числе в сочетании с существительными;

выделять имена числительные в переносном значении;

распознавать имена числительные в пословицах и поговорках;

распознавать и определять разряды местоимений в марийском языке;

правильно употреблять личные местоимения с послелогом, глаголом;

определять синонимичные местоимения;

распознавать наречия по вопросу и общему значению, правильно употреблять в речи;

подбирать синонимичные и антонимичные наречия;

распознавать наречия в фразеологических оборотах;

распознавать формообразующие и словообразующие суффиксы глаголов;

образовывать утвердительную и отрицательную форму глаголов настоящего-будущего, прошедшего времени;

различать и использовать в речи неспрягаемую форму глагола - инфинитив, двучленные глагольные сочетания;

подбирать синонимичные и антонимичные глаголы;

образовывать и употреблять в речи формы причастий и деепричастий, уметь различать их по вопросам и суффиксам;

определять синтаксическую роль причастий и деепричастий;

выделять причастный оборот в предложении и соблюдать знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;

распознавать синонимичность причастий и имен существительных;

распознавать деепричастный оборот в составе предложения, определять его границы; конструировать предложения с деепричастным оборотом;

определять синтаксическую роль подражательных слов;

использовать подражательные слова в разных стилях речи;

распознавать послелоги и использовать их в речи;

отличать наречия от послелогов в марийском языке;

определять синонимичность окончания и послелога;

выявлять роль союзов как средства связи предложений и частей текста;

распознавать синонимичные союзы;

распознавать частицы; использовать в речи частицы разных разрядов;

распознавать синонимичные частицы;

распознавать и правильно употреблять в речи междометия;

40.8.5. Предметные результаты изучения родного (марийского) языка. К концу 11 класса обучающийся научится:

создавать высказывания о родном языке с привлечением примеров из художественной литературы;

делать сообщения об основоположниках литературного марийского языка и марийских ученых-языковедах;

соблюдать в практике устного и письменного общения орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы марийского литературного языка (в рамках изученного);

определять основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слов в словосочетании;

распознавать синонимичность типов связи главного и зависимого слов в словосочетании;

различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений;

составлять предложения, различные по цели высказывания;

распознавать главные и второстепенные члены предложения;

различать и составлять распространенные и нераспространенные предложения;

выявлять синонимичность простых предложений;

различать полные и неполные предложения;

распознавать предложения с однородными членами, выделять союзную и бессоюзную связь;

выявлять и понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов;

различать виды обособленных членов предложения;

находить обобщающие слова при однородных членах;

различать группы вводных слов и вводных предложений;

применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями;

определять и различать виды сложного предложения;

распознавать синонимичность простых и сложных предложений;

анализировать строение бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в марийском языке;

характеризовать сложносочиненное и сложноподчиненное предложения; строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения;

соблюдать нормы построения сложносочиненного и сложноподчиненного предложений;

применять нормы постановки знаков препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;

различать и объяснять строение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в марийском и русском языках;

опознавать и характеризовать подчинительные союзы и союзные слова;

определять основания для сравнения и сравнивать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи;

опознавать и характеризовать сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (определительным, изъяснительным, обстоятельственным (места, времени, причины, цели, следствия, условия, уступки, образа действия, меры, степени);

выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей;

распознавать синонимичность подчинительных союзов и союзных слов;

соблюдать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения;

применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;

применять нормы построения предложений с прямой речью;

вести диалог в условиях межкультурной коммуникации;

соблюдать нормы построения предложений с косвенной речью;

употреблять в устной и письменной речи цитаты, объяснять постановку знаков препинания при них.