Изменения, внесенные Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171, учтенные в данной редакции, применяются при приеме на обучение, начиная с 2025/26 учебного года.

54.8. Планируемые результаты освоения программы по родному (хакасскому) языку на уровне среднего общего образования

54.8. Планируемые результаты освоения программы по родному (хакасскому) языку на уровне среднего общего образования.

54.8.1. В результате изучения родного (хакасского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

2) патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости

за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;

3) духовно-нравственного воспитания:

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

4) эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции

и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родному (хакасскому) языку;

5) физического воспитания:

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

6) трудового воспитания:

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного (хакасского) языка;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;

умение совершать осознанный выбор будущей профессии

и реализовывать собственные жизненные планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию

на протяжении всей жизни;

7) экологического воспитания:

сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;

расширение опыта деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по родному (хакасскому) языку, индивидуально и в группе.

54.8.2. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по родному (хакасскому) языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, использовать языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность проявлять гибкость

и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели

и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учетом собственного речевого и читательского опыта.

54.8.3. В результате изучения родного (хакасского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

54.8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения;

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;

вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;

развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учетом собственного речевого и читательского опыта.

54.8.3.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

осуществлять разные виды деятельности по получению нового знания его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;

владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;

уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.

54.8.3.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

оценивать достоверность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.

54.8.3.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;

пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

владеть различными способами общения и взаимодействия;

аргументированно вести диалог, развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

54.8.3.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;

оценивать приобретенный опыт;

стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

54.8.3.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.

54.8.3.7. У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

признавать свое право и право других на ошибку;

развивать способность видеть мир с позиции другого человека.

54.8.3.8. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родному (хакасскому) языку;

проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.

54.8.4. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу 10 класса обучающийся научится:

использовать знания об историческом развитии хакасского языка и истории хакасского языкознания при написании исследовательских работ;

объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры хакасского и других народов;

использовать знания о формах хакасского языка (литературный язык, диалекты, профессиональные разновидности) при создании текстов;

отличать хакасский литературный язык от других форм хакасского языка;

понимать связь хакасского языка с историей хакасского народа;

обозначать проблемы экологии языка;

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, орфографические нормы хакасского литературного языка;

оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия лексическим нормам хакасского литературного языка;

использовать лексические и фразеологические, а также синонимические ресурсы хакасского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

использовать основные нормативные словари для расширения словарного запаса и оценки устных и письменных высказываний с точки зрения языковых норм;

применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания;

соблюдать в речевой практике основные грамматические и орфографические нормы хакасского языка;

распознавать морфологические единицы языка в тексте и видеть их взаимосвязь;

понимать взаимосвязь морфологии и орфографии и трудные вопросы правописания разных частей речи;

использовать языковые средства в соответствием с целью общения и речевой ситуацией;

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научном, официально-деловых сферах общения;

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной формах;

осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;

анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности на хакасском языке;

перерабатывать прочитанный или прослушанный тексты и передавать их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, используя лексические и синтаксические особенности научного стиля;

создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью;

создавать стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов;

анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль.

54.8.5. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу 11 класса обучающийся научится:

рассматривать хакасский язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;

анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

использовать в исследовательских работах материалы известных хакасских языковедов;

использовать основные законы синтаксиса хакасского языка при создании текстов, относящихся к различным функциональным стилям;

анализировать единицы синтаксиса различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

распознавать единицы синтаксиса в тексте и интерпретировать их;

совершенствовать пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах пунктуации хакасского литературного языка;

создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

отличать язык художественной литературы от языка других функциональных разновидностей современного хакасского языка;

использовать основные изобразительно-выразительные средства хакасского литературного языка;

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма на хакасском языке;

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной хакасской речи;

осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;

определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.