1. Основные положения и понятия

Методические рекомендации разработаны в целях создания условий для продвижения новых образовательных технологий (в том числе, за счет развития системы технологических кружков), основанных на опыте проведения мероприятий "Кружкового движения", в образовательных организациях высшего образования в целях развития институтов наставничества, актуализации содержания образования, применения новых форм обучения через создание и функционирование сети кружков Национальной технологической инициативы на базе образовательных организаций высшего образования.

Кружки Национальной технологической инициативы (далее - "Кружки НТИ") создаются для знакомства обучающихся с ключевыми направлениями развития интеллектуальных и технологических рынков в различных отраслях экономики. Функционирование кружков содействует профессиональной ориентации обучающихся и формированию у них навыков решения практических задач, соответствующих направлениям Национальной технологической инициативы.

Решение о создании "Кружка НТИ" является компетенцией образовательных организаций высшего образования. При создании "Кружка НТИ" возможно использование настоящих методических рекомендаций.

При создании "Кружков НТИ" на базе образовательных организаций высшего образования возможно решение следующих задач:

1) повышение уровня функциональной грамотности и компетентности обучающихся в технологической сфере;

2) вовлечение абитуриентов в освоение новых технологий, их знакомство с перспективными направлениями научно-технологического развития, современных форм занятости ученых и инженеров, формирование осознанного выбора своего профессионального и жизненного пути в сфере новых технологий, в том числе посредством участия в Национальной технологической олимпиаде;

3) профориентация абитуриентов посредством погружения в профессиональную деятельность вместе с наставниками - носителями профессиональных компетенций - для освоения навыка выбора профессии, определения ориентиров при формировании образовательной и карьерной траектории, в том числе выбор уровня образования и организации для последующего продолжения образования;

4) создание условий для появления молодежных технологических команд, реализующих проекты по тематикам Национальной технологической инициативы.

Настоящие рекомендации разработаны с учетом следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей";

3. Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

4. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

5. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";

6. Распоряжение Минпросвещения России от 25 декабря 2019 г. N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися";

7. Распоряжение Минпросвещения России от 27 декабря 2019 г. N Р-154 "Об утверждении методических рекомендаций по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ";

8. Приказ Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г. N 467 "Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей";

9. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме N МР-81/02вн от 28.06.2019.

В методических рекомендациях применяются следующие основные понятия:

Ассоциация участников технологических кружков (Ассоциация кружков) - некоммерческая организация, выполняющая функции инфраструктурного центра Кружкового движения НТИ:

обеспечивает поддержку и развитие "кружков НТИ" в организациях; высшего образования;

осуществляет организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение технологического кружка на базе образовательных организаций высшего образования на территории Российской Федерации, в том числе разработку примеров, экспертизу, тестирование и апробацию образовательных программ естественнонаучной и технической направленности, непрерывное повышение профессионального мастерства преподавателей образовательных направлений технологических кружков;

разрабатывает функциональные и инфраструктурные требования к средствам обучения и высокотехнологичному учебному оборудованию, используемому для реализации образовательных программ.

"Кружок НТИ" - детско-взрослое объединение на базе образовательных организаций высшего образования, функционирующее в рамках основной или дополнительной образовательной, воспитательной, внеурочной или иной деятельности образовательных организаций высшего образования по технической направленности, направленное на формирование углубленных знаний и умений ее участников в целях подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных и коммуникационных технологий. В рамках кружка реализуются образовательные программы по тематике НТИ, обучающиеся являются участниками Кружкового движения НТИ.

Кружковое движение НТИ - это всероссийское сообщество технологических энтузиастов, построенное на принципе горизонтальных связей людей, идей и ресурсов. Деятельность сообщества регулируется планом мероприятий ("дорожной картой") "Кружковое движение НТИ" утверждена протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 18 июля 2017 г. N 3.