ВВЕДЕНИЕ

Одной из основополагающих традиций отечественной высшей школы является разносторонность, универсальность и комплексность подготовки специалистов. Об этом прямо сказано в статье 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": "Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации".

Следовательно, независимо от профиля обучения большое внимание уделяется не только профессиональному его содержанию, но и развитию личности будущих инженеров, медиков, агрономов, гуманитариев, формированию целого ряда важных качеств, необходимых любому настоящему профессионалу, обладателю диплома о высшем образовании. В соответствии с этим программы и стандарты высшей школы неизменно включают ряд дисциплин, нацеленных на решение подобной задачи, а именно историю, иностранные языки, философию, безопасность жизнедеятельности, некоторые другие.

Особое место в силу своей значимости для формирования личности специалиста с высшим образованием принадлежит истории, которая в качестве общеобразовательной дисциплины преподается во всех образовательных организациях высшего образования (далее - вузы) страны для студентов всех направлений подготовки.

Курс истории в высшей школе является необходимым звеном в углублении гуманитарной составляющей обучения. Он нацелен на формирование исторического сознания, что является основой понимания сущности происходящих ныне процессов и событий.

Именно историческое сознание является наиболее существенной составляющей гражданской идентичности населения Российской Федерации. Общность в понимании исторического прошлого необходима для обеспечения единства многонационального народа России. Гражданин нашей страны должен обладать способностью осмысливать процессы, события и явления в России и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципом историзма, формулировать и аргументированно отстаивать патриотическую позицию по проблемам отечественной истории.

К настоящему времени в вузах страны накоплен большой опыт преподавания истории, в том числе и истории России, для студентов неисторических направлений и специальностей. Разработаны сотни программ, изданы многие сотни учебников и учебных пособий. Реализуются различные подходы в отношении географических и хронологических рамок, соотношения отечественной и всеобщей истории.

В настоящее время право определять содержание предмета истории, его хронологические, географические рамки, методологические аспекты предоставлено непосредственно вузам. В результате оказалось возможным адаптировать курс истории к задачам подготовки специалистов определенного профиля, учитывать специфику региона, возможности профессорско-преподавательского состава, традиции того или иного вуза, существующие межпредметные связи. Тем не менее сохраняется и даже углубляется разнобой в подходах к отбору содержания, в трактовках и концепциях в отношении как истории России в целом, так и многих актуальных проблем прошлого.

Для достижения единства в осуществлении исторического образования в университетах страны, определения его содержания и методологических принципов насущной необходимостью становится разработка Концепции вузовского курса истории, предназначенного для студентов всех направлений подготовки.

Концепция определяет стандарт исторического образования, который должен стать важным фактором в достижении общности целей преподавания истории в рамках высшего образования, прежде всего для воплощения идей гражданственности, патриотизма и общероссийского единства.

Единый стандарт позволит закрепить и реализовать в образовательном процессе российского высшего образования целый ряд общих принципов, особенно значимых с точки зрения вышеупомянутых целей.

Важнейшим принципом построения курса истории является научность. Содержание курса должно основываться на достижениях современной исторической науки и смежных гуманитарных дисциплин. При этом важна объективная научная оценка существующих в историческом сознании стереотипов и мифов, причин их формирования, что также может быть предметом научного осмысления.

Поскольку курс нацелен на формирование общегражданской идентичности российского общества, он должен быть посвящен истории нашей страны, чем и обусловлено его название "История России". Основное его содержание составляют процессы, явления и главные, наиболее значимые для исторической памяти россиян события отечественной истории.

Но осмысление истории России не будет полным без понимания роли нашей страны в мировой истории. Поэтому необходимо соотнести в данном курсе историю отечественную и всемирную, для чего ввести в курс представление об истории человечества, как об общемировом процессе, синхронно и в связи с историей России включить в содержание курса сведения о наиболее значимых процессах и событиях истории зарубежных стран. К таковым относятся данные о наиболее общих тенденциях в истории мировой культуры, науки, о реформах и революциях, их причинах и последствиях, освоении человеком планеты, агрессии и экспансии, войн и колонизации, международном обмене товаров и капиталов. Внимания заслуживают при этом события в ведущих странах мира, в Европе, Азии, Америке и Африке, а также процессы в сопредельных с Россией странах, особенно входивших ранее в ее состав.

Курс истории призван способствовать пониманию студенчеством особенностей российского исторического развития на общемировом фоне, оценить вклад России в развитие мировой цивилизации, ее роль в разрешении крупных международных конфликтов, влияние в мировой политике в целом, проблемы необходимости реагирования на общеисторические вызовы. Отсюда вытекает потребность в компаративистском подходе к оценке сходных процессов и явлений, таких как освоение новых территорий, строительство империи, складывание форм и типов государственности, организационных форм социума и др.

Что касается основного содержания курса, а именно истории России, в нем необходимо уделить особое внимание историческому опыту строительства российской государственности на всех его этапах, пониманию того, что на всем протяжении российской истории сильная центральная власть имела важнейшее значение для сохранения национальной государственности. Важно также рассмотреть наиболее существенные процессы в сфере экономической, социальной истории, развития духовной культуры, науки и просвещения. В этой связи необходимо обратить особое внимание на периоды, когда Россия сталкивалась с серьезными историческими вызовами или переживала кризисы, рассмотреть причины и предпосылки их вызвавшие, а также пути преодоления.

В вопросе о становлении и развитии российской государственности необходимо сделать акцент на многонациональном и поликонфессиональном характере российского государства и социума на всем историческом пространстве. Особое значение при этом приобретает освещение исторического опыта национальной и конфессиональной политики Российского государства на всех этапах его существования (включая периоды Российской империи и Советского Союза) по достижению межнационального мира и согласия, взаимного влияния и взаимопроникновения культур, уделяя также внимание проблемам и противоречиям.

Раскрывая проблемы и противоречия отечественной истории, преподавателям вузов необходимо избегать негативного уклона и "очернительства", оставаясь на позициях объективности и историзма, отмечать по преимуществу созидательный характер деятельности Российского государства и населяющих его народов по хозяйственному освоению обширных территорий, достижений в сфере культуры и науки.

Особое внимание в стандарте уделяется вопросу о роли русского народа, русского языка и русской культуры как в созидании российской государственности, так и в развитии культуры и просвещения на всей территории страны, обеспечения единого культурного пространства, межнационального общения и формирования общероссийской идентичности.

Направленность курса на формирование российского патриотизма обеспечивается приоритетным вниманием к героическим страницам борьбы России за свободу и независимость против иноземных захватчиков, за обеспечение общенациональных интересов и безопасности.

Географические рамки курса определяются территорией современной Российской Федерации, исходя из пространства, находившегося в составе Российского государства в то время, которое изучается. Для эпохи древней Руси это будет территория русских княжеств, в дальнейшем территория Российского государства, Российской империи, Советского Союза.

Хронологические рамки определяются в верхней грани 2022 годом, в нижней грани - временем появления человека на территории России. При этом следует иметь в виду историческую преемственность российской государственности, берущую начало от формирования древнерусского государства на территории Восточной Европы на основе объединения славянских племен и других народов.

Учитывая особое значение истории в системе высшего образования, эта дисциплина должна занимать не менее 4 зачетных единиц (всего 144 часа (при 1 зачетной единице, равной 36 часам), из них не менее 80% контактной работы при очной форме обучения и не менее 40% контактной работы в очно-заочной и заочной формах обучения). Целесообразна реализация дисциплины в виде аудиторной работы в учебных аудиториях образовательной организации для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, проектной работы; итоговый контроль знаний предусматривает балльную оценку.

Содержание документа строится с учетом того, что курс предназначен для студентов вузов, которые прошли уже обучение по истории в средней школе и усвоили базовый фактический материал в соответствии с Концепцией преподавания учебного курса "История России" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, и входящим в ее состав <1> Историко-культурным стандартом по отечественной истории и ФГОС основного общего <2> и среднего общего образования <3>.

--------------------------------

<1> Концепция преподавания учебного курса "История России" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы//Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/ (дата обращения: 10.12.2022).

<2> Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N 287)//Официальный интернет-портал правовой информации. Электронный ресурс. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 10.12.2022).

<3> Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 N 413) (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)//Федеральные государственные образовательные стандарты. Электронный ресурс. Режим доступа: https://fgos.ru (дата обращения: 10.12.2022).

Исходя из того, что студенты уже владеют полученными в школе знаниями и компетенциями, следует предложить им интегрированный курс истории, основанный на проблемном уровне осмысления исторического материала, что характерно для обучения в вузе. Основное содержание стандарта для студентов неисторических специальностей вузов должно представлять собой не просто набор фактов и событий истории, а отражать совокупность наиболее важных проблем, их причин и сущности, путей и способов разрешения, исторического значения. При этом преподавателю можно и нужно апеллировать к историографии темы, приводить разные точки зрения и аргументы, ссылки на исторические источники, что позволит студентам-неисторикам отчетливо представить научный характер исторического знания.

Образовательным организациям рекомендуется проведение входного контроля базовых знаний и компетенций, а также включение в рабочую программу дисциплины и фонд оценочных средств дополнительных заданий пропедевтического уровня для студентов, затрудняющихся с освоением базового содержания дисциплины. Определение порогового уровня освоения базовых знаний и компетенций по дисциплине "История России" остается за образовательной организацией.

С методологической точки зрения Концепция исходит из понимания единства исторического процесса, поступательного прогрессивного развития человечества. Российская история является неотъемлемой составляющей этого процесса, что позволяет представить место России в мировой истории и на международной арене, воздействие общемировых тенденций на развитие страны, влияние России на события и процессы мировой истории. Это также позволяет поставить и раскрыть вопросы модернизации, заимствования новых достижений, усвоения и передачи мирового опыта. Подобный подход не исключает, а, напротив, подразумевает особое внимание к особенностям истории и культуры России, ее традициям и ценностям.

В связи с этим программа изучения истории России в рамках данной Концепции строится по линейно-хронологическому принципу, в соответствии с периодизацией истории России, которая определяется основными этапами в развитии российской государственности: Русь IX - первой трети XIII в., Русские земли с середины XIII до конца XV в., Российское (Московское) государство XVI - XVII вв., Российская империя, Советская эпоха, современная Российская Федерация. Целесообразно историю Российской империи разделить на два периода, обладающих типологическим единством: XVIII век (включающий эпохи Петра I и Екатерины II) и "долгий" XIX век - с 1801 до 1917 г. Каждый период, в свою очередь, подразделяется на несколько частей по хронологическому или тематическому принципу. При этом особо выделяются части, посвященные истории культуры. Древнерусской культуре посвящен единый текст, раскрывающий период с IX до конца XV в., в силу общности идейного содержания, культурного процесса, стилей и жанров, характерных для всей средневековой эпохи. Документ открывается небольшим вводным разделом "Общие вопросы курса", в котором дается представление об истории как науке.

В начале раздела, посвященного каждому периоду, размещается текст концептуального характера, раскрывающий сущность и смыслы основных процессов, явлений, событий рассматриваемой эпохи. В разделах, посвященных советской истории и современной Российской Федерации, вводный текст предпослан каждой из частей в силу обилия и особой плотности материала.

Далее отмечаются основные процессы, явления, факты, выраженные в дидактических единицах, совокупность которых обеспечивает раскрытие ключевых тем и проблем, обозначенных в концептуальной части раздела.

Содержание по всеобщей истории органично включается в тексты соответствующих разделов в зависимости от хронологии так, чтобы стало очевидным синхронное развитие российского и всемирного исторического процесса, общее и особенное в отечественной и всеобщей истории, связь и взаимовлияние событий, роль России в мировой истории и культуре. Учитывая, что курс посвящен прежде всего истории России, разделы и их названия определяются исходя из периодизации отечественной истории.

Основные положения и идеи курса изложены в концептуальной части разделов и представляют необходимый минимум знаний, который должен найти отражение в содержании дисциплины "История России" в вузах. Эти исторические смыслы могут раскрываться с привлечением дидактических единиц, перечень которых приводится в каждом разделе, и может рассматриваться как основа программы курса.

Настоящий документ посвящен дисциплине "История России", который включает наиболее значимые проблемы отечественной истории и некоторые темы истории всеобщей. Вместе с тем одним из существенных аспектов исторического знания является история региональная, история края, области, республики, города, района, села, что также является органической частью истории страны. Внимание к прошлому своего региона также важно для формирования исторического сознания, воспитания общегражданской идентичности и патриотизма. Поэтому историю региона, в котором находится тот или иной вуз, необходимо интегрировать и синхронизировать с общим курсом истории России.

Составление конкретных программ по истории регионов должно осуществляться вузами, поскольку предметом курса является история субъекта Российской Федерации (республики, края, области и т.д.), в котором расположен тот или иной вуз. При этом следует исходить из того, что основные идейные и методологические принципы построения курса разрабатываются в соответствии с данной Концепцией, история региона раскрывается в неразрывной связи с историей России. Важно показать, как те или иные тенденции общероссийского исторического развития проявились в истории края, а также отразить и особенности истории края, его вклад в развитие страны. При этом необходимо избегать дублирования тем, повторения материала по общероссийским сюжетам. Особое внимание следует уделять памятникам истории и культуры, расположенным на территории региона.

Историческое измерение применимо не только к жизни страны и общества в целом или отдельного региона. Оно существует и в рамках любой специальности, по направлению которой ведется подготовка студентов. Каждая наука имеет свою историю (история математики, химии, философии и т.д.), как и любая профессия или род деятельности (история строительства, металлургии, театра и кино и т.д.). Изучение "исторической" части своей специальности является важной составной частью профессиональной подготовки, но она должна происходить в основном вне курса истории России и преподаваться специалистами в конкретной области. История медицины - это предмет из медицины, а история права - область юриспруденции. Эти специальные дисциплины имеют свои цели и задачи. История той или иной сферы профессиональной деятельности, той или иной науки лишь отчасти может рассматриваться на основе данной Концепции, которая посвящена истории России, дисциплине, имеющей свой предмет и цели в отношении формирования российской гражданской идентичности, патриотизма, упрочения исторической памяти.

Тем не менее межпредметные связи отраслевой истории и истории России вполне очевидны. Это нельзя не учитывать в преподавании общеисторического курса, и важно иметь в виду, для студентов какого направления подготовки он преподается. При разработке программ по истории России для студентов разных направлений в разделах, посвященных истории культуры, техники, экономики, необходимо уделять особое внимание развитию определенной отрасли науки или производства. Например, в лекциях по истории культуры до 30% времени возможно уделить развитию отрасли в данный период времени (например, истории медицины, достижениям в области биологии или языкознания) или на занятиях по истории экономики точно так же можно специально остановиться на вопросах развития транспорта, строительства, сельского хозяйства, налоговой сферы, и так далее, в зависимости от направления профессиональной подготовки данной группы студентов. Необходимо иметь в виду, что во главу угла ставятся именно вопросы культурно-исторического плана, нежели сугубо технические и специальные сюжеты, которые целиком расположены в области сугубо профессиональной подготовки.

Изучение отраслевой и региональной истории может происходить в рамках проектной деятельности в форме междисциплинарного проекта, направленного на изучение научных открытий и научной повседневности в регионе того или иного исторического периода.

Предлагаемая Концепция, таким образом, носит универсальный характер. Она является основой для составления рабочих программ общего курса "История России". Ее положения и идеи могут применяться при разработке содержания и планов занятий по региональной истории, сюжетов отраслевой истории в рамках межпредметных связей, а также при подготовке программ дисциплин исторического профиля, спецкурсов и спецсеминаров, организации проектной деятельности в рамках реализации вузами основных образовательных программ высшего профессионального образования.