См. "Доклады с обобщением правоприменительной практики и руководствами по соблюдению обязательных требований" (утв. МЧС России 24.04.2024).

Таблица 2

N

п/п

Содержание вопроса

Содержание ответа

1.

Необходимо ли отнесение опасных производственных объектов I и II классов опасности, не имеющих существенного оборонного и экономического значения, к категории по ГО и, как следствие создание для них нештатных аварийно-спасательных формирований

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" все организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии обязаны создавать собственные нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" конкретизируются нормы по созданию нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) в целях осуществления дифференцированного подхода.

Вместе с тем исключение нормы по созданию НАСФ приведет к правовому пробелу в части планирования и осуществления мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

2.

В соответствии с какими критериями проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия организаций в области гражданской обороны

В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1007, проведение плановых проверок с установленной периодичностью в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется если соблюдается хотя бы один из следующих критериев:

наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя категории по гражданской обороне;

эксплуатация юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем потенциально опасного объекта;

эксплуатация юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем критически важного объекта;

владение и (или) пользование (в том числе наличие на своем балансе) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем защитными сооружениями гражданской обороны;

принадлежность юридического лица или индивидуального предпринимателя к оборонно-промышленному комплексу;

наличие мобилизационного задания (заказа) у юридического лица или индивидуального предпринимателя;

выполнение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем мероприятий федерального, регионального, местного уровней по гражданской обороне.

3.

На каких основаниях и кем производится отнесение организаций к категориям риска по гражданской обороне

В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1007, главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия самостоятельно относить деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям риска.

Данная работа проводится на основании соответствующих решений руководителя (заместителя руководителя или руководителя структурного подразделения территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления надзорной деятельности), по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

4.

Выполнение каких требований и мероприятий в области гражданской обороны, отображенных в вопросах проверочного листа (списка контрольных вопросов), являются для организации обязательными в зависимости от статуса организации (отнесена/не отнесена к категории, продолжает или не продолжает работу в военное время и др.)

Предусмотренные приказом МЧС России от 04.02.2022 N 61 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны" вопросы, отражающие содержание обязательных требований, уточняют отдельные категории требований, которые являются обязательными для организаций в зависимости от их статуса.

Если вопросами не предусмотрена конкретизация организаций в зависимости от их статуса, то требования распространяются на все организации.

5.

Организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне и в области защиты работников организаций и подведомственных объектов от ЧС. Возможна ли разработка единого планирующего документа, объединяющего План гражданской обороны и План действий по предупреждению и ликвидации ЧС

Вопросы разработки планов гражданской обороны, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных регулируются отдельными законодательными актами и иными нормативными правовыми актами, относящимися к различной области применения.

Такими законодательными и иными нормативными правовыми актами являются:

Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне";

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации";

приказ МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях".

Учитывая, что правовое регулирование требований к разработке вышеуказанных планирующих документов имеет различный характер, разработка единого планирующего документа по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций нецелесообразна.

6.

Кто осуществляет отнесение организаций к субъектам надзора в области гражданской обороны

В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложены полномочия по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В связи с этим, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления определяют степень участия организаций в области гражданской обороны, на территории соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

7.

Кто устанавливает полномочия организаций по выполнению обязанностей в области гражданской обороны

Полномочия и обязанности организаций в области гражданской обороны установлены статьей 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.

8.

Какие организации обязаны создавать и организовывать работу комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций

В соответствии с пунктом 16.13 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687, мероприятием по обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, является создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время.

В связи с тем, что повышение устойчивости функционирования организаций необходимо на период военного времени, в пунктах 8 и 9 списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований, утвержденного приказом МЧС России от 04.02.2022 N 61 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны", указана категория организаций, для которых выполнение указанного требования является обязательным - это организации, необходимые для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

9.

Какие формирования являются нештатными аварийно-спасательными формированиями по борьбе с пожарами и какие организации обязаны их создавать

Нештатные аварийно-спасательные формирования по борьбе с пожарами в соответствии с Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденным приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999, являются нештатными аварийно-спасательными формированиями, которые в зависимости от численности личного состава формирования подразделяются на пожарно-спасательные команды, пожарно-спасательные группы и пожарно-спасательные звенья.

Согласно статьям 1 и 12 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" указанные формирования должны оснащаться специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, а также быть аттестованными на определенный вид аварийно-спасательных работ.

Создавать указанные формирования обязаны организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне.

10.

Допускается ли в организации ведение единого журнала по вводному инструктажу по ГО; инструктажу по действиям при ЧС

Положением о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485, Положением о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841, ведение единого журнала учета проведения инструктажей не предусмотрено.

11.

Какими нормативным правовым актом (в соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона 247-ФЗ) утвержден перечень обязательных требований в области гражданской обороны

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" сфера применения данного Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований в области гражданской обороны, в связи с чем оснований для разработки перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного надзора в области гражданской обороны не имеется.

12.

Требуются разъяснения: а) порядок проверки обособленных подразделений организации (не являющихся юридическими лицами) и расположенными на территории нескольких субъектов РФ; б) проверка такого рода подразделений осуществляется одновременно с проверкой головной организации - юридического лица или может быть разнесена по времени

Согласно положениям статьи 31 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) обособленные подразделения юридических лиц также являются контролируемыми лицами как и сами юридические лица. В этой связи порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении обособленных подразделений аналогичен общему порядку, установленному Федеральным законом, вне зависимости от их территориального расположения и сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении головных организаций.

13.

В отношении каких защитных сооружений гражданской обороны осуществляется федеральный государственный надзор в области гражданской обороны

Росимуществом по субъектам РФ защитные сооружения гражданской обороны, расположенные на территории субъектов РФ, передаются организациям по договору о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

В связи с чем категория среднего риска присваивается организациям в области гражданской обороны, заключившим договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

В отношении остальных защитных сооружений гражданской обороны контрольные (надзорные) мероприятия не могут быть проведены.

14.

Может ли орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, снизить категорию риска до низкой (низкий риск) объекту надзора с изначально высокой категорией риска (высокий риск) после проведения трех плановых контрольных (надзорных) мероприятий, в результате которых составлены акты контрольных (надзорных) мероприятий с отсутствием выявленных нарушений обязательных требований в области гражданской обороны

Отнесение объектов надзора к категориям риска осуществляется на основании критериев отнесения объектов надзора к определенной категории риска, установленных пунктом 24 Положения о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1007.

Изменение присвоенной объекту надзора категории риска на более высокую либо более низкую категорию риска допускается не более чем на одну ступень от изначально присвоенной на основании вышеуказанных критериев категории риска.

15.

В соответствии с пунктом 131 постановления Правительства РФ от 25.06.2021 N 1007 результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия. Не регламентирован порядок приобщения видеозаписи к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

Согласно статье 87 Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту.

Пунктами 12 или 13 типовых форм актов контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом", предусматривается перечисление прилагаемых к акту документов и иных материалов, являющихся доказательствами нарушения обязательных требований.

В этой связи аудио- и видеозаписи приобщаются к акту на физических носителях (CD-дисках) или в виде файлов наиболее распространенных форматов.

16.

В организации имеются защитные сооружения гражданской обороны по которым ведется процедура снятия их с учета в МЧС России, комплект документов находится на согласовании в МЧС России. Снимаемые с учета ЗС ГО не в полной мере отвечают требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583) и Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (утвержденных приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575). По результатам проверок таких ЗС ГО надзорными органами МЧС России возможно наложение штрафов за несоответствие требованиям вышеуказанных документов, а содержание таких ЗС ГО влечет нецелесообразную финансовую нагрузку на организацию: обслуживание и замена дорогостоящего оборудования, затраты на проведение капитального и текущих ремонтов, содержание и подготовка формирования по обслуживанию ЗС ГО, оснащение и проведение поверки (технического обслуживания) приборами РХРиДК. Подлежат ли проверке надзорными органами МЧС России защитные сооружения гражданской обороны снимаемые с учета, документация по которым на момент проверки согласована с ГУ МЧС России по субъекту и находится на согласовании в МЧС России?

Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1007, установлен порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области гражданской обороны. Согласно пункту 2.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, комиссия, создаваемая для снятия с учета защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО), оценивает готовность ЗС ГО к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО или акт об изменении типа ЗС ГО, или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО. В этой связи до снятия с учета ЗС ГО федеральный государственный надзор в области гражданской обороны в отношении объекта надзора осуществляется в соответствии с установленным порядком.

17.

В соответствии с пунктом 57.2 проверочного листа, утвержденного Приказом МЧС России N 61 от 4 февраля 2022 года "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны" предусмотрена обязанность проверяемого лица провести профессиональную подготовку персонала ответственного за включение (запуск) локальной системы оповещения. Просим Вас разъяснить по какой программе необходимо провести обучение указанных лиц.

Подготовка персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения, организуется и проводится на основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны" и в соответствии с программами:

"Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны", утверждена МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-27-11;

"Примерная программа курсового обучения руководителей и работников гражданской обороны, руководителей формирований и служб, а также отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций", утверждена МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-29-11;

"Примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации руководителей и работников гражданской обороны, органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку по программам обучения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций", утверждена МЧС России 30.10.2020 N 2-4-71-11-10.

Программы размещены в сети Интернет на официальном сайте (Интернет-портале) МЧС России и в системе "Консультант Плюс".

18.

Приказом МЧС России от 4 февраля 2022 г. N 61 утверждена новая форма проверочного листа, применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны. Отменяет ли он требования по выполнению Предписания по устранению нарушений требований в области гражданской обороны, выданное организации при проверке осуществленной ранее согласно проверочного листа, утвержденного приказом МЧС России от 27.02.2018 г. N 78, если в актуализированном проверочном листе поменялось требование к исполнению пункта на основании которого было выдано Предписание.

Применение проверочных листов, утвержденных приказами МЧС России от 27 февраля 2018 г. N 78 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны" и от 4 февраля 2022 г. N 61 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны", при осуществлении внеплановых проверок не предусмотрено.

Одновременно предписание, выданное по результатам плановой проверки с применением проверочного листа, является обязательным для исполнения, в случае если оно содержит требования действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, не было обжаловано в установленном порядке и вступило в законную силу.

19.

Установление требований к созданию убежища при отсутствие уведомления федеральных органов исполнительной власти, субъектов, местных органов о включении объекта в перечень объектов гражданской обороны не является требованием, установленным законодательством Российской Федерации в области гражданской обороны.

В соответствии с абзацем 6 п. 8, абзацем 5 п. 9, абзацем 4 пункта 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации, органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны, путем ведения журнала учета защитных сооружений гражданской обороны (п. 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2022 N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (зарегистрирован в Минюсте России 25.03.2003 N 4317)).

Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, разрабатываемый организацией - балансодержателем ЗС ГО (п. 2.2 Правил эксплуатации ЗС ГО). При отсутствии паспорта ЗС ГО основанием для учета ЗС ГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО.

Сведения о наличии ЗС ГО представляются в МЧС России. Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации данные о месте расположения ЗС ГО и копии паспортов сооружений (п. 2.4 Правил эксплуатации ЗС ГО).

20.

Установление требований к созданию убежища при невозможности самостоятельного приведения (перестройки) объекта к объекту гражданской обороны (объект находится в оперативном управлении).

В соответствии с п. 1 ст. 296 Гражданского Кодекса РФ учреждения и казенные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаться этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно п. 7, 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" организации (учреждения и казенные предприятия) создают объекты гражданской обороны в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в сфере ведения которых они находятся. Создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ и согласованных с МЧС России.

21.

Установление требований к созданию убежища при вынесении предписания. Оно не выполнимо, т.к. отсутствует финансирование на формирование объекта гражданской обороны.

В соответствии с ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;

Согласно п. 4, 5 ст. 14 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" при определении срока исполнения контролируемым лицом решения контрольного (надзорного) органа должны учитываться такие обстоятельства, как характер нарушений обязательных требований, степень и размер вреда (ущерба), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям в результате нарушений обязательных требований. При определении срока исполнения контролируемым лицом решения контрольного (надзорного) органа, связанного с расходованием денежных средств, контрольный (надзорный) орган дополнительно рассматривает вопрос об учете имущественного и финансового положения контролируемого лица.

В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения и не может служить основанием для освобождения от административной ответственности.

22.

Отсутствие проведения в инфекционных больницах тренировочных мероприятий по гражданской обороне. При этом не учитывается специфика инфекционных больных.

В соответствии с Положением о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденным Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны" тренировки по отработке вопросов гражданской обороны проводятся только с физическими лицами, вступившими в трудовые отношения с работодателем (работниками организаций).

23.

В рамках КНМ контролируемым лицам не разъясняется причина отнесения объекта контроля к объекту гражданской обороны.

В соответствии с ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" в ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Согласно п. 24 Положения о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1007 "О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны" утверждены категории риска. Категории риска содержат определенные критерии деятельности, послужившие основанием для отнесения организации к объектам надзора в области гражданской обороны.

24.

В рамках КНМ контролируемым лицам не разъясняется:

1) причина отнесения объекта контроля к объекту гражданской обороны;

2) что наличие паспорта защитного сооружения ГО является основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны, тогда как статус ЗС ГО объект приобретает в связи с внесением соответствующих сведений об объекте в реестр ЗС ГО органами МЧС России.

Основанием внесения сведений в учет защитных сооружений гражданской обороны МЧС России является оформление организацией балансодержателем паспорта защитного сооружения гражданской обороны.

В соответствии с п. 2.2 - 2.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2022 N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО. Паспорт ЗС ГО оформляется организацией балансодержателем, собственником ЗС ГО и направляется в МЧС России для согласования.

В соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2022 N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" проводятся инвентаризации всех ЗС ГО субъектов РФ. В состав инвентаризационных комиссии включаются представители МЧС России, органа местного самоуправления субъекта РФ и организации балансодержателя, собственника ЗС ГО. По итогам инвентаризации составляется акт оценки готовности ЗС ГО.

Необходимость информирования главных распорядителей бюджетов с целью формирования бюджетных средств на строительные работы не установлено законодательством РФ.

В ходе контрольных (надзорных) мероприятий учитываются гражданско-правовые договора владения и распоряжения имуществом гражданской обороны. При наличии официальных сведений о несоответствии учетных данных ЗС ГО и гражданско-правовые договора владения и распоряжения имуществом гражданской обороны инспектором делаются соответствующие отметки в акте проверки.