2.1. Доклад по правоприменительной практике

Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Предметом федерального государственного надзора в области гражданской обороны является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области гражданской обороны, установленных Федеральным законом "О гражданской обороне" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральному государственному надзору в области гражданской обороны подлежит 112812 организаций, деятельность которых является объектами надзора, из них к категории высокого риска отнесено 3875 организаций, к категории значительного риска - 4033 организации, к категории среднего риска - 25945 организаций, к категории низкого риска - 78959 организаций.

Надзорными органами МЧС России в 2022 году запланировано проведение 1040 КНМ в отношении контролируемых лиц (2021 г. - 5045, уменьшение на 79,4%). Всего проведено 6086 КНМ, из них: 764 - плановых; 5322 - внеплановых.

Внеплановые КНМ проводились в соответствии со следующими основаниями:

в соответствии с истечением срока исполнения решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований - 374 КНМ; в соответствии с наличием сведений о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - 5 КНМ; в соответствии с требованием прокурора - 161 КНМ; в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации - 4782 КНМ.

В ходе проведенных проверок выявлено 27602 нарушения обязательных требований, из них связанных: с эксплуатацией защитных сооружений гражданской обороны - 17185; с накоплением, хранением и использованием в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств - 1021; с накоплением, хранением и использованием средств индивидуальной защиты - 549; с подготовкой населения в области гражданской обороны - 1680; с планированием основных мероприятий в области гражданской обороны - 3755; с планированием эвакуационных мероприятий - 344; с использованием и содержанием систем оповещения - 344; с созданием сил гражданской обороны - 428; с созданием (назначением) структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, - 636; с повышением устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в военное время - 565; иные нарушения в области гражданской обороны - 1095.

Типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны, выявляемыми в 2022 году, стали:

нарушения, связанные с организацией и проведением подготовки и обучения населения, работников и должностных лиц организаций, нештатных формирований, проведением учений по вопросам гражданской обороны; отсутствие соответствующего установленным требованиям защитного сооружения гражданской обороны для укрытия работников наибольшей работающей смены организации, отнесенной к категории по гражданской обороне; нарушения, связанные с созданием, эксплуатацией защитных сооружений гражданской обороны, в том числе невыполнение мероприятий по поддержанию защитных сооружений в состоянии постоянной готовности к использованию, содержанием инженерно-технического оборудования, наличием соответствующей документации и проведением технического обслуживания защитных сооружений гражданской обороны; нарушения, связанные с создание (назначением) и оснащением структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны; нарушения, связанные с накоплением, хранением и использованием в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, средств индивидуальной защиты; отсутствие документов, определяющих номенклатуру и объемы создаваемых запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; не проводятся мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в военное время; отсутствие положения об организации и ведении гражданской обороны; план основных мероприятий, предусматривающий основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, не разработан и (или) не согласован с органом местного самоуправления; не осуществляется поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны.

По результатам надзорных мероприятий вручено 2343 предписания по устранению выявленных нарушений обязательных требований.

Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны составил 58,83%.

По результатам надзорных мероприятий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлено 2518 протоколов об административных правонарушениях, из них на должностных лиц 2007 и на юридических лиц 511, в том числе по ст. 20.7 КоАП РФ (невыполнение требований и мероприятий в области ГО) - 2270 протоколов. К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 1167 лиц, из них должностных - 927 лиц и юридических - 240 лиц, в том числе по ст. 20.7 КоАП РФ - 993 лица. Сумма наложенных административных штрафов за несоблюдение обязательных требований составила 15432,61 тыс. руб.

В 2022 г. в надзорные органы, осуществляющие федеральный государственный надзор в области гражданской обороны, поступило 36 представлений прокуратуры об устранении нарушений требований действующего законодательства.

В Таблице 2 представлены обобщенные сведения анализа правоприменительной практики и наиболее часто задаваемые вопросы контролируемых лиц при организации и осуществления федерального государственного надзора в области гражданской обороны.