См. "Доклады с обобщением правоприменительной практики и руководствами по соблюдению обязательных требований" (утв. МЧС России 24.04.2024).

Таблица 4

N п/п

Содержание вопроса

Содержание ответа

1.

Предусмотрена ли административная ответственность при осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

За осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) предусмотрена частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации, осуществление деятельности без лицензии может также квалифицироваться, как и незаконное предпринимательство.

Помимо этого, статьей 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), в том числе, осуществление такой деятельности в зданиях (помещениях), используемых правообладателем для предпринимательской деятельности.

2.

Предусмотрена ли ответственность лицензиата, за нарушения, допущенные при монтаже систем противопожарной защиты на объекте другой организацией.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно примечанию к части 4 статьи 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

3.

Административная ответственность юридического лица за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (результаты решений арбитражного суда).

Лицензирующий орган обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации. Изучив материалы дела, суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела ЖСК, и Общество, заключили Договор на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем противопожарной защиты в жилом доме повышенной этажности. Согласно п. 1.1 договора Подрядчик, обязуется выполнить на свой риск собственными силами и средствами комплекс работ в соответствии с условиями договора и Регламентом на техническое обслуживание и текущий ремонт систем противопожарной защиты. Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ по настоящему договору, организовать приемку их результата и оплатить обусловленную договором стоимости работ.

Приказом органа ФГПН Обществу выдана лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В ходе плановой проверки объекта защиты ЖСК, было установлено, что системы противопожарной защиты находились в неисправном состоянии. Общество в рамках выполнения договора при осуществлении предпринимательской деятельности не обеспечило исправное состояние систем и средств противопожарной защиты (систем автоматических установок дымоудаления, системы оповещения людей о пожаре), тем самым нарушило требование статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в части выполнения требований пожарной безопасности установленных Правительством Российской Федерации, создав угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, чем совершило грубое нарушение лицензионных требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Таким образом, Общество совершило противоправное виновное действие, за которое предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Вина Общества в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации заявителем доказана, подтверждена материалами дела и не оспаривается обществом, поскольку, исходя из положений части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации, у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что Обществом принимались действия по соблюдению лицензионных требований.

Учитывая, что обстоятельств, предусмотренных статьей 4.3 КоАП Российской Федерации и отягчающих ответственность Общества не установлено, суд решил назначить наказание в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1. КоАП Российской Федерации, в размере 100 000 рублей.

4.

Административная ответственность юридического лица за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (результаты решений арбитражного суда).

В Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Главное управление МЧС России по Нижегородской области (далее - заявитель, административный орган) с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Центр Инноваций" (далее - ответчик, общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ по основаниям, подробно изложенным в заявлении. Ответчик пояснил, что нарушения отсутствуют, поскольку оборудование согласно перечню, предусмотренному частью 4 статьи 24 Закона N 69-ФЗ передано обществу на основании договора аренды от 14.02.2022, договор аренды с предыдущим арендатором расторгнут. Ответчик указывает, что нарушение подпункта "в" пункта 4 Положения N 1128 не является грубым нарушением. Обязанность по разработке технического регламента, по мнению ответчика, несет руководитель объекта защиты. Круглосуточный режим контроля передачи извещений осуществляется надлежащим образом, в подтверждение чего ответчик ссылается на экспертное заключение. Вывод административного органа о непроведении плановых работ по техническому обслуживанию системы передачи извещений, как отмечает ответчик, опровергается представленными журналами и достоверными доказательствами не подтвержден. Вмененные пунктами 6 и 7 нарушения в части несоблюдения требований РД 009-02-96, по мнению ответчика, не образует нарушений подпункта "д" пункта 4 постановления Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128. Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении общества, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, срок давности привлечения к административной ответственности, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее. Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 02.02.2022 N 14 в период с 10.02.2022 по 11.03.2022 административным органом проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В ходе проверки административным органом установлено, что ООО "Центр Инноваций" на основании лицензии N 52-Б/00935 от 27.09.2019 осуществляет деятельность с грубыми нарушениями лицензионных требований, установленных статьей 24.3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), подпунктами "б, в, д" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положение N 1128), пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479), Приказа МЧС России от 31.07.2020 N 571 "Об утверждении минимального перечня оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", статей 4, 6 Технического регламента, пунктов 3.5, 3.6, 3.8 РД 009-02-96, а именно:

- отсутствует оборудование, инструмент, технические средства, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Закона N 69-ФЗ, прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности. По факту при проведении проверки арендуемое оборудование по договору от 14.02.2022 N 182 не представлено, кроме того арендуемое ООО "Центр инноваций" оборудование по договору от 14.02.2022 N 182, передано в аренду (пользование) другому лицензиату по договору от 17.01.2022 N 15;

- отсутствует работник, ответственный за осуществление лицензируемого вида деятельности, заключившего с соискателем лицензии или лицензиатом трудовой договор, имеющий высшее или среднее профессиональное образование по специальности "Пожарная безопасность", либо высшее образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" (профиль - "Пожарная безопасность"), либо иное высшее образование при условии получения дополнительного профессионального образования по типовой дополнительной профессиональной программе - программе профессиональной переподготовки, утвержденной лицензирующим органом, и имеющего стаж работы не менее 5 лет в организациях. осуществляющих лицензируемый вид деятельности на должностях, связанных с выполнением работ (оказанием услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) службы в организациях (учреждениях) федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на должностях, связанных с осуществлением лицензируемого вида деятельности;

- отсутствует регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, составляемый в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем; - в круглосуточном режиме не осуществляется контроль за передачей от приборов объектовых оконечных на прибор пультовый оконечный системы передачи извещений о пожаре по линии/линия связи тревожных извещений о пожаре; - не проводятся плановые работы по техническому обслуживанию системы передачи извещений о пожаре в объеме регламента N 1 (один раз в месяц);

- отсутствуют вторые экземпляры журналов по техническому обслуживанию;

- журналы по техническому обслуживанию не прошнурован/не пронумерован и не скреплены печатями Заказчика и Исполнителя. Подробно выявленные нарушения зафиксированы административным органом в акте проверки от 11.03.2022 N 14. Усмотрев в действиях общества признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, должностным лицом административного органа при участии законного представителя общества 11 марта 2022 года составлен протокол об административном правонарушении N 9. На основании статьи 23.1 КоАП РФ заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности. Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения соответствия предпринимательской деятельности лицензионным условиям и требований. Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальной лицензией. Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность с грубым нарушением лицензионных условий и требований. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности. Согласно части 2 статьи 2 названного Закона соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Как определено в пункте 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию. В силу части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ к грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение N 1128). Согласно пункту 5 Положения N 1128 к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "б" и (или) "д" пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Таким образом, нарушение подпункта "в" пункта 4 Положения N 1128 не образует в действиях общества вмененного состава, допущенное нарушение в указанной части подлежит квалифицировать по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Подпункт "в" пункта 4 Положения N 1128 предусматривает наличие у соискателя лицензии или лицензиата работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, заключившего с соискателем лицензии или лицензиатом трудовой договор, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по специальности "Пожарная безопасность", либо высшее образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" (профиль - "Пожарная безопасность"), либо иное высшее образование при условии получения дополнительного профессионального образования по типовой дополнительной профессиональной программе - программе профессиональной переподготовки, утвержденной лицензирующим органом, и имеющего стаж работы не менее 5 лет в организациях, осуществляющих лицензируемый вид деятельности на должностях, связанных с выполнением работ (оказанием услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) службы в организациях (учреждениях) федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на должностях, связанных с осуществлением лицензируемого вида деятельности.

Работник может быть ответственным за осуществление лицензируемого вида деятельности только у одного юридического лица или индивидуального предпринимателя. При рассмотрении настоящего дела в обоснование отсутствия нарушения подпункта "в" пункта 4 Положения N 1128 общество указало на прохождение соответствующего обучения директором общества. Вместе с тем, ввиду отсутствия утвержденной лицензирующим органом программы профессиональной переподготовки, а также непредставления обществом доказательств наличия в штате иного лица, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по специальности "Пожарная безопасность", либо высшее образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" (профиль - "Пожарная безопасность"), прохождение директором общества дополнительного обучения не свидетельствуют об устранении данного нарушения. Вместе с тем, неверная квалификация административным органом пункта 2 нарушения не свидетельствует в рассматриваемом случае об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности в силу следующих обстоятельств. Подпункт "б" пункта 4 Положения N 1128 предусматривает наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ). В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Положения N 1128, одним из лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности является выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию и монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ. Статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности. Согласно статье 24.3 Закона N 69-ФЗ оборудование, технические средства, в том числе средства измерений, необходимые для осуществления лицензируемых видов деятельности, соискатель лицензии, лицензиат обязаны иметь на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, по месту (местам) осуществления лицензируемых видов деятельности, в том числе по месту осуществления временных работ. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, а также национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (части 2 и 3 статьи 4 Технического регламента).

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Технического регламента). В силу части 7 статьи 83 Технического регламента системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.. Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности, установлены в Правилах N 1479. В соответствии с пунктом 54 Правил N 1479 руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем. На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.

При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке. Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации. Все проведенные работы по ТО и ППР, в том числе по контролю качества, должны фиксироваться в Журнале регистрации работ по ТО и ППР, один экземпляр которого должен храниться у Заказчика, другой у Исполнителя (Приложение 1, форма 4). Записи в обоих журналах о проведенных работах по ТО и ППР, а также выявленных недостатках в содержании и эксплуатации установок пожарной автоматики должны быть идентичны, оформляться одновременно и заверяться подписями ответственных лиц сторон. Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатями Исполнителя и Заказчика. Материалами дела, в том числе, актом проверки N 14 от 11.03.2022, протоколом об административном правонарушении N 9 от 11.03.2022, подписанными законным представителем общества без замечаний и возражений, договором аренды оборудования от 14.02.2022, договором аренды оборудования от 17.01.2022, контрактами от 09.01.2020, выкопировками из выгрузки сведений о событиях СПИ "Стрелец-Мониторинг", журналами регистрации работ, письмо от 18.06.2020 N 138, руководством по эксплуатации подтверждается, что при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на основании лицензии N 52-Б/00935 от 27.09.2019 выше указанные требования не были соблюдены, доводы общества об обратном судом не принимаются в силу следующего. Из материалов дела следует, что ООО "Центр Инноваций" имеет действующую лицензию МЧС России от 27.09.2019 N 52-Б/00935 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Срок действия лицензии не ограничен. На основании контракта от 09.01.2020 N ЦИ-01-04/2020 Общество (исполнитель) оказывает ГБУК НО "ТЮЗ" (заказчик) по адресу: г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. М. Горького, д. 145, услуги по техническому обслуживанию системы передачи извещений ПАК "Стрелец-Мониторинг". На основании контракта от 09.01.2020 N ЦИ-01-71/2020 Общество (исполнитель) оказывает МБДОУ "Детский сад N 120" (заказчик) по адресу: г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Семашко, д. 17а, услуги по техническому обслуживанию системы передачи извещений ПАК "Стрелец-Мониторинг".

В соответствии с пунктом 1.1 Контрактов общество приняло на себя обязательства по оказанию услуг по техническому обслуживанию прибора объектового оконечного системы передачи извещений о пожаре ПАК "Стрелец-Мониторинг" (ПОО СПИ), подключенной к системе пожарной сигнализации, смонтированной на объекте заказчика. Пунктом 3.1 Контрактов установлено, что Исполнитель обязан проводить плановое техническое обслуживание ПОО СПИ с периодичностью 1 раз в месяц в следующем объеме: - профилактические работы - работы для устранения неисправностей выявленных при проверке работоспособности ПОО СПИ, включающие в себя проверку технического состояния внутреннего монтажа, очистку, подпайку, подтяжку креплений, проверку блока питания; - проверка работоспособности ПОО СПИ (имитация режима "Неисправность" на одной из зон МВК с проверкой прохождения сигнала в дежурно-диспетчерскую службу пожарной охраны, перезапуск системы ПОО СПИ); - проверка качества радиоканала, уровня связи с дежурно-диспетчерской службой пожарной охраны, устранение недостатков влияющих на уровень и качество связи; - проверка работоспособности ПОО СПИ (имитация режима "Пожар" на одной из зон МВК с проверкой прохождения сигнала в дежурнодиспетчерскую службу пожарной охраны, перезапуск системы ПОО СПИ); - контроль работоспособности ПОО СПИ по внешним признакам: свечение индикаторов, наличие рабочих напряжений на нагрузках, переход на питание от аккумуляторной батареи; - контроль за наличием связи ПОО СПИ с дежурнодиспетчерской службой пожарной охраны и приборами пожарной сигнализации. При проведении проверки обществом в подтверждение наличия оборудования, инструментов, технических средств, согласно перечню предусмотренному статьей 24 Закона N 69-ФЗ, представлен договор N 182 аренды оборудования от 14.02.2022, заключенный между ИП Гарифуллиной Г.А. (арендодатель) и обществом (арендатор). Вместе с тем, при проведении проверки административным органом установлено, что в отношении идентичного оборудования 17.01.2022 между ИП Гарифуллиной Г.А. (арендодатель) и ООО "МегастройУфа" (арендатор) заключен договор N 15 аренды оборудования, со сроком действия до 17.03.2022 (л.д. 27 - 32). Сведений о расторжении договора аренды оборудования от 17.01.2022 обществом на при проведении проверки административным органом, ни при составлении протокола об административном правонарушении не представлено, акт проверки и протокол об административном правонарушении подписаны законным представителем общества без замечаний и возражений. Письмо ИП Гарифуллиной Г.А. от 15.03.2022 сведений о расторжении договора аренды оборудования от 17.01.2022 также не содержит. Представленное обществом при рассмотрении настоящего дела соглашение от 10.02.2022 о расторжении договора оказания услуг N 15 от 17.01.2022 допустимым доказательством не является, поскольку обществом доказательств невозможности его представления при проведении проверки и составлении протокола об административном правонарушении не представлено. Приказом общества от 01.04.2021 N 2-ОД утвержден и введен в действие регламент технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта устройств объектовых оконечных системы передачи извещений о пожаре ПАК "Стрелец-Мониторинг".

Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, составленный в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем на момент проведения проверки административным органом отсутствовал. Доводы общества о том, что исходя из положений пункта 54 Правил N 1479 обязанность по утверждению вышеуказанного регламента возложена на руководителя организации, в котором смонтирована система, судом не принимаются, поскольку общество в силу императивных требований Правил N 1479 не имело возможности осуществлять техническое обслуживание в отсутствие утвержденного руководителем организации регламента. Согласно Руководству по эксплуатации организация, осуществляющая техническое обслуживание объектовой станции, должна в круглосуточном режиме осуществлять контроль за поступлением всех видов сигналов (пожар, неисправность и др.) на пульт подразделения пожарной охраны, а, следовательно, обеспечивать круглосуточный мониторинг состояния канала связи между объектовой и пультовой станциями. Техническую возможность такого мониторинга имеют только те организации, которые осуществляют обслуживание пультового оборудования. При отсутствии у организаций, которые обслуживают объектовые станции, возможности самостоятельного круглосуточного контроля, ими может быть заключен договор (соглашение) на оказание мониторинговых услуг с организацией, осуществляющей обслуживание пультового оборудования. Также, письмо изготовителя систем передачи извещений о пожаре (ПАК "Стрелец-Мониторинг") ООО "Аргус-Спектр" от 12.06.2020 N 138 разъясняет порядок организации технического обслуживания систем передачи извещений о пожаре на пульт пожарной охраны, осуществление круглосуточного мониторинга, указанные требования также содержатся в разделе 5 действующего Руководства по эксплуатации. В соответствии с пунктом 3.8 ГОСТ Р 56935-2016 мониторинг систем противопожарной защиты представляет собой непрерывно осуществляемый автоматизированный сбор данных, наблюдение за техническими параметрами СПЗ, выполнением СПЗ или ее отдельными элементами своих функциональных задач в целях фиксации и последующей аналитической обработки получаемой информации для подготовки необходимых решений по предупреждению и ликвидации негативных последствий, связанных с повреждением или неисправностью СПЗ. В пункте 3.9 ГОСТ Р 56935-2016 установлено, что мониторинговая организация оказывает, в том числе, услуги по техническому обслуживанию системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения "01" и "112". Исходя из установленных положений ГОСТ Р 56935-2016, а также письма ООО "Аргус-Спектр" следует, что выполнения перечня работ, предусмотренных контрактом возможно только организацией, осуществляющей обслуживание пультового оборудования, размещенного в пожарно-спасательном подразделении ГУ МЧС либо при условии заключения договора на оказание мониторинговых услуг с организацией, осуществляющей обслуживание пультового оборудования.

Доказательств заключения соответствующих договоров обществом в материалы дела не представлено. Таким образом, проведенной проверкой в отношении общества, административным органом достоверно установлено, что ООО "Центр Инноваций" не осуществляет в круглосуточном режиме контроль за передачей от приборов объектовых оконечных на прибор пультовый оконечный системы передачи извещений о пожаре по линии/линия связи тревожных извещений о пожаре на прибор пультовый оконечный, установленный соответствующем подразделении ГУ МЧС. Ссылки общества на техническое заключение ООО "Бюро независимых экспертиз" от 27.04.2022 судом отклоняются, поскольку приведенные в нем выводы противоречат установленным требованиям ГОСТ. Кроме того, обществом не проводятся плановые работы по техническому обслуживанию системы передачи извещений о пожаре в объеме регламента N 1 (один раз в месяц). Представленные обществом акты от 31.01.2022, 28.02.2022, 31.03.2022, платежные поручения не подтверждают в полной мере проведение плановых работ по техническому обслуживанию системы передачи извещений о пожаре. Исходя из сведений журналов регистрации работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту СПИ "Стрелец-Мониторинг" на объекте МБДОУ д/с N 120, указанные работы проводились 31.01.2022, 26.02.2022, на объекте ГБУК НО "ТЮЗ" - 25.01.2022, 23.02.2022. Вместе с тем, согласно представленной административным органом выкопировке из выгрузки сведений о событиях СПИ "Стрелец-Мониторинг" следует, что в вышеуказанные даты какие-либо работы по техническому обслуживанию системы передачи извещений о пожаре обществом не проводились (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют). Сведения из представленной выкопировки из выгрузки сведений о событиях СПИ "СтрелецМониторинг" соотносятся с адресами объектов (МБДОУ д/с N 120, ГБУК НО "ТЮЗ"). Кроме того, суд принимает во внимание, что законный представитель общества при проведении проверки данные обстоятельства не оспаривал, при составлении протокола об административном правонарушении возражений не заявлял, а также согласно протоколу обязался устранить выявленные нарушения. Доводы заявителя о невозможности квалификации нарушения в виде несоблюдения требований РД 009-02-96 как нарушения грубого лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "д" пункта 4 Положения N 1128 судом отклоняется, поскольку указанный документ по своему содержанию является нормативно-техническим документом. Ссылка заявителя на письмо от 18.07.2017 N 19-16-919 судом отклоняется ввиду его составления до введения в действие Положения N 1128. Оценив в совокупности акт проверки от 11.03.2022, протокол N 9 от 11.03.2022 об административном правонарушении, договор аренды оборудования от 14.02.2022, договор аренды оборудования от 17.01.2022, контракты от 09.01.2020, выкопировки из выгрузки сведений о событиях СПИ "Стрелец-Мониторинг", журналы регистрации работ, письмо от 18.06.2020 N 138, руководства по эксплуатации, суд приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у того имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основанием для освобождения ответчика от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств ответчиком в нарушение требований статьи 9, части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представлено. Общество, возложив на себя функции по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, и получив на это соответствующую лицензию, приняло на себя и риски наступления неблагоприятных последствий за нарушение лицензионных требований в соответствующем виде деятельности. Таким образом, административный орган правильно квалифицировал деяние ответчика как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Возможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ судом не усматривается в силу следующих обстоятельств. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд 9 А43-6891/2022 может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания. В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административное правонарушение в виде грубых нарушений лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

При таких условиях суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания названного правонарушения малозначительным. С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае отсутствуют условия для назначения наказания в виде предупреждения, поскольку допущенные обществом грубые нарушения лицензионных требований несут существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, создают повышенную угрозу безопасности граждан. Рассматривая данное конкретное дело, суд учитывает характер совершенного впервые административного правонарушения, отсутствие наступивших вредных последствий, ущерба третьим лицам и государству (доказательств обратного в материалы дела не представлено), а также предпринимающиеся обществом меры по устранению нарушений. В связи с чем, учитывая в совокупности обстоятельства данного конкретного дела, суд приходит к выводу о том, что взыскание штрафа в размере, предусмотренном санкцией статьи, может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы. На основании изложенного, учитывая обстоятельства и характер совершенного правонарушения, степень вины правонарушителя, отсутствие вредных последствий, суд полагает возможным назначить обществу наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей. В указанном размере административный штраф отвечает принципу справедливости наказания и, в то же время, обеспечивает его неотвратимость. Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 180 - 182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Центр Инноваций" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

5.

Аннулирование лицензии в связи с нарушением порядка ее переоформления (результаты решений арбитражного суда).

Орган ФГПН обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просит аннулировать лицензию, выданную МЧС России Обществу. В обоснование заявленного требования Орган ФГПН ссылается на то, что лицензиат в нарушение Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федерального закона N 99-ФЗ) после изменения адреса места нахождения и осуществления лицензионной деятельности своевременно не принял меры по переоформлению лицензии. Рассмотрев материалы дела, суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, в отношении Общества была запланирована проверка деятельности по соблюдению требований специального разрешения - лицензии МЧС России. В ходе организации проведения проверки было установлено, что Лицензиат по заявленному месту нахождения по адресу отсутствует. Как следует из частей 1, 2 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. Частью 5 статьи 18 ФЗ Федерального закона N 99-ФЗ определено, что заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Однако до настоящего момента действий со стороны Лицензиата по переоформлению лицензии не предпринималось.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Общество в нарушение требований Федерального закона N 99-ФЗ после изменения адреса места нахождения своевременно не принял меры по переоформлению лицензии и в настоящий момент не имеет права осуществлять лицензируемый вид деятельности. Вместе с тем, несоблюдение Обществом требований к переоформлению лицензии препятствует органу лицензирования проводить в отношении общества мероприятия по контролю за соблюдением лицензионных требований, с учетом специфики лицензируемой деятельности, свидетельствует о грубом нарушении Обществом лицензионных требований и возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан. Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, с учетом того, что применение в данном случае такой меры как аннулирование лицензии на осуществление деятельности по обеспечению пожарной безопасности является необходимой мерой для защиты прав и законных интересов потребителей этих услуг, суд пришел к выводу об аннулировании выданной Обществу лицензии.

6.

Необходимо ли юридическому лицу, меняющему в соответствии с нормами главы 4 ГК РФ наименование организационно-правовой формы с открытого акционерного общества на акционерное общество, переоформлять в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений?

В случае изменения наименования юридического лица, в связи с приведением его в соответствие с главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации переоформление лицензии, предоставленной МЧС России, не требуется.

7.

Отказ соискателю лицензии в предоставлении лицензии в случае, если указанный в заявлении адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности не является филиалом (результаты решений арбитражного суда).

Общество с ограниченной ответственностью "Авантаж" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю (далее - ответчик) о признании приказа от 28.06.2022 N 1539 об отказе в предоставлении (переоформлении) лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства. 07.06.2022 ООО "Авантаж" с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг 2 А33-16728/2022 (функций)" обратилось в Главное управление МЧС России по Красноярскому краю (далее - Главное управление) с заявлением (вх. N ГУ-07-27) о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, в связи с добавлением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности (445351, Самарская область, г. Жигулевск, ул. Гидростроителей, 1а). В соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Главное управление направило в Главное управление МЧС России по Самарской области поручение о проведении проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности (исх. от 09.06.2022 N М-237-2017). В период с 22.06.2022 по 23.06.2022 на основании решения ГУ МЧС России по Самарской области от 15.06.2022 N 24-Л, сотрудниками данного управления проведена выездная оценка соответствия лицензиата - ООО "Авантаж" (445351, Самарская область, г. Жигулевск, ул. Гидростроителей, 1а) лицензионным требованиям.

По результатам проведенной оценки подготовлен акт оценки от 23.06.2022 N 24-Л, в котором установлено следующее: на основании выписки, сформированной с использованием сервиса "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП", размещенного на официальном сайте ФНС России в сети интернет по адресу: https://egrul.Nalog.ru по состоянию на 22.06.2022 у ООО "Авантаж" отсутствует филиал в Самарской области по адресу: 445351, Самарская область, г. Жигулевск, ул. Гидростроителей, 1а, что является нарушением требований ч. 1 ст. 24.3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". 28.06.2022 ГУ МЧС России Красноярскому краю издало приказ N 1539 об отказе в переоформлении лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах на производственных объектах и объектах инфраструктуры. Полагая, что приказ ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 28.06.2022 N 1539 является незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с рассматриваемым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Ответчик указывает на несоблюдение заявителем обязательного досудебного порядка, ссылаясь на пункт 53 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1131 (далее - Положение N 1131), статью 39 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) при обжаловании приказа ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 28.06.2022 N 1539. Указанные доводы ответчика подлежат отклонению судом по следующим основаниям.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом. В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" в арбитражном судопроизводстве такой порядок является обязательным: для споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, только в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 5 статьи 4 АПК РФ). Обязательное досудебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц установлено Законом N 248-ФЗ. Согласно части 2 статьи 39 Закона N 248-ФЗ судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности. В части 3 статьи 98 Закона N 248-ФЗ установлено, что часть 2 статьи 39 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2023 года. При этом в пункте 13 указанной статьи предусмотрено, что Правительство Российской Федерации определяет виды контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 года. Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 N 663 определены следующие виды государственного контроля (надзора), осуществляемого Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб: 1. Федеральный государственный пожарный надзор. 2. Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 3. Федеральный государственный надзор в области гражданской обороны. 4. Федеральный государственный контроль (надзор) за безопасностью людей на водных объектах. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предметом федерального государственного пожарного надзора являются: соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности; соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

В положении о федеральном государственном пожарном надзоре указываются наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора, а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного пожарного надзора. Организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а в случаях, указанных в абзаце третьем части первой настоящей статьи, - нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Положение о федеральном государственном пожарном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 Положения N 1131 лицензирование деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (далее - лицензируемый вид деятельности) и федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (далее - лицензионный контроль) осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включая его территориальные органы - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее соответственно - лицензирующий орган, территориальные органы). В силу пункта 12 Положения N 1131 лицензионный контроль осуществляется путем проведения профилактических мероприятий, а также внеплановых КНМ в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Согласно пункту 16 Положения N 1131 предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатами лицензионных требований. В соответствии с пунктом 53 Положения N 1131 обжалование решений территориальных органов, действий (бездействия) их должностных лиц при осуществлении лицензионного контроля осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и настоящим Положением. Жалоба на решение территориального органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) соответствующего территориального органа либо лицензирующим органом. Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа рассматривается лицензирующим органом. В случае обжалования решений, принятых структурным подразделением центрального аппарата лицензирующего органа, в сферу деятельности которого входят вопросы организации и осуществления лицензионного контроля, и его должностными лицами, жалоба рассматривается главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору либо его заместителями. По результатам рассмотренной жалобы выносится мотивированное решение, которое должно содержать вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную части.

Следовательно, федеральный государственный пожарный надзор и лицензионный контроль являются самостоятельными видами государственного контроля (надзора), имеющими собственный предмет надзора (контроля). Лицензионный контроль не указан в числе тех видов государственного контроля (надзора), в отношении которых с 01.07.2021 применяется обязательный досудебный порядок обжалования решений (действий, бездействия) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в связи с чем досудебное обжалование оспариваемого приказа, вынесенного по результатам лицензионного контроля, не является обязательным. При этом, пунктом 53 Положения N 1131 не установлен обязательный досудебный порядок обжалования, а только указано на то, что такое обжалование осуществляется в соответствии с положениями Закона N 248-ФЗ, который такой обязательный порядок досудебного обжалования в отношении лицензионного контроля не предусматривает. Кроме того, в соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 суд первой инстанции или суд апелляционной инстанции, рассматривающий дело по правилам суда первой инстанции, удовлетворяет ходатайство ответчика об оставлении иска без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования спора, если оно подано не позднее дня представления ответчиком первого заявления по существу спора и ответчик выразил намерение его урегулировать. Ответчик в судебном заседании не выразил намерение урегулировать спор в досудебном порядке и пояснил, что оспариваемый приказ соответствует закону. В соответствии с оспариваемым приказом ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 28.06.2022 N 1539 заявителю отказано в переоформлении лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах на производственных объектах и объектах инфраструктуры в связи с несоответствием места осуществления лицензируемого вида деятельности, вносимого в лицензию, требованиям статьи 24.3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Суд считает оспариваемый приказ соответствующим требованиям нормативных правовых актов по следующим основаниям. Согласно пункту 8 части 4 статьи 1 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры. Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В соответствии со статьей 24.1 Закона о пожарной безопасности деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Главное управление МЧС России по Красноярскому краю (далее - Главное управление) с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, в связи с добавлением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности (445351, Самарская область, г. Жигулевск, ул. Гидростроителей, 1а). При этом, местом осуществления лицензируемого вида деятельности согласно действующей лицензии является Красноярский край. В части 3 статьи 18 Закона о лицензировании указано, для внесения изменений в реестр лицензий лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо подает заявление о внесении изменений в реестр лицензий в форме электронного документа в лицензирующий орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Для случаев подачи заявления о внесении изменений в реестр лицензий, предоставляемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и (или) переданных полномочий Российской Федерации, по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации заявителю дополнительно может быть обеспечена возможность прохождения идентификации и аутентификации с использованием государственной информационной системы субъекта Российской Федерации, обеспечивающей идентификацию и аутентификацию граждан и организаций при предоставлении государственных услуг, в установленном им порядке. Согласно части 16 статьи 18 Закона о лицензировании в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления о внесении изменений в реестр лицензий и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет их рассмотрение с учетом сведений о лицензиате, имеющихся в его лицензионном деле, а также проверку достоверности содержащихся в указанном заявлении и прилагаемых к нему документах новых сведений. Внесение изменений в реестр лицензий в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном статьей 19.1 настоящего Федерального закона порядке оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении работ, оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не предусмотренных реестром лицензий, и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности в месте, не предусмотренном реестром лицензий, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о внесении изменений в реестр лицензий и прилагаемых к нему документов (часть 17 статьи 18 Закона о лицензировании).

В соответствии с частью 17.4 статьи 18 Закона о лицензировании в случае, если по результатам оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям выявлено несоответствие лицензиата лицензионным требованиям в отношении отдельных работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не предусмотренных реестром лицензий, и (или) в отношении работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, осуществляемых в месте, не предусмотренном реестром лицензий, в реестр лицензий вносятся сведения о работах, об услугах, составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) местах осуществления работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в отношении которых соответствие лицензиата лицензионным требованиям было подтверждено в ходе указанной оценки. Частью 19 статьи 18 Закона о лицензировании предусмотрено, что отказ во внесении изменений в реестр лицензий осуществляется по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 части 7 статьи 14 настоящего Федерального закона, а также в случае, если соответствующие сведения уже содержатся в реестре лицензий. Согласно частям 1 - 2 части 7 статьи 14 Закона о лицензировании основанием отказа в предоставлении лицензии является: 1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; 2) установленное в ходе оценки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям. Как следует из материалов дела, при получении заявления ООО "Авантаж" в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Главное управление направило в Главное управление МЧС России по Самарской области поручение о проведении проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности (исх. от 09.06.2022 N М-237-2017). В период с 22.06.2022 по 23.06.2022 на основании решения ГУ МЧС России по Самарской области от 15.06.2022 N 24-Л сотрудниками данного управления проведена выездная оценка соответствия лицензиата - ООО "Авантаж" (445351, Самарская область, г. Жигулевск, ул. Гидростроителей, 1а) лицензионным требованиям. 28.06.2022 ГУ МЧС России Красноярскому краю издало приказ N 1539 об отказе в переоформлении лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах на производственных объектах и объектах инфраструктуры. Заявителем не заявлено доводов о нарушении порядка и сроков рассмотрения заявления общества о переоформлении лицензии, судом таких нарушений также не установлено. Оспариваемый приказ вынесен уполномоченным должностным лицом компетентного органа. В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию является место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.

Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата (в редакции, действовавшей на дату подачи лицензиатом заявления о переоформлении лицензии). Согласно части 2 статьи 18 Закона о лицензировании до внесения изменений в реестр лицензий на основании заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением, в том числе осуществления лицензируемого вида деятельности по месту, не указанному в реестре лицензий. В заявлении о предоставлении лицензии наряду со сведениями, предусмотренными Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", соискателем лицензии указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, по каждому из указанных адресов и сведения, подтверждающие соблюдение лицензионных требований, предусмотренных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и 8 А33-16728/2022 которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, с указанием адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Наряду со сведениями, предусмотренными Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствующую запись в реестре лицензий включаются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности и сведения о видах работ (услуг), которые имеет право выполнять (оказывать) лицензиат, по каждому из указанных адресов. Согласно пункту 8 части 4 статьи 1 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры. Такая особенность в отношении лицензируемого вида деятельности по тушению пожаров установлена в статье 24.3 Закона о пожарной безопасности в отношении места осуществления лицензируемого вида деятельности юридического лица. Статьей 24.3 Закона о пожарной безопасности установлено, что в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности юридического лица указывается адрес места его нахождения и (или) его филиала. Данное требование в отношении места осуществления лицензируемого вида деятельности является императивным и содержит закрытый перечень таких мест, что обусловлено особенностями осуществляемого вида деятельности по тушению пожаров, связанного с обеспечением жизни и здоровья граждан и необходимостью осуществления особого контроля со стороны государства за осуществлением юридическими лицами данного вида деятельности.

Как следует из положений Закона о лицензировании, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности подлежат включению в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии (часть 1 статьи 15 Закона); в случае изменении адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности лицензия подлежит переоформлению (часть 1 статьи 18 Закона); положением о лицензировании конкретного вида деятельности могут устанавливаться виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, выполнение, оказание которых не по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в лицензии, не требуют переоформления лицензии (часть 11 статьи 18 Закона). Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 28.07.2020 N 1131 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры" при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не предусмотренному реестром лицензий, лицензиат направляет в территориальный орган, предоставивший лицензию, заявление о внесении изменений в реестр лицензий, в котором указывается этот адрес и следующие сведения (если данные сведения ранее не представлялись в территориальный орган при получении лицензии или внесении изменений в реестр лицензий), помимо прочего, реквизиты документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, помещений и сооружений, расположенных по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих зданиях, помещениях и сооружениях). 9 А33-16728/2022 Основанием для вынесения оспариваемого о приказа об отказе в переоформлении лицензии ООО "Авантаж" на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах на производственных объектах и объектах инфраструктуры, явилось установленное по результатам проведенной оценки следующее обстоятельство: на основании выписки, сформированной с использованием сервиса "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП", размещенного на официальном сайте ФНС России в сети интернет по адресу: https://egrul.Nalog.ru по состоянию на 22.06.2022 у ООО "Авантаж" отсутствует филиал в Самарской области по адресу: 445351, Самарская область, г. Жигулевск, ул. Гидростроителей, 1а, При этом из приведенных норм права, в том числе положений части 1 статьи 24.3 Закона о пожарной безопасности следует, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности может являться только место его нахождения и (или) его филиала. Частью 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ установлено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. Из статьи 55 Гражданского кодекса РФ следует, что филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц. Материалами дела подтверждается, что заявленный лицензиатом адрес для внесения в лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров не является местом нахождения либо филиалом общества, в ходе судебного разбирательства заявителем таких доказательств также не представлено. Исходя из представленного заявителем в материалы дела уведомления о постановке на учет от 11.01.2022 N 633035826 в г. Жигулевск Самарской области расположено обособленное подразделение заявителя - территориально-обособленное рабочее место. В подпункте "н" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" закреплено, что сведения о юридическом лице, в том числе сведения о его филиалах и представительствах содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц. Вместе с тем, согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 22.06.2022 у ООО "Авантаж" сведений о наличии филиала по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Гидростроителей, 1а, не имеется. С учетом изложенного, приказ ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 28.06.2022 N 1539 об отказе в переоформлении лицензии ООО "Авантаж" на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах на производственных объектах и объектах инфраструктуры является законным и обоснованным, прав и законных интересов заявителя не нарушает. На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению. В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и 10 А33-16728/2022 законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

С учетом результата рассмотрения дела государственная пошлина в размере 3000 руб. относится на заявителя. Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 174, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края решил: в удовлетворении заявленных требований отказать.