1.4. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований
|
п/п |
||
|
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора |
Правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) определяет Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 247). Статьей 15 ФЗ N 247 предусмотрено, что с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года. Кроме того, несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности. В соответствии с частью 5 статьи 8 ФЗ N 247 исчерпывающий перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора и привлечения к административной ответственности, размещен на официальном сайте МЧС России в разделе "Документы". |
|
|
Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты в соответствии с требованиями Технического регламента о требованиях пожарной безопасности |
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных Техническим регламентом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 Технического регламента (в соответствии с частью 3 статьи 4 Технического регламента к нормативным документам по пожарной безопасности относятся: 1) национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона; 2) стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности); 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (приказ МЧС России от 28.11.2011 N 710); 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (приказ МЧС России от 15.11.2022 N 1161); 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты. Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, утвержден приказом Росстандарта от 13.02.2023 N 318. Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и осуществления оценки соответствия, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 304-р. |
|
|
Статья 64 Технического регламента (внесение изменений в декларацию пожарной безопасности в связи с изменениями в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации) |
Внесение изменений в декларацию пожарной безопасности, зарегистрированную в установленном порядке, в связи с вступлением в силу новых нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности не требуется до момента ее корректировки в соответствии с положениями части 3 статьи 64 Технического регламента, а именно: уточненные декларации пожарной безопасности представляются в случае изменения класса функциональной пожарной опасности объекта защиты либо проведения капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты в течение года со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или завершения соответствующих работ. |
|
|
Пункт 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации |
В соответствии с пунктом 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, транспаранты и баннеры, а также другие рекламные элементы и конструкции, размещаемые на фасадах зданий и сооружений, выполняются из негорючих материалов или материалов с показателями пожарной опасности не ниже Г1, В1, Д2, Т2, если иное не предусмотрено в технической, проектной документации или в специальных технических условиях. Учитывая изложенное, пожарная безопасность подобных объектов защиты может быть обеспечена выполнением любого из обозначенных положений. |
|
|
Пункт 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации |
В соответствии с пунктом 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, в отношении каждого здания, сооружения либо группы однотипных по функциональному назначению и пожарной нагрузке зданий и сооружений, расположенных по одному адресу (за исключением жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства), руководителем органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации независимо от того, кто является учредителем, индивидуальным предпринимателем или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях. Учитывая изложение, инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается в отношении здания в целом и разработка инструкций о мерах пожарной безопасности в отношении отдельных помещений входящих в состав здания не требуется. |
|
|
Пункт 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации |
В соответствии с пунктом 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, руководитель организации вправе назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты. Учитывая изложенное, назначение лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты является правом, а не обязанностью руководителя организации. |
|
|
Разъяснения отдельных положений законодательных и иных актов в области пожарной безопасности |
||
|
Согласование специальных технических условий, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности объектов защиты и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности |
Порядок предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности объектов защиты и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (далее - СТУ) установлен Административным регламентом, утвержденным приказом МЧС России от 28.11.2011 N 710 (далее - Административный регламент). В соответствии с положениями подпункта "б" пункта 8 названного Административного регламента главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору или их заместителями согласовываются СТУ, разработанные на жилые здания высотой до 100 м, другие здания высотой до 75 м, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и содержащие технические решения, аналогичные ранее согласованным главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору или одним из его заместителей. Кроме того, в соответствии подпунктом "б" пункта 8 Административного регламента Главным государственным инспектором г. Москвы по пожарному надзору или его заместителями согласовываются СТУ, разработанные на жилые здания высотой до 200 м, другие здания высотой до 150 м, подземные сооружения метрополитенов, расположенные на территории г. Москвы. Главным государственным инспектором г. Санкт-Петербурга по пожарному надзору или его заместителями, главным государственным инспектором Республики Татарстан или его заместителями согласовываются СТУ, разработанные на жилые здания высотой до 120 м, другие здания высотой до 100 м, подземные сооружения метрополитенов, расположенные на территории г. Санкт-Петербурга и Республики Татарстан соответственно. |
|
|
Согласование стандартов организаций, содержащих требования пожарной безопасности |
Порядок согласования стандартов организаций, содержащих требования пожарной безопасности, утвержден приказом МЧС России от 15.11.2022 N 1161. Стандарт организации (далее - стандарт), утвержденный заказчиком разработки стандарта на титульном листе, в 2-х экземплярах направляется организацией-разработчиком или заказчиком разработки стандарта (далее - заявитель) с заявлением о согласовании стандарта в МЧС России непосредственно или посредством почтовой связи с указанием в нем информации о возможности участия заявителя (представителя заявителя) на комиссии по рассмотрению стандарта (далее - комиссия) или без такового, а также адреса электронной почты (при наличии) для уведомлений. К заявлению о согласовании стандарта прилагается: 1) электронная версия стандарта в формате docx; 2) пояснительная записка. Рассмотрение стандартов осуществляется в течение 30 рабочих дней с даты их поступления. Для рассмотрения стандартов приказом МЧС России создается комиссия. По результатам рассмотрения стандартов комиссия простым большинством голосов принимает решение о возможности или невозможности согласования стандарта. Основаниями для принятия решения о невозможности согласования стандартов являются: несоответствие представленных стандартов требованиям нормативных правовых актов Евразийского экономического союза, а также нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов по пожарной безопасности; наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации. |
|
|
Часть 4 статьи 4 Технического регламента |
В соответствии частью 4 статьи 4 Технического регламента в случае, если положениями Технического регламента и принятых в его развитие сводов правил устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем ранее действовавшие требования, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений, применяются ранее действовавшие требования. В то же время, в отношении объектов, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, применяются действующие требования в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению. |
|
|
Порядок представления (регистрации) и форма декларации пожарной безопасности |
Порядок представления (регистрации) и форма декларации пожарной безопасности определены положениями Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 16.03.2020 N 171. Декларация пожарной безопасности составляется на основании нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов по пожарной безопасности, действующих на момент ее представления в органы государственного пожарного надзора, с учетом положений, предусмотренных частью 4 статьи 4 Технического регламента. Декларация пожарной безопасности может быть представлена в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. |
|
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875