В рамках мероприятий по развитию финансовой киберграмотности планируется реализовать:
- Программы по повышению финансовой киберграмотности и пропаганде кибергигиены для различных категорий населения, в том числе для лиц с низким уровнем дохода и социально незащищенных категорий населения. В рамках обеспечения возможности безопасного получения финансовых услуг Банк России планирует уделять особое внимание формированию и продвижению базовых навыков и установок по финансовой киберграмотности и кибергигиене среди социально уязвимых категорий населения. Для этого будут реализованы как информационно-просветительские, так и образовательные мероприятия с применением современных педагогических технологий и форматов продуктивного, дифференцированного обучения, а также с реализацией компетентностного подхода и развивающего обучения.
Развитие кадрового потенциала, в частности включение подрастающего и старшего поколений в информационно-просветительскую и образовательную работу, потребует разработки образовательного контента и привлечения добровольцев финансовой киберграмотности и кибергигиены. Это позволит сформировать сеть социальных контактов для продвижения базовых навыков и установок по финансовой киберграмотности и кибергигиене среди целевых категорий населения.
Разработку информационно-просветительского контента по информированию граждан о мошеннических схемах и лицах, их применяющих, Банк России планирует строить на основе анализа данных. Для этого будет осуществлен переход к системному использованию методов продвинутой аналитики данных об инцидентах защиты информации и результатах их расследования.
- Применение Единой рамки компетенций по финансовой грамотности (далее - Единая рамка) в вопросах повышения финансовой киберграмотности и кибергигиены. Единая рамка содержит базовые компетенции по финансовой грамотности для учащихся школьного возраста (от 15 лет), взрослого населения и является основой для развития различных инструментов повышения финансовой грамотности (включая вопросы финансовой киберграмотности и кибергигиены): образовательные программы, программы дополнительного образования, олимпиады и так далее. Единая рамка описывает общие разделы и образовательные результаты по темам на двух уровнях: базовом и продвинутом.
Целью является формирование необходимых компетенций и навыков у граждан Российской Федерации в области финансовой киберграмотности и кибергигиены, способствующих безопасному использованию финансовых продуктов и услуг.
На основании Единой рамки будут разрабатываться информационно-просветительские материалы, программы и курсы по финансовой киберграмотности и кибергигиене.
Приоритетной задачей является закрепление и реализация во всех информационно-просветительских и образовательных инициативах базовых и продвинутых компетенций в области финансовой киберграмотности и кибергигиены по трем категориям:
- осведомленность, знание и понимание;
- уверенность, мотивация и позиция;
Для педагогических работников, включающих в образовательные программы вопросы финансовой киберграмотности и кибергигиены, планируется проведение методических мероприятий, практико-ориентированного обучения с изучением приемов и методов противодействия социальной инженерии на финансовом рынке.
- Размещение социальной рекламы, просветительского контента и программ о противодействии социальной инженерии и повышении финансовой киберграмотности населения. Банк России совместно с Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации планирует продолжить разработку информационно-просветительских материалов (визуальный, аудио-, видеоконтент) для распространения на объектах транспортной и социальной инфраструктуры, а также освещение тематики финансовой киберграмотности и кибергигиены в средствах массовой информации федерального, регионального и местного уровней. При формировании контента будут приняты во внимание социально-психологические особенности различных категорий населения, связанные с восприятием такой информации.
Разработка и регулярная актуализация информационно-просветительского контента будут строиться на основе глубокой аналитики данных о мошеннических схемах и лицах, их применяющих. Кроме того, будет сформировано экспертное сообщество, создающее синергетический эффект от обмена знаниями, практиками в области разработки и адаптации контента с учетом когнитивных способностей и особенностей поведения и восприятия информации различными категориями граждан Российской Федерации.
- Усиление финансовыми организациями информационной работы, направленной на повышение осмотрительности клиентов в отношении сохранности личных и финансовых данных. Планируется расширить использование кредитными организациями инструментов информационной работы, направленных на повышение осмотрительности их клиентов при совершении финансовых операций, в том числе переводов денежных средств.
С учетом анализа поведенческого опыта получателей финансовых услуг будут актуализированы и при необходимости нормативно закреплены новые подходы к доведению до клиентов - получателей финансовых услуг информации о возможных рисках несанкционированного доступа к личной и финансовой информации, а также совершения операций без согласия клиентов с использованием методов социальной инженерии.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875