II.2. Квалифицированные кадры и новые управленческие модели развития инклюзивного профессионального образования

II.2.1.

Развитие федеральной сети РУМЦ ВО

Минобрнауки России

Минпросвещения России

Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования

Доля образовательных организаций высшего образования, которые вовлечены в партнерскую сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе образовательных организаций высшего образования:

2023 год - не менее 60%,

2024 год - не менее 70%,

2027 год - не менее 80%

2030 год - не менее 90% образовательных организаций высшего образования вовлечены в партнерскую сеть РУМЦ ВО

Модернизована роль сети РУМЦ среди вузов-партнеров как центров, обеспечивающих сопровождение реализации инклюзивного образования, методической поддержки, мониторингов, подготовки и переподготовки кадров, центра консалтинга; центров мониторинга и выявления лучших практик по развитию отдельных направлений по работе с инвалидами разных нозологий, анализу успешности этих практик, научной оценки педагогических и иных эффектов применения данных практик, оценки возможности внедрения и тиражирования их и внедрения в другие образовательные организации; использование потенциала РУМЦ ВО по разработке и апробации новых технических средств реабилитации и средств обучения

II.2.2.

Развитие сети ПОО, в которых обеспечены условия для получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ, в том числе путем реализации отдельных разделов, модулей программ

Минпросвещения России

Субъекты Российской Федерации

Доля ПОО в субъекте Российской Федерации, охваченных сетевым взаимодействием с базовыми профессиональными образовательными организациями (БПОО):

2023 год - 45%,

2024 год - 50%,

2027 год - 75%

2030 год - обеспечено 100% сетевое взаимодействие профессиональных образовательных организаций с БПОО и РУМЦ СПО

с использованием дистанционных образовательных технологий

Доля ПОО на закрепленных территориях охвачено сетевым взаимодействием, охваченных сетевым взаимодействием с РУМЦ СПО:

2023 год - 30%,

2024 год - 35%,

2027 год - 75%

II.2.3.

Мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования и мониторинг деятельности среднего профессионального образования и профессионального обучения по вопросам реализации инклюзивного образования

Минобрнауки России

Минпросвещения России

Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования

Ежегодное проведение мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования по вопросам приема инвалидов, обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ и обеспечения для студентов с инвалидностью специальных условий для получения образования, трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ

2030 год - 100% образовательных организаций высшего образования принимают участие в мониторинговых исследованиях

2030 год - все субъекты Российской Федерации, на территории которых расположены образовательные организации среднего профессионального образования и профессионального обучения, принимают участие в мониторинговых исследованиях

Ежегодное проведение мониторинга деятельности образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования и профессионального обучения по вопросам приема инвалидов и лиц с ОВЗ, обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ

II.2.4.

Проведение Рособрнадзором контрольно-надзорных мероприятий по соблюдению прав инвалидов при получении среднего профессионального и высшего образования

Рособрнадзор

Ежегодное проведение контрольно-надзорных мероприятий и реализация мер, принятых в отношении образовательных организаций, допустивших нарушение прав инвалидов при получении среднего профессионального и высшего образования

-

II.2.5.

Разработка методических рекомендаций для экспертов, участвующих в процедуре независимой оценки качества

Минобрнауки России

Минпросвещения России

Минтруд России

2023 год - разработаны методические рекомендации по вопросам проведения независимой оценки качества и организации инклюзивного образования, в том числе в целях учета специфики создания специальных условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ

II.2.6.

Повышение квалификации работников образовательных организаций высшего образования, включая специалистов по сопровождению, по вопросам работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ

Минобрнауки России

Минпросвещения России

Федеральные органы исполнительной власти - учредители образовательных организаций высшего образования

Субъекты Российской Федерации

Численность работников образовательных организаций высшего образования, включая специалистов по вопросам работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ (нарастающим итогом):

2023 год - не менее 6 000 человек,

2024 год - не менее 9 000 человек,

2027 год - не менее 18 000 человек

2030 год - 28 000 работников образовательных организаций высшего образования, включая специалистов по сопровождению, прошли повышение квалификации по вопросам работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ (нарастающим итогом).

Обеспечено проведение сетевого (отраслевого) форума "Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития"

с охватом:

2024 год - 50% образовательных организаций высшего образования;

2027 год - 75% образовательных организаций высшего образования

2030 год - обеспечено проведение сетевого (отраслевого) форума "Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития" с охватом 100% образовательных организаций высшего образования, реализующих подготовку кадров для системы образования

Разработаны методические рекомендации:

- по организационно-управленческим основам инклюзивного высшего образования для руководящих работников образовательных организаций высшего образования;

- по организационно-методическим основам инклюзивного высшего образования для научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования;

- по вопросам деятельности образовательных организаций высшего образования по профориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и содействию их последующему трудоустройству

II.2.7.

Модернизация системы дефектологического образования

Минпросвещения России

Минобрнауки России

Обеспечена подготовка специалистов для системы среднего профессионального, высшего образования в области специального дефектологического образования, в том числе по договорам целевого обучения (нарастающим итогом):

2023 год - не менее 300 человек,

2024 год - не менее 500 человек,

2027 год - не менее 800 человек

2030 год - обеспечена подготовка не менее 1 200 специалистов для системы среднего профессионального, высшего образования в области специального дефектологического образования (нарастающим итогом)

Разработан федеральный государственный образовательный стандарт подготовки учителей-дефектологов с учетом норм профессионального стандарта "Педагог-дефектолог"

Разработаны программы дополнительного профессионального образования с учетом требований профессионального стандарта "Педагог-дефектолог"

2024 год - разработаны научно-методические рекомендации к содержанию и реализации, в том числе в сетевой форме, основных профессиональных образовательных программ бакалавриата, магистратуры и специалитета по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование", "Психолого-педагогическое образование" (по профилю "Специальная психология") с учетом требований профессионального стандарта "Педагог-дефектолог", возможности реализации двухпрофильных образовательных программ, в целях обновления и унификации содержания и подходов к реализации указанных программ

Разработаны новые программы магистратуры по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование"

2023 год - проведен анализ содержания и условий реализации основных профессиональных образовательных программ бакалавриата, магистратуры и специалитета по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование", "Психолого-педагогическое образование" (по профилю "Специальная психология") в образовательных организациях высшего образования

С 2023 года осуществляется разработка программ дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава, реализующего образовательные программы бакалавриата, магистратуры и специалитета по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование", "Психолого-педагогическое образование" (по профилю "Специальная психология"), в целях унификации содержания указанных программ; обеспечено проведение общественной экспертизы реализации разработанных программ

Ежегодно с 2024 года организовано обучение не менее 50 человек по программам дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава, привлекаемого к реализации основных профессиональных образовательных программ бакалавриата, магистратуры и специалитета по направлению подготовки "Специальное (дефектологическое) образование", "Психолого-педагогическое образование" (по профилю "Специальная психология")

Разработаны программы дополнительного профессионального образования в области формирования и совершенствования профессиональных компетенций специалистов в сфере образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ (с учетом единых подходов)

Обеспечено ежегодное обучение не менее 200 человек по программам дополнительного профессионального образования (разработанным с учетом единых подходов) в области формирования и совершенствования профессиональных компетенций специалистов в сфере образования и психолого-педагогического сопровождения (включая учителей-дефектологов, тифлопедагогов, сурдопедагогов, олигофренопедагогов и др.) обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ, в объеме не менее 500 ак.ч.