Маркшейдерская графическая документация при сооружении тоннелей
133. При сооружении тоннелей составляется и оформляется следующая маркшейдерская документация:
план поверхности и подземных сооружений тоннелей метрополитена в масштабах от 1:500 до 1:5000 включительно, иных транспортных тоннелей в масштабах от 1:500 до 1:10000 включительно;
план и профиль (с геологическим разрезом) тоннелей в горизонтальном масштабе от 1:500 до 1:10000 включительно и вертикальном масштабе от 1:100 до 1:50000 включительно;
планы-схемы в масштабах от 1:2000 до 1:10000 включительно.
таблицы отклонений уложенных колец от проекта.
134. План поверхности и подземных сооружений составляется на всю длину трассы тоннелей (участка метрополитена) на основе имеющихся материалов топографической съемки притоннельной территории или городских планов. Для тоннелей с небольшой глубиной заложения на плане, составляемом непосредственно на строительном объекте, помимо ситуации местности, отображаются все имеющиеся и вновь сооружаемые городские подземные коммуникации.
На планах поверхности графически отображаются результаты наблюдений за сдвижением земной поверхности и деформацией зданий, наземных и подземных сооружений, попадающих в зону вредного влияния работ, связанных с сооружением подземного тоннельного комплекса.
135. На планах-схемах отображаются знаки наземной и подземной маркшейдерской плановой и высотной основы, результаты произведенных контрольных определений положения тоннельной обделки (отклонения в плане, профиле, по пикетажу), а также все сооружаемые и перекладываемые городские подземные коммуникации.
136. По окончании строительства тоннеля или его участка на возведенные сооружения составляются исполнительные чертежи не менее чем в двух экземплярах.
137. Материалы, подготавливаемые для постоянного хранения, если иное не установлено законодательством об архивном деле в Российской Федерации, должны включать:
план и профиль (с геологическим разрезом) трассы (масштаб горизонтальный 1:5000, масштаб вертикальный 1:500);
план поверхности и подземных сооружений трассы (масштаб 1:500);
схему маркшейдерской планово-высотной основы трассы;
план тоннелей станции (масштаб 1:200);
продольные профили путевых тоннелей станции (масштаб горизонтальный 1:200, масштаб вертикальный 1:100);
продольный разрез по оси среднего тоннеля станции (масштаб 1:100 или 1:200);
план служебных помещений станции (масштаб 1:100 или 1:200);
поперечные сечения станции (масштаб 1:100 или 1:50);
продольные разрезы служебных и подсобных сооружений станции (масштаб 1:100 или 1:200);
поперечные сечения служебных и подсобных сооружений станции (масштаб 1:50 или 1:100);
поэтажные планы вестибюля станции (масштаб 1:100);
продольный разрез вестибюля станции (масштаб 1:100);
поперечные разрезы вестибюля станции (масштаб 1:100);
план наклонного тоннеля (масштаб 1:100 или 1:200);
продольный разрез наклонного тоннеля (масштаб 1:100 или 1:200);
поперечные сечения наклонного тоннеля (масштаб 1:50);
план перегонных тоннелей (масштаб 1:200 или 1:500);
продольные профили перегонных тоннелей (масштаб горизонтальный 1:200 или 1:500, масштаб вертикальный 1:100 или 1:200);
поперечные сечения перегонных тоннелей (масштаб: 1:50);
таблицы сечений перегонных тоннелей;
продольные разрезы служебных и подсобных сооружений, расположенных в перегонных тоннелях (масштаб 1:100 или 1:200);
поперечные сечения служебных сооружений, расположенных в перегонных тоннелях (масштаб 1:50 или 1:100);
планы присоединения скважин к городским коммуникациям (масштаб 1:500);
продольные профили присоединения скважин к городским коммуникациям (масштаб горизонтальный 1:500, масштаб вертикальный 1:100);
вертикальные разрезы ствола (масштаб 1:200);
поперечные сечения ствола (масштаб 1:50);
планы вентиляционных сооружений (масштаб 1:100 или 1:200);
продольные разрезы вентиляционных сооружений и околоствольных выработок (масштаб 1:200 или 1:100);
поперечные сечения вентиляционных сооружений и околоствольных выработок (масштаб 1:50);
план станции открытого заложения (масштаб 1:200);
план перегона открытого заложения (масштаб 1:500);
продольный профиль перегона открытого заложения (масштаб горизонтальный 1:500, масштаб вертикальный 1:200);
продольный профиль (разрез) станции открытого заложения (масштаб 1:100 или 1:200);
поперечные сечения перегона открытого заложения (масштаб 1:100);
поперечные сечения станции открытого заложения (масштаб 1:100 или 1:50);
план участка расположения депо (масштаб 1:500);
продольный профиль земляного полотна участка расположения депо (масштаб горизонтальный 1:500, масштаб вертикальный 1:100);
поперечные разрезы земляного полотна путей участка расположения депо (масштаб 1:100 или 1:200);
продольные профили городских подземных коммуникаций участка расположения депо (масштаб горизонтальный 1:500, масштаб вертикальный 1:100).
138. На плане трассы отображаются ситуация местности и подземные сооружения тоннеля. Профиль трассы с геологическим разрезом составляется на чертеже только по оси правого тоннеля. На геологическом разрезе отображаются продольные разрезы тоннеля, наклонные ходы и стволы шахт. В легенде указываются элементы горизонтальных и вертикальных кривых, уклоны и отметки головок рельсов как по правому, так и по левому путям.
139. На плане поверхности и подземных сооружений трассы отображаются вновь построенные наземные и подземные сооружения (в том числе вестибюли, тяговые подстанции, вентиляционные будки и киоски), а также все подземные сооружения, ликвидированные выработки и скважины, сооруженные в процессе строительства. Кроме того, на планах открытого способа работ отображаются все подземные коммуникации, перекладываемые или сооружаемые при строительстве.
140. На схеме маркшейдерской планово-высотной основы трассы (схема расположения пунктов наземной, подземной полигонометрии и нивелирных реперов) отображаются, помимо пунктов (знаков, центров, реперов), городские кварталы и контуры тоннелей. К схеме прилагаются:
каталоги координат знаков (пунктов) наземной и подземной полигонометрии;
описание пунктов полигонометрии.
141. На плане тоннелей, станций построения ведутся от осей пути, фиксируемых по координатам. На планах отображаются:
места сопряжения станции с перегонными тоннелями;
служебные и станционные сооружения (помещения);
стволы и околоствольные выработки (в том числе забученные);
основные конструкции и оборудование (платформа, зонт, облицовка, ниши, дренажные лотки, трубы и колодцы, осадочные швы, пути, 3-й рельс, светофоры, автостопы, релейные шкафы, дроссельные ящики, изолированные стыки рельсов).
На планах указываются размеры от оси пути (для среднего тоннеля - от оси тоннеля) до стен, колонн и других элементов конструкции, необходимые для полной характеристики сооружения, а также пикетажи начала и конца станции, осей камер, ниш, дренажных колодцев, автостопов, светофоров, изолированных стыков.
142. На продольных профилях (разрезах) путевых тоннелей, станции отображаются рельеф поверхности земли, элементы конструкции тоннелей, в том числе в местах сопряжений.
На продольных профилях отображаются проекции контуров сооружений (выходы вентиляционных тоннелей, камер, пилонов, колонн) и архитектурной облицовки, расположенных с правой стороны от оси тоннеля (при ходе пикетажа на профиле справа налево) и с левой стороны (при ходе пикетажа слева направо).
143. На поперечных сечениях отображаются оси тоннелей, уровень головки рельсов, отметки стен, лотка, свода, платформ, облицовки, жесткого основания, шпал, рельсов, 3-го рельса, дренажных лотков и труб, нагнетания за обделку тоннеля, крепи, оставленной в бетоне, расстояния от оси тоннеля до оси пути, до стен, платформ, колонн, а также указываются толщина и материал стен, свода, лотка, железобетонной рубашки, подготовки, защитного слоя.
144. Служебные и подсобные помещения отображаются на плане станции с указанием их названия и размеров. Допускается составление отдельного плана служебных и (или) подсобных помещений в масштабе 1:100 или 1:200.
145. На поэтажных планах, продольных и поперечных разрезах вестибюля отображаются элементы конструкции вестибюля, его архитектурного оформления и облицовки. В состав графических материалов включаются не менее одного продольного разреза, проходящего через наклонный ход, и не менее 2 поперечных разрезов.
146. План и продольный разрез наклонного тоннеля (хода) под эскалатор составляются совместно с натяжной камерой, машинным помещением и вестибюлем. На них отображаются основные конструкции, фундаменты, дренажные устройства, архитектурная облицовка. План наклонного хода составляется в плоскости его оси. На чертежах отображаются линии и точки пересечения плоскости оси наклонного хода с уровнем чистого пола вестибюля и станции, указывается их пикетаж, а также все размеры конструктивных элементов.
Поперечные сечения (разрезы) составляются по машинному помещению, наклонному ходу и натяжной камере.
147. На планах перегонных тоннелей отображаются все подземные сооружения и выработки, в том числе забученные.
На криволинейных участках перегонных тоннелей на плане отображаются разбивочные оси (для всех типов тоннелей), а для тоннелей прямоугольного очертания (сечения) и тоннелей с двумя и более путями - оси путей. В однопутных тоннелях круглого сечения отображаются разбивочная ось и ось тоннеля.
148. На продольных профилях (разрезах) перегонных тоннелей отображаются проекции проемов в обделке, расположенных с правой и левой его сторон, по принципу: при ходе пикетажа на плане слева направо - проекции контуров сооружений, расположенных с левой стороны от оси тоннеля (по ходу пикетажа), отображаются сплошными линиями, с правой - пунктиром, при ходе пикетажа справа налево - наоборот, а также указываются наименования сооружений и пикетаж их осей.
Поперечные сечения (разрезы) перегонных тоннелей (масштаб 1:50) составляются: на прямых участках - через 20 м, на горизонтальных кривых - через 10 м, а также в характерных местах. На поперечных сечениях отображаются те же оси, что и на плане тоннелей. Расстояния между путями указываются в значении до миллиметров.
Поперечные сечения камер съездов составляются не менее одного сечения на каждую камеру.
Поперечные и продольные сечения (разрезы) составляются на все ликвидированные выработки (соединительные ходы, штольни, стволы, скважины), на которых указываются (отображаются) результаты их съемок.
149. Вертикальные разрезы (поперечные сечения) ствола шахты составляются по двум основным осям с отображением конструкции ствола, его внутренних и защитных устройств, а также фактического геологического разреза с отметками контактов пород. Величины радиусов и толщина обделки отображаются на разрезах через 10 м и в характерных местах.
150. Продольные разрезы околоствольных выработок (сооружений), а также планы верхнего горизонта составляются в масштабе в зависимости от протяженности и сложности сооружений. Планы околоствольных сооружений (верхнего горизонта) должны иметь координатную сетку.
151. На плане станции, открытого перегона, депо отображаются сооружения (элементы) путевого хозяйства, дренажные лотки, линии откосов, переложенные или сооруженные городские коммуникации.
Продольный профиль станции и перегона составляется по оси междупутья.
Поперечные сечения перегона составляются через 50 м по пикетажу. Поперечные сечения станций и вестибюлей составляются по характерным местам.
На плане участка вагонного депо отображаются ситуация местности, места расположения сооружений, пути 3-го рельса, светофоров, стрелочных переводов, а также всех переложенных и вновь проложенных городских подземных коммуникаций (канализация, коллекторы, дренаж, водосток, кабели, трубопроводы).
Продольный профиль земляного полотна от рампы до здания депо составляется по оси главного пути с отображением всех пересекаемых городских подземных коммуникаций.
Поперечные профили по участку депо, привязанные к оси главного пути, составляются по характерным местам, но не реже чем через 50 м по пикетажу. На поперечных профилях отображаются места пересечений пути, сооружения и коммуникации.
152. На сооруженные в процессе строительства подземные коммуникации и сооружения составляются планы, профили и разрезы.
153. Проектные чертежи, в которые внесены допущенные при ведении работ изменения, сдаются проектной организации и руководителю строительства.
154. При сооружении железнодорожных, гидротехнических, автодорожных и иных тоннелей составляются следующие исполнительные чертежи (не менее чем по одному экземпляру):
план участка строительства (масштаб от 1:1000 до 1:100000 включительно);
план поверхности надтоннельной зоны (масштаб от 1:500 до 1:5000 включительно);
профиль трассы с геологическим разрезом (масштаб горизонтальный от 1:500 до 1:5000 включительно, вертикальный 1:500);
план тоннеля (масштаб 1:200 или 1:500);
продольный профиль тоннеля (масштаб горизонтальный 1:200 или 1:500, масштаб вертикальный 1:100 или 1:200)
продольный профиль дренажа тоннеля (масштаб горизонтальный 1:200 или 1:500, масштаб вертикальный 1:50).
поперечные сечения тоннеля (масштаб 1:50 или 1:100);
план (масштаб 1:200), продольный профиль (масштаб горизонтальный 1:200, вертикальный 1:100), поперечные сечения (масштаб 1:100) портала и предпортальной территории;
план фасада и продольный разрез портала (масштаб 1:100);
планы и продольные разрезы вентиляционных сооружений (масштаб 1:100);
поперечные сечения (разрезы) вентиляционных сооружений (масштаб 1:50, 1:100);
схема и каталоги маркшейдерской планово-высотной основы (масштаб от 1:2000 до 1:5000 включительно).
155. План земельного участка объекта капитального строительства (тоннеля) составляется на основе топографических материалов с отображением в том числе ситуации местности, рельефа и тоннельных сооружений.
156. Профиль трассы с геологическим разрезом составляется по данным геологических изысканий.
157. На планах порталов и предпортальных территорий отображаются в том числе ситуация местности, рельеф (за линией выемки), а также водоотливные устройства, кюветы, откосы.
В местах поперечных сечений указываются фактические и проектные размеры, отметки и пикетаж.
158. Схему подземной маркшейдерской планово-высотной основы при сооружении тоннелей небольшой протяженности (до 1 км) допускается составлять на плане тоннеля в виде отображения полигонометрических знаков и реперов.
159. Для строительных, гидротехнических и деривационных тоннелей круглого сечения план составляется на уровне горизонтального диаметра; для тоннелей других форм сечения план составляется на уровне перехода радиального свода в вертикальные или наклонные стены.
Оси тоннеля на планах наносятся по координатам с разбивкой проектного пикетажа. На планах отображаются элементы конструкций, оборудование и крепь, участки сопряжения с подходными тоннелями, подводящими и отводящими каналами, припортальными территориями и указываются проектные и фактические расстояния от оси тоннеля до стен в местах, на которые составляются графические поперечные сечения (разрезы). На участках сопряжений подходные тоннели отображаются на длине от 20 до 30 м включительно.
160. Планы, продольные профили по оси строительных, гидротехнических и деривационных тоннелей с инженерно-геологической характеристикой пород составляются согласно таблице 4 приложения N 3 к настоящим Правилам.
161. На продольных профилях отображаются участки сопряжения тоннелей с подводящими и отводящими каналами, припортальными территориями, временная крепь, обделка, элементы конструкции, границы железобетона и бетона, цементации, дренажные устройства, а также указываются отметки, расстояния, толщина обделок и конструкций в местах, на которые составлены графические исполнительные поперечные сечения.
162. Поперечные сечения строительных, гидротехнических и деривационных тоннелей составляются:
для тоннелей протяженностью до 1000 м включительно - через 10 м;
для тоннелей протяженностью более 1000 м - через 20 м.
Для тоннелей более 1000 м могут быть составлены типовые графические поперечные сечения по типам обделок. На участок типовой обделки составляются не менее трех сечений (начало, середина и конец типового участка), а также в характерных местах с указанием пикетажа.
В зависимости от площади поперечных сечений масштабы поперечных сечений тоннелей выбираются согласно таблице 5 приложения N 3 к настоящим Правилам.
На поперечных сечениях отображаются: оси тоннелей, обделка стен, лотка, свода, крепь, дренаж, границы железобетонной, бетонной обделок и цементации, проектный контур сечения и фактический контур горных разработок (для тоннелей, сооружаемых без обделок), а также указываются проектная и фактическая толщина обделок стен, лотка, свода, расстояния от оси до стен, отметки лотка, свода, фактические расстояния от проектного до фактического контура (для тоннелей, сооружаемых без обделок).
163. Изменения проектных геометрических параметров, элементов, характеристик подземных сооружений отражаются (отображаются) на маркшейдерской графической документации и в отчетности.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875