Срок действия документа ограничен 1 сентября 2029 года.

3.2.2. Трудовая функция

Наименование

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, профилактики и коррекции нарушений развития

Код

B/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала номер

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Выявление обучающихся с нарушениями слуха с целью организации своевременной коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи

Планирование и проведение сурдопедагогической диагностики обучающихся с нарушениями слуха с учетом возраста, индивидуальных особенностей, в том числе особенностей здоровья

Составление заключения по результатам сурдопедагогической диагностики обучающихся с нарушениями слуха и его обсуждение с заинтересованными участниками образовательного процесса

Консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, слухопротезирования, использования звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, по вопросам выбора образовательного маршрута, профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями слуха, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий

Проведение совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений слуха и речи

Планирование и реализация совместно с участниками образовательных отношений деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся с нарушениями слуха

Ведение профессиональной документации совместно со специалистами, вовлеченными в образовательный процесс педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха

Необходимые умения

Отбирать содержание, формы, методы, приемы и средства сурдопедагогической диагностики обучающихся с нарушениями слуха

Подбирать и применять методики оценки слуховой функции, методики подготовки к обследованию слуха

Адаптировать стимульный материал к возможностям обучающихся с нарушениями слуха

Проводить сурдопедагогическую диагностику обучающихся с нарушениями слуха

Анализировать документацию обучающихся с нарушениями слуха, подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными органами

Анализировать и оценивать результаты сурдопедагогической диагностики обучающихся с нарушениями слуха с учетом данных комплексного обследования

Разрабатывать на основе результатов проведенной диагностики рекомендации по образованию, сопровождению, слухопротезированию обучающихся с нарушениями слуха

Применять технологии общения и взаимодействия с участниками образовательных отношений, направленные на построение продуктивной коммуникации и взаимопонимания по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха

Разрабатывать программу коррекционной работы и определять условия ее реализации для обучающихся с нарушениями слуха с привлечением участников образовательных отношений

Применять педагогические технологии профилактики прогрессирования нарушений слуха и речи, пропедевтики поведенческих нарушений у обучающихся с нарушениями слуха

Подбирать и применять технологии консультирования участников образовательных отношений по вопросам сопровождения, проблемам образования и социальной адаптации обучающихся с нарушениями слуха

Применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в консультировании родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями слуха и специалистов

Использовать русский жестовый язык на уровне, достаточном для организации повседневной коммуникации с детьми и взрослыми с нарушениями слуха; использовать русский жестовый язык в обучении и общении как дополнительное средство коммуникации

Сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с нарушениями слуха и членов их семей

Осуществлять информирование участников образовательных отношений о мерах психопрофилактики и психогигиены в обучении и воспитании обучающихся с нарушениями слуха

Осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха, включая электронный документооборот

Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-дефектолога (сурдопедагога)

Находить и использовать источники профессионально значимой информации, специальных научных знаний о нарушениях слуха

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями слуха

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность

Законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-дефектолога (сурдопедагога)

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные

Закономерности и этапы психического онтогенеза в норме и при нарушениях слуха

Клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития), в том числе с комплексными нарушениями, обучающихся с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, нарушениями поведения

Медицинские и психолого-педагогические классификации нарушений слуха

Основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики, в том числе диагностики обучающихся с нарушениями слуха в процессе образования, методы и методики диагностической работы, диагностический инструментарий, методы анализа полученных данных, правила организации

Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума образовательной организации

Общие и специфические образовательные потребности обучающихся с нарушениями слуха и способы их реализации

Организационные условия реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха с учетом характера нарушения слуха и индивидуальных особенностей

Клинические основы профессиональной деятельности учителя-дефектолога (сурдопедагога)

Содержание деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с нарушениями слуха (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога)

Требования к организации слухоречевой среды

Средства электроакустической коррекции слуха (слухопротезирование, кохлеарная имплантация) и сурдопедагогические технологии ее оценки

Влияние депривационных условий и неблагоприятных психосоциальных ситуаций на развитие обучающихся с нарушениями слуха

Основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений

Основы общей и профессиональной этики учителя-дефектолога (сурдопедагога), конфликтологии и медиации

Требования к оформлению психолого-педагогической документации по вопросам психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха

Другие характеристики

-