I. Развитие системы контрольной (надзорной) деятельности в сфере ПОД/ФТ
Основными целями контрольной деятельности, осуществляемой Федеральной службой по финансовому мониторингу в 2022 году, были повышение уровня законопослушности организаций, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, поднадзорных Росфинмониторингу <1> (далее - контролируемые лица), качества поступающих сведений о подозрительных операциях, а также снижение рисков вовлечения контролируемых лиц в схемы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
--------------------------------
<1> Отнесение организаций и индивидуальных предпринимателей к данной категории осуществляется в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также с учетом ст. 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2014 г. N 58.
Соответствующие мероприятия проводились с учетом принимаемых Правительством Российской Федерации мер по поддержке предприятий отраслей экономики и населения, т.е. необходимости снижения нагрузки на бизнес за счет повышения эффективности применяемых в надзорной деятельности подходов, развития дистанционных форм взаимодействия.
В 2022 году в целях развития риск-ориентированного подхода в контрольной (надзорной) деятельности Росфинмониторинга были разработаны, а также внесены изменения в действующие нормативные правовые акты в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее соответственно - ОД, ФТ, ОД/ФТ, ПОД/ФТ, ПОД/ФТ/ФРОМУ).
В целях реализации Положения о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2022 г. N 219, разработан Порядок проведения Росфинмониторингом контрольных мероприятий в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденный приказом Росфинмониторинга от 7 сентября 2022 г. N 192 <2> (далее соответственно - Положение о госконтроле, Порядок проведения контрольных мероприятий).
--------------------------------
<2> Вступил в силу 24 января 2023 г. Ранее действующий Административный регламент исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по осуществлению контроля за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства" (приказ Росфинмониторинга от 29 июля 2014 г. N 191) отменен (окончание действия - 23 января 2023 г.).
Указанный Порядок определяет состав, последовательность действий и сроки проведения Росфинмониторингом контрольных мероприятий в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также конкретные подходы реализации риск-ориентированного подхода.
Внесен ряд изменений в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), в частности <3>, касающихся поднадзорных Росфинмониторингу секторов <4>, а именно:
--------------------------------
<3> В редакции Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 331-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 5.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
<4> Лизинговые компании, операторы по приему платежей, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
- увеличена пороговая сумма операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, с 600 тыс. руб. до 1 млн руб. <5>;
--------------------------------
<5> Абз. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
- увеличена пороговая сумма операции с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемой по сделке с недвижимым имуществом, с 3 млн руб. до 5 млн руб. <6>;
--------------------------------
<6> П. 1.1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
- установлена обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - ИП), оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (далее - риелторы), в части предоставления ими сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю <7>.
--------------------------------
<7> В соответствии с пп. 11.1 п. 4 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ риелторы обязаны выявлять и представлять в Росфинмониторинг следующие операции, подлежащие обязательному контролю, совершенные начиная с 14 июля 2022 г.: пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1.1, 1.2, 1.9, 2 ст. 6, п. 1 ст. 7.5 указанного Федерального закона.
В целях повышения уровня осведомленности риелторов о новых положениях законодательства о ПОД/ФТ Росфинмониторингом опубликовано два информационных письма, разъясняющих отдельные аспекты введенного режима обязательного контроля операций (сделок).
В 2022 году проведена вторая Национальная оценка рисков отмывания преступных доходов и финансирования терроризма (далее соответственно - НОР ОД и НОР ФТ) <8>. Результаты НОР ОД и НОР ФТ показали, что для ОД и ФТ злоумышленники используют широкий спектр способов и инструментов в целях придания правомерного вида владению преступно добытыми активами.
--------------------------------
<8> Отчеты о НОР ОД и НОР ФТ доступны на официальном сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru) в разделе "Деятельность"/"Национальная оценка рисков".
Такие способы могут быть использованы и в организациях (ИП), контролируемых Росфинмониторингом: в лизинговых компаниях, коммерческих организациях, заключающих договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (далее - факторинговые компании), у операторов по приему платежей, риелторов.
С учетом результатов НОР ОД и НОР ФТ Росфинмониторингом завершены секторальные оценки рисков ОД/ФТ поднадзорных секторов (далее - СОР ОД/ФТ) <9>.
--------------------------------
<9> Предыдущие СОР ОД/ФТ были проведены в 2018 году, соответствующие отчеты доступны на официальном сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru) в разделе "Деятельность"/"Надзорная деятельность"/"Поднадзорным Росфинмониторингу организациям"/"Секторальная оценка рисков".
Публичные версии отчетов СОР ОД/ФТ планируются к опубликованию в первом полугодии 2023 года на официальном сайте Росфинмониторинга www.fedsfm.ru (далее - сайт Росфинмониторинга) и в Личном кабинете, размещенном на сайте Росфинмониторинга (далее - Личный кабинет), соответствующих контролируемых лиц.
Результаты СОР ОД/ФТ, а также актуальные типологии (схемы) ОД/ФТ, планируется рассмотреть при проведении мероприятий разъяснительного характера с контролируемыми лицами, в соответствии с Программой профилактических мероприятий на 2023 год <10>.
--------------------------------
<10> Приказ Росфинмониторинга от 20 декабря 2022 г. N 327 "Об утверждении Программы проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на 2023 год" (доступен на сайте Росфинмониторинга в разделе "Деятельность"/"Надзорная деятельность"/"Поднадзорным Росфинониторингу организациям"/"Профилактические мероприятия").
Результаты НОР ОД, НОР ФТ и СОР ОД/ФТ учитываются организациями и индивидуальными предпринимателями при оценке рисков.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875