31.1. Федеральная рабочая программа цикла учебных предметов предметной области "Русский язык и литературное чтение"

31.1. Федеральная рабочая программа цикла учебных предметов предметной области "Русский язык и литературное чтение".

31.1.1. Пояснительная записка.

Федеральная рабочая программа по циклу учебных предметов интегрированной предметной области "Русский язык и литературное чтение" на уровне начального общего образования глухих обучающихся составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания.

Обучение русскому языку и литературному чтению предусматривает формирование различных видов деятельности в условиях развития и использования потребности обучающихся в общении.

Речевое развитие осуществляется в условиях организации разных видов деятельности при одновременном формировании лексической, грамматической, фонетической сторон словесной речи. Работа по развитию речи рассматривается с позиции формирования речевой деятельности в разных формах (устной, устно-дактильной, письменной).

Приоритетными направлениями в обучении языку являются формирование речевой деятельности и развитие языковой способности, речевого поведения.

Развитие языковой способности у обучающихся требует особого внимания. Воспитание речевого поведения, являющееся центральной задачей, заключается в формировании речевой активности обучающегося, желания и умения вступать в контакт с окружающими, воспринимать информацию и реагировать на нее словесно. Обучение речевой деятельности предусматривает формирование разных ее видов: говорения (разговорной и монологической речи), письма, чтения, слушания (в доступных пределах). Овладение каждым видом речевой деятельности требует формирования потребности в речи, мотивированности высказывания, обучения планированию высказывания, отбору средств и способов его осуществления. Необходимым условием эффективности педагогического процесса для речевого развития обучающихся является дифференцированный подход к обучению языку.

Важнейшей задачей обучения является формирование у обучающихся социально-трудовых и посильных коммуникативных умений. На уроках формируются способы практической деятельности, необходимые для решения проблем в реальных жизненных ситуациях, необходимые для личностной социализации. Этому способствует предметно-практическое обучение, которое является важнейшим пропедевтическим курсом при обучении языку, а также основой всего образовательно-коррекционного процесса, имеющего социально-адаптирующую направленность.

Знакомство с новым словом (с новым типом фразы) происходит в условиях предметно-практической деятельности, в ситуациях, требующих употребления конкретного слова (типа фразы) и делающих его значение понятным обучающимся. Усвоение и закрепление речевого материала происходит путем многократного повторения его в связи с различными видами образовательной деятельности на разных уроках.

Современная образовательная организация должна располагать достаточными компонентами полифункциональной образовательной среды, которая способна создать комфортные педагогические условия обучения глухих обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В этих условиях оказывается возможным сформировать некоторый активный словарь самых необходимых житейских понятий, а также и небольшой объем инициативной речи, в том числе за счет уменьшения объема речевого материала, а также посредством организации более частого его повторения в различных учебных ситуациях.

31.1.2. Содержание обучения. Русский язык.

Основная доля учебного времени на уроках русского языка отводится на обучение письму. Письмо является одним из видов речевой деятельности, овладение которым осуществляется на основе устно-дактильной речи и жестко не связано с обучением чтению. При письме слов и фраз обучающиеся дактилируют и устно проговаривают слова. По мере развития произносительных навыков дактилирование становится менее выраженным, однако при затруднении в воспроизведении состава слова происходит возвращение к дактильному его проговариванию.

В задачу обучения письму входит формирование у обучающихся потребности в этом виде деятельности, в обращении к письменной речи. Обучение графическому начертанию букв идет от графически простых букв к более сложным по написанию. Следует избегать излишних словесных объяснений, сообщения правил письма. Учитывая, что двигательный навык письма формируется достаточно долго, необходимо обеспечить большую тренировку обучающихся в письме, которая по мере овладения техникой начертания букв осуществляется на осмысленном речевом материале (слова, фразы, тексты). Многие обучающиеся имеют недостаточное развитие мелкой моторики рук или ее нарушение, которое часто сочетается с недостатками зрительно-двигательной координации. В таких случаях письмо характеризуется не только плохой каллиграфией, но и неправильным воспроизведением графического образа букв.

Работе по обучению письму предшествует большая подготовительная работа, включающая упражнения по развитию мелкой моторики рук. Большое значение для развития у обучающихся мелких движений имеет дактилирование, его четкость, быстрота, занятия предметно-практической деятельностью.

Обучение письму включает следующие разделы: овладение техникой письма; списывание текста; нахождение ошибок и исправление их; использование письменной формы речи как средства общения и обучения.

31.1.3. Содержание обучения. Развитие речи.

Основное внимание на уроках в данной предметной области уделяется целостному восприятию смысла предложений и коротких текстов, состоящих из 3 - 5 простых нераспространенных предложений. Словарь предложений и текстов ограничен и должен быть подготовлен педагогическим работником на основе пропедевтических упражнений по формированию словесных понятий на уроках предметно-практического обучения и развития речи, чтения. В 4-м классе предполагается более полная реализация возможностей глухих обучающихся в речевом и общем развитии за счет дифференциации заданий. Так, после фронтальной работы на уроке над текстом, составленным по описанию сделанного изделия, педагогический работник предлагает части обучающихся самостоятельно выполнить задание, а другим - с использованием опорных слов, третьим - вписать в готовый текст пропущенные слова, словосочетания, написанные на карточках. Предусматривается обучение практическому умению составлять фразы разговорной речи. Порядок слов в предложениях усваивается только в практическом порядке - без опоры на изучение правил грамматики. Терминология курса грамматики из программы исключена полностью. Овладение грамматическим строем речи осуществляется практическим путем.

31.1.4. Содержание обучения. Чтение и развитие речи.

Примерный ход работы над произведением предполагает: самостоятельное чтение обучающимися нового текста; передачу содержания прочитанного в виде зарисовок обучающихся, составления аппликаций и макетов, ответов на вопросы, бесед; разбор содержания прочитанного (путем сопоставления иллюстраций, сделанных рисунков, аппликаций с текстами; выборочного чтения) с одновременной и последующей отработкой техники, выразительности чтения; пересказ прочитанного (не всех текстов).

Обучение чтению на уроках дополняется внеклассным чтением, где продолжает формироваться положительное отношение к самостоятельному чтению, осуществляется дальнейшее речевое и общее развитие обучающихся.

31.1.5. Содержание обучения. Предметно-практическое обучение.

Специальный предмет "Предметно-практическое обучение" направлен на формирование житейских понятий обучающихся, развитие их мышления, разговорной и монологической речи в устной и письменной формах, совершенствование предметно-практической деятельности, формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе, целенаправленное воспитание обучающихся. Предмет "Предметно-практическое обучение" предполагает реализацию принципа связи речевого развития с предметно-практической деятельностью обучающихся, с целенаправленным обучением разговорной и монологической (устной и письменной) речи.

В ходе уроков предметно-практического обучения педагогический работник организует взаимопомощь, добивается активной мыслительной работы каждого обучающегося, посильной инициативной речи, формируя навыки речевого общения. При этом на уровне конкретного класса планируется учебная работа, различная по содержанию, объему, сложности, методам и приемам; предусматривается вариативность учебных задач и ролей - с учетом индивидуальной траектории развития каждого обучающегося. Ведущим критерием эффективности подхода является темп продвижения обучающегося в овладении знаниями, умениями, навыками; развитие его когнитивных способностей. Эти обучающиеся лучше запоминают наглядный материал, чем словесные объяснения. Вместе с тем, они способны к такой учебной деятельности, которая активизирует и развивает некоторые элементы словесно-логического мышления. При этом применяются специфические сурдопедагогические приемы, облегчающие глухим обучающимся с нарушенным интеллектом воспроизведение изучаемого речевого материала. Для этого используются следующие приемы: в момент объяснения учебного материала педагогический работник широко применяет внешние опоры, держится в поле зрения всех обучающихся, обращаясь к ним с вопросами, вовлекает в обсуждение темы урока на основе письменного образца (таблицы, плаката). Ожидаемые результаты коррекционно-педагогического воздействия: высказывание отношения к ответу других обучающихся и при согласии - повторение ответов хорошо успевающих обучающихся; ответы с опорой на составленный план; использование схем, сигнальных (учебных) карт и в том числе наглядно-инструкционных, предметных и других наглядных знаковых средств; образцов моделей речевых высказываний.

Учет имеющегося своеобразия психофизического развития каждого обучающегося важен при организации самостоятельной работы, варьирования объема заданий и видов помощи при его выполнении. На уроках уменьшается число этих заданий, используются следующие виды помощи: помощь в планировании учебной деятельности; дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности; стимулирование учебной, познавательной и речевой деятельности посредством предоставления справочно-информационного, иллюстративного и демонстративного материала, образцов речевых высказываний; стимулирование поощрением; создание ситуаций успеха. Организуются различные виды контроля за учебной деятельностью обучающихся: пооперационный контроль с отчетом (сначала с опорой на образцы речевых высказываний, на учебные карты, а затем самостоятельный); взаимоконтроль при работе в малых группах. Дифференцированный подход к обучающимся реализуется в следующем порядке: для наиболее успешных в учебной деятельности обучающихся создаются учебные ситуации, способствующие активизации их речевого развития: предоставляется возможность выполнять учебные задания в несколько большем объеме и повышенной сложности; при выполнении работы между именно этими обучающимися распределяются роли руководителя - ведущего в паре в рамках личностно-деятельностного подхода к организации учебно-воспитательного процесса; более слабым обучающимся предусматривается оказание оптимальной помощи.

31.1.6. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Предметная область "Русский язык и литературное чтение" представлена как интегративная область, включая специальный учебный предмет "Предметно-практическое обучение". Результаты освоения предметной области "Русский язык и литературное чтение" (учебных предметов "Русский язык", "Литературное чтение", "Предметно-практическое обучение") могут быть оценены только в совокупности, как целостный единый результат овладения языком. Выделение отдельных предметных результатов не предусматривается.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметные результаты должны отражать:

овладение обучающимися посильными умениями использовать словесную речь (в устной и письменной формах) как средства коммуникации в предметно-практической, учебной и элементарной социально-бытовой деятельности;

сформированность умения использовать дактилологию и, при необходимости, жестовую речь;

сформированность умения выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника (слышащий, глухой, слабослышащий);

сформированность позитивного отношения к речевому общению, стремления к улучшению качества собственной речи (на уровне индивидуальных возможностей обучающегося);

овладение орфографическими знаниями и умениями, по возможности, элементарными каллиграфическими умениями;

интерес к чтению доступных текстов;

осознанное и правильное чтение; владение элементарными приемами анализа текста для понимания смысла доступных текстов, ответы на вопросы по содержанию текста, в том числе связанные с отношением к событиям, поступкам героев.