22(1). Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)"
22(1).1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)" (предметная область "Технология") включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.
22(1).1.1. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, направления работы, место предмета в структуре учебного плана, а также общие подходы к отбору содержания и организации процесса обучения.
22(1).1.2. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения на уровне начального общего образования.
22(1).1.3. Планируемые результаты освоения программы по предмету "Труд (технология)" включают личностные и метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
22(1).2. Пояснительная записка.
22(1).2.1. Федеральная рабочая программа на уровне начального общего образования глухих обучающихся составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 1.2), и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной программе воспитания.
Реализация АООП (вариант 1.2) обеспечивает глухим обучающимся уровень начального общего образования, способствующий на этапе основного общего образования достижению итоговых результатов, сопоставимых с требованиями ФГОС основного общего образования, что позволяет им продолжить образование, получить профессиональную подготовку, содействует наиболее полной социальной адаптации и интеграции в обществе.
Обобщенные задачи реализации содержания предметной области "Технология" определены ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ по варианту 1.2 и отражены соответственно в федеральной рабочей программе по предмету "Труд (технология)".
Данный учебный предмет, включенный в образовательный процесс с 5 класса, входит в число предметов обязательной части учебного плана начального общего образования. Преемственность в трудовом обучении глухих обучающихся на этапе начального общего образования обеспечивается тем, что в более ранний период обучения (с 1 дополнительного класса по 4 класс включительно) среди основных предметов особое место занимает специальный интегративный коррекционный предмет "Предметно-практическое обучение", который сочетает в себе компетенции двух предметных областей - "Русский язык и литературное чтение" и "Технология". Одним из направлений предметно-практического обучения является формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе.
22(1).2.2. В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ (вариант 1.2) основными задачами реализации содержания данного учебного предмета, с учетом компетенций обучающихся, полученных на уроках предметно-практического обучения, являются:
развитие первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий;
обеспечение овладения доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов и обработки различных материалов при соблюдении усвоенных правил техники безопасности;
обеспечение овладения умением адекватно применять доступные предметные и компьютерные технологии для решения задач коммуникации, социального и трудового взаимодействия;
развитие способности к самообслуживанию;
развитие способностей и интереса к использованию предметных и компьютерных технологий в трудовой деятельности;
формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким;
развитие творческого подхода к решению доступных технологических задач;
формирование первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
развитие восприятия (слухо-зрительно и на слух), достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики, используемой при изучении данного предмета, а также лексики по организации учебной деятельности.
Продуктивная предметная деятельность на уроках труда (технологии) обеспечивает расширение представлений об окружающем природном и социальном мире, о рукотворном мире и современных технологиях, знакомит с правилами взаимодействия с миром природы, объектами материальной культуры, обычаями своего народа, воспитывает уважение к труду.
На уроках предметно-практического обучения в предшествующие годы обучения, на уроках по предмету "Труд (технология)" в 5 классе у глухих обучающихся формируются социально значимые компетенции, такие как умение работать в коллективе; умение осуществлять преобразовательную, творческую деятельность, что создает предпосылки для их более успешной социализации и интеграции в социуме. Реализация моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики обучающихся и для социальной адаптации в целом.
22(1).2.3. В целях системного усвоения материала обучающимися требуется установление крепких межпредметных связей с другими предметами обязательной части учебного плана: "Окружающий мир", "Русский язык", "Математика", "Литературное чтение", "Изобразительное искусство".
22(1).2.4. К завершению начального этапа образования с учетом формирования трудовых умений по предмету "Предметно-практическое обучение" будет достигнут необходимый уровень предметных результатов:
первоначальные представления о значении труда в жизни человека и общества, профессиях;
сформированность первичных представлений о свойствах материалов;
овладение доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов и обработки различных материалов при применении усвоенных правил техники безопасности;
проявление интереса и способностей к предметно-преобразующей деятельности, воспитание творческого подхода к решению доступных технологических задач;
первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
22(1).2.5. Рабочая программа включает несколько направлений обучения (модулей), взаимосвязанных между собой: технологии, профессии и производства; технологии ручной обработки материалов (технологии работы с бумагой и картоном, технологии работы с пластичными материалами, технологии работы с природным материалом, технологии работы с текстильными материалами, технологии работы с другими доступными материалами); конструирование и моделирование (работа с конструктором, конструирование и моделирование из бумаги, робототехника, а также информационно-коммуникационные технологии реализуются с учетом возможностей материально-технической базы отдельной образовательной организации и в рамках образовательных потребностей и возможностей обучающихся).
22(1).2.6. При реализации рабочей программы отдельной образовательной организацией должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), реализующими дидактические возможности информационно-коммуникационные технологии, содержание которых соответствует законодательству Российской Федерации об образовании и отвечает образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.
22(1).2.7. На уроки труда учебным планом в 5 классе по варианту 1.2 для обучающихся, получающих начальное образование в пролонгированные сроки, рекомендуется выделять по 1 часу в неделю, всего 34 часа в течение года.
По усмотрению образовательной организации количество недельных часов может быть увеличено за счет части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Образовательная организация вправе самостоятельно определять последовательность модулей и тем, входящих в них для изучения, а также перераспределять количество часов для освоения обучающимися модулей учебного предмета. При необходимости декоративно-отделочные работы, организация выставок детских работ, экскурсии могут выноситься на часы внеурочной деятельности.
22(1).3. Содержание программы по предмету "Труд (технология)" (5 класс).
22(1).3.1. Технологии, профессии и производства.
Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и идей для технологий будущего.
Красота и разнообразие природных форм. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии.
Рукотворный мир как результат труда человека. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства. Традиции и праздники народов России, ремесла, обычаи.
Современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов.
Использование достижений науки в развитии технического прогресса. Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как универсальное сырье и материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность людей. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду, способы ее защиты.
Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов; поддержание порядка во время работы; уборка по окончании работы. Безопасное использование и хранение инструментов.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества; распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель (лидер) и подчиненный).
22(1).3.2. Технологии ручной обработки материалов.
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов.
Основные технологические операции: разметка деталей (с помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги), сборка изделия (способы соединений деталей: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание). Способы разметки деталей: на глаз и от руки, по шаблону, линейке.
Инструменты и приспособления (шаблон, ножницы, стека, линейка, циркуль, угольник, игла, булавка, кнопка), их правильное и безопасное использование.
Чтение условных знаков и графических изображений (рисунок, чертеж, эскиз, схема). Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач.
Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация).
Подвижное соединение деталей изделия (на проволоку, толстую нитку, с шайбой). Внесение необходимых дополнений и изменений в конструкцию изделия в соответствии с замыслом.
Пластические массы, их виды (пластилин, глина, соленое тесто). Приемы изготовления изделий: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы.
Наиболее распространенные виды бумаги и картона. Способы обработки: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание, резание бумаги ножницами, проделывание отверстий (дыроколом, шилом).
Природный материал (плоский и объемный (листья, орехи, шишки, семена, ветки). Приемы работы с природным материалом: подбор в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание, соединение с помощью пластилина, пришивание).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Натуральные, искусственные и синтетические ткани, их свойства. Отмеривание и заправка нитки в иголку. Виды ниток (швейные, мулине), пряжа для вязания. Строчка декоративного стежка (крестик, стебельчатая, елочка). Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание деталей). Пришивание пуговиц с двумя, четырьмя отверстиями. Простейший ремонт изделий.
Комбинирование разных материалов в одном изделии. Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа, бусины). Выбор материалов по их декоративно-художественным и технологическим свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
22(1).3.3. Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструкции изделия; детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции, способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Анализ конструкции изделия. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, простейшему чертежу или эскизу.
Создание простых макетов и моделей (архитектурное сооружение, бытовая конструкция).
Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого результата; выбор способа работы в зависимости от требуемого результата (замысла).
Симметрия, способы разметки и конструирования симметричных форм.
Способы подвижного и неподвижного соединения деталей, их использование в изделиях; жесткость и устойчивость конструкции. Внесение элементарных конструктивных изменений и дополнений в изделие.
Использование измерений и построений для решения практических задач. Трансформация трехмерной конструкции в развертку.
Поиск оптимальных и доступных решений конструкторско-технологических задач при выполнении индивидуальных творческих и коллективных проектных работ.
Робототехника. Конструирование робота из деталей конструктора. Составление алгоритма действий робота. Элементарное программирование действий робота, тестирование.
22(1).3.4. Информационно-коммуникационные технологии.
Информация, виды информации. Сохранение и передача информации. Просмотр материалов на информационных носителях (под руководством педагога). Поиск информации. Интернет как источник информации. Работа с доступной информацией в Интернете (под руководством педагога) и на цифровых носителях информации.
Информационные технологии. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер. Современный информационный мир. Персональный компьютер и его назначение. Правила пользования персональным компьютером для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной информацией (художественные книги, справочники, энциклопедии, музеи, в том числе интерактивные из ресурсов Интернета, познавательные видеоролики). Работа с текстовым редактором. Использование рисунков (вставок, фонов) из ресурса компьютера в оформлении изделий и презентаций. Создание тематических презентаций.
22(1).4. Планируемые результаты освоения программы "Труд (технология)" на уровне начального общего образования.
22(1).4.1. В результате изучения предмета "Труд (технология)" на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды; эстетические чувства, эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качеств и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с проблемами на доступном для обучающихся уровне;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учетом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности.
22(1).4.2. В результате освоения программы по предмету "Труд (технология)" на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия (далее - УУД): познавательные, коммуникативные, регулятивные.
22(1).4.2.1. К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия (в том числе по работе с информацией) как часть познавательных УУД:
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
освоение способов решения проблем поискового и творческого характера;
активное использование доступных (с учетом особенностей речевого развития глухих детей) речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, подготавливать свое выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, логичного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
22(1).4.2.2. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных УУД:
желание и умение вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в знакомых обучающимся типичных жизненных ситуациях при решении учебных, бытовых и социокультурных задач;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою;
умение вести диалог, излагая свое мнение и аргументируя свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
активное использование доступных (с учетом особенностей речевого развития) речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, логичного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
22(1).4.2.3. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиском средств ее осуществления;
умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
понимание причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
умение находить ошибки в своей работе и способы их исправления;
умение предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
22(1).4.3. Требования к предметным результатам освоения учебного предмета "Труд (технология)" (5 класс).
22(1).4.3.1. Предметные результаты к завершению начального этапа образования по предмету "Труд (технология)" (5 класс) оцениваются с учетом формирования трудовых умений обучающихся в рамках предмета "Предметно-практическое обучение" (1 дополнительный, 1 - 4 классы).
22(1).4.3.1.1. Обучающееся должны иметь представления:
о профессиях, в том числе творческих, и их социальном значении;
о наиболее значимых производствах, объектах рукотворного мира;
о природных ресурсах, используемых человеком;
элементарно о мировых достижениях в области техники, искусства и технологии;
о правилах безопасности работы в информационной среде.
22(1).4.3.1.2. Обучающиеся должны уметь:
самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от вида работы;
выполнять технологические операции по обработке различных материалов с применением необходимых инструментов, соблюдая технику безопасности обращения с ними;
экономно расходовать материалы;
осуществлять планирование трудового процесса, выделяя его этапы в логике действий;
самостоятельно выполнять практическое задание с использованием предложенной технологической карты (схемы, плана, образца) или на основе собственного творческого замысла;
прогнозировать результат действия и при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
выполнять доступные действия по самообслуживанию и участвовать в доступных видах домашнего труда;
комбинировать различные материалы при изготовлении изделий по заданию или замыслу;
осуществлять декоративную отделку изделия;
понимать и создавать простейшие виды технической документации (чертеж развертки, эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу;
решать простейшие задачи рационализаторского характера по изменению конструкции изделия: на достраивание, придание новых свойств конструкции (устойчивость, подвижность соединения) по заданию или собственному замыслу;
осуществлять обработку текстового документа (оформлять текст: выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);
подготавливать слайды для презентации с использованием доступных информационных источников и медиаресурсов (под руководством педагога);
организовывать коллективную работу и участвовать в совместной деятельности.
(п. 22(1) введен Приказом Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875