76.5. Психолого-педагогическая характеристика слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии

76.5. Психолого-педагогическая характеристика слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии.

Для слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение. Это в свою очередь, значительно затрудняет социальное развитие, адаптацию обучающегося, в частности, к условиям школьного обучения.

Уровень психофизического развития слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами и уровнем развития слепых обучающихся, не имеющих дополнительных нарушений. Тяжелые органические нарушения, которые чаще всего являются причиной множественных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности обучающегося в семье и обществе сверстников. При этом каждый слепой, имеющий тяжелое нарушение зрения в сочетании с другими первичными нарушениями, имеет своеобразную, специфическую картину развития. Уровень психического развития обучающихся данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления каждого из отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания в сложной структуре, а также от сроков и качества коррекционной помощи.

Особенности психического развития слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР проявляются в грубом нарушении познавательного развития. Грубо нарушено чувственное познание, слуховое и осязательное восприятие обучающихся характеризуется недифференцированностью, фрагментарностью, оно не может быть основой для формирования представлений об окружающем мире. У обучающихся данной группы не формируются представления и понятия, не устанавливаются логические связи, для их мышления характерна инертность, ригидность, чрезмерная конкретность. Несформированность познавательной деятельности обусловливает отсутствие развития игровой деятельности, в рамках которой формируются предпосылки учебной деятельности.

У данной группы обучающихся, на момент поступления в школу, наряду с ярко выраженными особенностями психофизического развития, имеет место чрезвычайно низкий уровень развития компенсаторных процессов, необходимых для систематического обучения. Зачастую у обучающегося практически отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, ориентировки (даже на собственном теле), общения, контроля над своим поведением.

Социальная незрелость слепых обучающихся проявляется в ограниченности контактов, отсутствии представлений о нормах поведения. Для коммуникативного развития слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР характерна низкая заинтересованность в общении со сверстниками и взрослыми, ограниченность невербальных и вербальных средств коммуникации. У большинства слепых данной группы выявлены расстройства эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся у одних обучающихся в преобладании возбуждения, негативно-агрессивного поведения, у других - в вялости, пассивности. У всех слепых обучающихся с умственной отсталостью отмечаются нарушения поведения, расторможенность, быстрая истощаемость, низкая произвольность поведения.

Независимо от состояния зрения и времени потери (нарушения) зрения слепые с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР) значительно отстают в физическом развитии, что выражается в низких антропометрических показателях (рост, масса тела, окружность грудной клетки), нарушении осанки, малом объеме двигательных умений и навыков.

Значительное недоразвитие двигательной сферы выражается в снижении точности движений головы, рук, тела, в отсутствии пластичности и координированности движений. У них наблюдается множество лишних нецеленаправленных движений, неумение объединить отдельно выполняемые движения в единое слитное целое.

У обучающихся значительно снижены такие показатели, как сила, быстрота и выносливость, они испытывают значительные трудности при сохранении рабочей позы в течение урока, они очень быстро утомляются, у них чрезвычайно снижена работоспособность.

Серьезные нарушения психомоторики затрудняют развитие простых форм деятельности (например, навыков самообслуживания).

В эту группу входят также обучающиеся, имеющие, помимо слепоты, тяжелые двигательные нарушения, сочетающиеся с интеллектуальными нарушениями разной степени. Двигательные нарушения могут быть представлены в виде ДЦП и других тяжелых нарушений опорно-двигательного аппарата. Степень тяжести двигательных нарушений может быть различной: от тяжелой степени, для которой характерны выраженные параличи конечностей, до легкой, при которой обучающиеся в состоянии передвигаться, обслуживать себя. При этом выраженные коммуникативные и речевые трудности у обучающихся данной группы нередко не позволяют выявить степень тяжести нарушений интеллектуального развития, для этого требуется длительный период диагностического обследования.

Среди слепых обучающихся выявляется группа слепоглухих, обучение которых должно строиться в соответствии с программами для слепоглухих. У некоторых обучающихся тяжелые нарушения слуха и зрения сочетаются с умственной отсталостью различной степени выраженности. Сочетание тяжелых сенсорных и интеллектуальных нарушений обусловливает дополнительные значительные сложности в их обучении.

У слепых обучающихся каждой из перечисленных групп, наряду с наличием тяжелых нарушений слуха, интеллекта, движений, могут отмечаться расстройства аутистического спектра, другие тяжелые эмоциональные и поведенческие расстройства. У некоторых обучающихся выявляются текущие психические заболевания (эпилепсия, шизофрения), которые значительно осложняют развитие и обучение. Обучающиеся данной группы часто соматически ослаблены, имеют нарушения деятельности внутренних органов, нуждаются в длительном лечении и медицинской реабилитации, что также необходимо учитывать в процессе организации систематического обучения. У некоторых слепых обучающихся, имеющих тяжелые генетические нарушения, расстройства интеллекта, моторики, слуха, эмоционально-волевой сферы в динамике могут утяжеляться.

Слепые обучающиеся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР требуют постоянного ухода со стороны взрослых, сопровождения в ежедневных бытовых ситуациях, они полностью зависимы от взрослых.

Картина трудностей и возможностей слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР к школьному возрасту значительно различается в зависимости от того, получал ли обучающийся адекватную специальную коррекционную помощь. Вовремя начатая и правильно организованная психолого-педагогическая помощь позволяет поддержать попытки обучающихся вступить в более активные и сложные отношения с миром и предотвратить формирование наиболее грубых вторичных и последующих отклонений в развитии.

На развитие слепых обучающихся данной группы серьезное влияние оказывает состояние зрительных функций.

У слепых с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР значительно снижено внимание, что проявляется в трудностях привлечения внимания, невозможности длительной его концентрации, наличии быстрой и легкой отвлекаемости, рассеянности, низком объеме внимания.

Слепых обучающихся с остаточным зрением и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР характеризуют несформированность как умения рационально использовать остаточное зрение для восприятия предметов и объектов окружающего мира, так и умения использовать в этих целях информацию, получаемую с помощью сохранных анализаторов. Вследствие этого, у обучающихся данной группы оказываются нарушенными: предметное (наличие неадекватности, недифференцированности, схематичности образов), пространственное (несформированность пространственных представлений) восприятие, установление связей между объектами восприятия.

Данной группе обучающихся независимо от состояния зрительного анализатора характерно снижение произвольного и непроизвольного запоминания, наличие неотчетливых и мало дифференцированных представлений, наличие трудностей при воспроизведении событий.

У подавляющего большинства обучающихся отмечается нарушение речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, звукопроизношение, грамматический строй. Нарушение грамматического строя речи проявляется во фрагментарности, структурной неоформленности предложений, в пропусках главных членов. Им характерен замедленный темп связной речи и имеют место качественные ее особенности: вербализм, формализм речи, трудности вербализации, трудности понимания причинно-следственных связей, временных и пространственных обозначений, бедность словарного запаса.

Слепые обучающиеся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР имеют конкретное, негибкое мышление, образование отвлеченных понятий у них значительно затруднено или невозможно.

У подавляющего большинства слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР наблюдается нарушение строения деятельности, проявляющееся в неправильном соотношении цели и действия. Им характерно некритичное отношение к результатам, полученным в процессе деятельности, практическое отсутствие познавательных интересов.

Кроме того, у них имеет место недоразвитие эмоциональной сферы. Эмоциональные реакции чаще всего неадекватны, не пропорциональны по своей динамике воздействиям окружающего мира, имеют место быстрые переходы от одного настроения к другому. Часто у обучающихся нарушены волевые процессы: они безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять ее определенной цели, неспособны адекватно оценивать свои поступки.