39. Федеральный учебный план

39. Федеральный учебный план.

Федеральный учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Федеральный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Федеральный учебный план должен соответствовать законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФАОП НОО для глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Федеральный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном языке, их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения.

39.1. Федеральный учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

39.1.1. Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО для глухих обучающихся, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.

Учебный предмет "Речь и альтернативная коммуникация" является комплексным, что отражено при изложении его содержания.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования.

Образовательная организация самостоятельна в выборе видов деятельности по каждому предмету, курсу коррекционно-развивающей области (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии).

Обязательная часть содержит перечень учебных предметов.

39.1.2. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:

увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

39.1.3. Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности.

Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы: "Формирование слухового восприятия и произносительной стороны устной речи", "Музыкально-ритмические занятия", "Двигательное развитие", "Познавательное развитие", которые являются обязательными.

При разработке СИПР с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА обучающегося, результатов его комплексной стартовой диагностики на начало обучения и мониторинга достижения планируемых результатов решением психолого-педагогического консилиума образовательной организации допускается перераспределение коррекционных курсов и часов на их реализацию по годам обучения, включение дополнительных курсов или замена определенных курсов (временно или на всех годах обучения).

Общее время, отводимое на коррекционно-развивающую область, не может быть менее 5 часов в неделю. При увеличении количества часов на коррекционные курсы предусматриваются соответствующие изменения количества часов на другие направления внеурочной деятельности (общее время внеурочной деятельности не может составлять более 10 часов в неделю).

Образовательная организация вправе самостоятельно определять технологии, способы организации деятельности обучающихся по другим направлениям внеурочной деятельности.

Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, занятия проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-развивающую область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).

39.2. Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивает качественное усвоение учебных предметов.

39.3. Продолжительность урока со 2 класса - 40 минут, в 1 классе (в том числе 1 дополнительном) - 35 минут. Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 2 и 3 уроков - по 20 минут.

Продолжительность фронтального коррекционного занятия составляет в 1 дополнительном и в 1 классах - 35 минут, со 2 класса - 40 минут. Продолжительность индивидуального коррекционного занятия составляет не более 30 минут.

Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с чтением) в 3 классе - до 1,5 часов (90 минут), с 4 класса - до 2 часов (120 минут).

39.4. Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной деятельности (в том числе коррекционно-развивающей области). Между последним уроком и началом внеурочной деятельности рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-развивающую область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) и определяется приказом образовательной организации (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).

39.5. Федеральный учебный план ФАОП НОО для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 1.4).

Предметные области

Учебные предметы (учебные курсы)

Количество часов в неделю

Всего

I доп.

I

II

III

IV

V

Обязательная часть

Речь и альтернативная коммуникация

Речь и альтернативная коммуникация

6

6

6

6

6

6

36

Математика

Математические представления

4

4

4

4

4

4

24

Окружающий мир

Окружающий природный мир

1

1

2

2

2

2

10

Человек

1

1

1

1

1

1

6

Домоводство

1

1

1

1

1

1

6

Окружающий социальный мир

1

1

1

1

1

1

6

Искусство

Изобразительное искусство

1

1

1

1

1

1

6

Технология

Предметно-практические действия

1

1

1

1

1

1

6

Физическая культура

Физическая культура (Адаптивная физическая культура)

3

3

3

3

3

3

18

Итого

19

19

20

20

20

20

118

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2

2

3

3

3

3

16

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) в соответствии с санитарными правилами и нормами

21

21

23

23

23

23

134

Внеурочная деятельность:

10

10

10

10

10

10

60

Коррекционно-развивающая область, из них:

8

8

8

7

7

7

45

формирование слухового восприятия и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия)

3

3

3

3

3

3

18

музыкально-ритмические занятия

2

2

2

6

двигательное развитие

2

2

2

6

познавательное развитие (индивидуальные занятия)

3

3

3

2

2

2

15

Другие направления внеурочной деятельности

2

2

2

3

3

3

15

Всего часов

31

31

33

33

33

33

194

В учебном плане на коррекционные курсы "Формирование слухового восприятия и произносительной стороны устной речи" (индивидуальные занятия) и "Познавательное развитие" (индивидуальные занятия) количество часов в неделю указано на одного обучающегося.

При реализации данной федеральной адаптированной образовательной программы должны быть созданы специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья.

(п. 39 в ред. Приказа Минпросвещения России от 17.07.2024 N 495)

(см. текст в предыдущей редакции)