26.4. Программа формирования УУД

26.4. Программа формирования УУД.

Программа формирования УУД, имея междисциплинарный характер, служит основой для разработки федеральных программ учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.

Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ глухих обучающихся, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала начального общего образования глухих с учетом их особых образовательных потребностей за счет развития УУД, лежащих в основе умения учиться. Это достигается путем освоения глухими обучающимися знаний, умений и навыков по отдельным учебным предметам, курсам коррекционно-развивающей области. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с практическими действиями самих обучающихся. Качество усвоения знаний, умений и навыков глухим обучающимся определяется освоением им УУД.

26.4.1. Программа формирования УУД у глухих обучающихся:

устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования данной группы обучающихся;

определяет состав и характеристики УУД, доступных для освоения глухими обучающимися в младшем школьном возрасте;

выявляет связь УУД с содержанием учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.

Формирование УУД выступает основой реализации ценностных ориентиров начального общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся.

26.4.2. Ценностными ориентирами начального общего образования выступают:

формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

проявления доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

адекватного использования компенсаторных способов для решения различных коммуникативных задач;

опоры на опыт взаимодействий с партнерами по общению;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе:

общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

принятия и уважения ценностей семьи, образовательной организации, коллектива и стремления следовать им;

ориентации на оценку собственных поступков, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

личностного самоопределения в учебной, социально-бытовой деятельности;

восприятия "образа Я" как субъекта учебной деятельности;

внутренней позиции к самостоятельности и активности;

развития эстетических чувств;

развитие умения учиться на основе:

развития широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развития чувственной основы познания, формирования компенсаторных способов учебной деятельности;

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности на основе:

формирования самоуважения и эмоционально положительного отношения к себе и к окружающим, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

формирования целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;

формирования умения противостоять действиям и ситуациям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Формирование у обучающихся УУД, представляющих обобщенные действия, открывает глухим обучающимся возможность широкой ориентации в учебных предметах, в строении самой учебной деятельности, способствует освоению компонентов учебной деятельности, развитию познавательных и учебных мотивов, что оптимизирует протекание процесса учения.

26.4.3. Функциями УУД выступают:

обеспечение глухому обучающемуся возможности самостоятельно осуществлять процесс учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для личностного развития обучающихся, для успешного и эффективного усвоения знаний, умений, навыков и способов деятельности в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области;

оптимизация протекания процессов социальной адаптации и интеграции посредством формирования УУД;

обеспечение преемственности образовательного процесса.

26.4.4. Программа формирования УУД направлена на формирование у глухих обучающихся личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий:

В результате изучения всех без исключения предметов и курсов коррекционно-развивающей области АООП НОО для глухих обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД:

а) личностные УУД включают:

внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца "хорошего ученика";

мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

развитие потребности в сенсорно-перцептивной деятельности, способность к использованию адекватных учебным задачам способов чувственного познания;

ориентацию на понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности, на понимание оценок педагогических работников, других обучающихся, родителей (законных представителей);

способность к оценке своей учебной деятельности;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение;

установку на здоровый образ жизни (в том числе охрану анализаторов) и ее реализацию в реальном поведении и поступках;

потребность в двигательной активности, мобильность;

ориентацию на самостоятельность, активность, социально-бытовую независимость в доступных видах деятельности;

принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

овладение доступными видами искусства.

б) регулятивные УУД представлены следующими умениями:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные педагогическим работником ориентиры - действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогическим работником;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку педагогических работников, других обучающихся, родителей (законных представителей) и других людей;

адекватно использовать все анализаторы для формирования компенсаторных способов деятельности; различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать запись результатов решения задачи;

использовать регулирующую и контролирующую функцию зрения в бытовой и учебной деятельности;

осуществлять алгоритмизацию действий как основу компенсации.

в) познавательные УУД представлены следующими умениями:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), Интернет;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;

строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

осуществлять аналитико-синтетическую деятельность (сравнение, сериацию и классификацию), выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приемов решения задач;

владеть компенсаторными способами познавательной деятельности.

г) коммуникативные УУД представлены следующими умениями:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

научится адекватно использовать компенсаторные способы для решения различных коммуникативных задач;

использовать невербальные средства общения для взаимодействия с партнером.

Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития глухих обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, в условиях внеурочной и внешкольной деятельности.

На уровне начального общего образования формирование УУД осуществляется на таких предметах как "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Изобразительное искусство", "Технология", "Основы религиозных культур и светской этики", "Физическая культура (Адаптивная физическая культура)" и на коррекционно-развивающих курсах, таких как "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи", "Музыкально-ритмические занятия", "Развитие слухового восприятия и техника речи", "Социально-бытовая ориентировка".