2. Оценка реализации государственных программ в ходе внешней проверки годового отчета об исполнении федерального бюджета

2. Оценка реализации государственных программ в ходе внешней

проверки годового отчета об исполнении федерального бюджета

2.1. Оценка реализации государственных программ в ходе внешней проверки годового отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется в формате экспресс-оценки (далее - оценка реализации государственных программ), которая предполагает:

деятельность инспектора (группы инспекторов) по оценке реализации государственных программ в условиях временных ограничений. Рекомендуемые временные затраты - не более трех недель для оценки одной государственной программы;

оценку реализации государственных программ за отчетный год по ограниченному количеству параметров и блоков, предусмотренных пунктами 2.5 и 2.6 Методики, с использованием расчетов (расчетного файла), подготавливаемых в соответствии с СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета";

(в ред. протокола Коллегии Счетной палаты РФ от 06.11.2025 N 95К (1880))

учет результатов оценки реализации государственных программ при принятии решений в части проведения отдельных тематических контрольных или экспертно-аналитических мероприятий по аудиту государственных программ, определения целей, вопросов и предмета таких мероприятий на основе риск-ориентированного подхода и положений Методических рекомендаций по проведению аудита государственных программ Российской Федерации, реализации национальных проектов (программ) и федеральных проектов <2(1)>, а также при проведении экспертизы проектов государственных программ, проектов изменений в указанные программы в соответствии с Методическими указаниями по проведению экспертизы проектов государственных программ Российской Федерации <2(2)>.

(в ред. протокола Коллегии Счетной палаты РФ от 06.11.2025 N 95К (1880))

--------------------------------

<2(1)> Утверждены Коллегией Счетной палаты (протокол от 12 апреля 2024 г. N 22К (1706)).

(сноска введена протоколом Коллегии Счетной палаты РФ от 06.11.2025 N 95К (1880))

<2(2)> Утверждены Коллегией Счетной палаты (протокол от 22 декабря 2022 г. N 80К (1605)).

(сноска введена протоколом Коллегии Счетной палаты РФ от 06.11.2025 N 95К (1880))

2.2. Оценка реализации государственных программ осуществляется в отношении государственных программ в целом, а не в отношении главных администраторов средств федерального бюджета, являющихся ответственными исполнителями, соисполнителями или участниками государственных программ.

2.3. Для государственных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, положения Методики применяются с учетом состава и содержания материалов, доступных для проведения оценки, на основании мотивированного решения члена Коллегии Счетной палаты в рамках компетенции, установленной Регламентом Счетной палаты.

(в ред. протокола Коллегии Счетной палаты РФ от 06.11.2025 N 95К (1880))

Отдельная оценка реализации государственной программы только в части сведений, составляющих государственную тайну, не производится. Оценка осуществляется в целом по государственной программе. При этом членом Коллегии Счетной палаты принимается одно из следующих решений об отражении в предложениях для включения в заключение Счетной палаты на отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный год результатов оценки реализации государственной программы:

в случае, если объем сведений, составляющих государственную тайну, незначителен, информация о реализации государственной программы в части сведений, составляющих государственную тайну, приводится в описательном порядке без проведения оценки. Такое изложение (описание) осуществляется в соответствии с установленным порядком по работе со сведениями, составляющими государственную тайну. Оценка реализации государственной программы проводится только на основании открытых данных и (или) данных для служебного пользования;

в случае, если объем сведений, составляющих государственную тайну, значителен (как с точки зрения финансового обеспечения, так и наличия показателей, мероприятий (результатов), формируется общая (единая) оценка с использованием сведений как составляющих, так и не составляющих государственную тайну. Такую оценку необходимо проводить в соответствии с установленным порядком работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

2.4. Оценка реализации государственных программ включает:

оценку исполнения государственной программы по ресурсам и результатам;

оценку формирования и использования системы показателей исходя из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации по результатам проверки исполнения государственной программы.

Оценка формирования и использования системы показателей исходя из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации по результатам проверки исполнения государственной программы необходима для исследования отдельных параметров государственной программы (состояние, в котором находилась государственная программа в ходе ее исполнения в отчетном году), влияющих на реализацию государственной программы.

2.5. Оценка исполнения государственной программы по ресурсам и результатам в отчетном году состоит из следующих блоков:

1) оценка кассового исполнения по расходам федерального бюджета на реализацию государственной программы за отчетный год;

1(1)) оценка планирования и привлечения внебюджетных источников на реализацию государственной программы за отчетный год;

(введен протоколом Коллегии Счетной палаты РФ от 06.11.2025 N 95К (1880))

2) анализ объема проектной части государственной программы;

3) оценка объема изменений, внесенных в сводную бюджетную роспись федерального бюджета (в отчетном году);

4) оценка реализации мероприятий (достижения результатов) структурных элементов государственной программы за отчетный год;

5) оценка достижения плановых значений показателей государственной программы за отчетный год;

5(1)) оценка достижения плановых значений показателей структурных элементов государственной программы за отчетный год;

(введен протоколом Коллегии Счетной палаты РФ от 06.11.2025 N 95К (1880))

6) оценка динамики дебиторской задолженности по расчетам по авансовым платежам (за отчетный год);

7) оценка ввода объектов в эксплуатацию в рамках реализации государственной программы (за отчетный год).

2.6. Оценка формирования и использования системы показателей исходя из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации по результатам проверки исполнения государственной программы состоит из следующих блоков:

1) оценка состава показателей государственной программы;

2) утратил силу. - Протокол Коллегии Счетной палаты РФ от 06.11.2025 N 95К (1880);

3) оценка стабильности состава показателей государственной программы за три года (в ретроспективе);

4) оценка динамики плановых (фактических) значений показателей государственной программы;

5) оценка количества показателей государственной программы, по которым представлены фактические значения за отчетный год;

6) оценка количества показателей государственной программы, по которым формируется официальная статистическая информация в соответствии с федеральным планом статистических работ и которые рассчитываются по методикам, принятым международными организациями.

2.7. В Методике под показателями государственной программы понимаются показатели уровня государственной программы, отраженные в разделе 2 "Показатели государственной программы (комплексной программы) Российской Федерации" паспорта государственной программы <3> (далее также - показатели государственной программы, показатели).

--------------------------------

<3> Показатели, отраженные в разделе 2.1 "Аналитические (сквозные) показатели социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в рамках государственной программы (комплексной программы) Российской Федерации" паспорта государственной программы, оценке в рамках Методики не подлежат.

2.8. Оценка стабильности состава показателей государственной программы, предусмотренная подпунктом 3 пункта 2.6 Методики, осуществляется начиная с отчетного 2024 года.

2.9. Для оценки реализации государственных программ применяется информация, представленная в сводном годовом докладе о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ <4>. При отсутствии информации в сводном годовом докладе о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ, необходимой для применения Методики, используются данные уточненного годового отчета о ходе реализации государственной программы. При этом осуществляется проверка (сравнение) информации, представленной в сводном годовом докладе о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ и уточненном годовом отчете о ходе реализации государственной программы. Факты несоответствия информации подлежат отражению в предложениях для включения в заключение Счетной палаты на отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный год в части анализа и оценки соответствующей государственной программы.

(в ред. протокола Коллегии Счетной палаты РФ от 06.11.2025 N 95К (1880))

--------------------------------

<4> Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ как часть информации, предоставляемой одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета, в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 264.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

(в ред. протокола Коллегии Счетной палаты РФ от 06.11.2025 N 95К (1880))

2.10. В результате анализа реализации государственной программы по блокам, указанным в пунктах 2.5 и 2.6 Методики, за исключением блока по анализу объема проектной части государственной программы (подпункт 2 пункта 2.5), присваивается следующая оценка: "высокий уровень", "средний уровень", "низкий уровень"

2.11. При оценке реализации государственных программ могут быть также рассмотрены и проанализированы иные, не указанные в пунктах 2.5 и 2.6 Методики параметры государственной программы в соответствии с примерной программой проведения контрольного мероприятия по проверке исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный финансовый год и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в главном администраторе средств федерального бюджета, включающей в себя вопросы по проверке исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный финансовый год и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в подведомственных главному администратору средств федерального бюджета учреждениях, организациях и территориальных органах, и СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета".

(в ред. протокола Коллегии Счетной палаты РФ от 06.11.2025 N 95К (1880))

При этом результаты анализа таких дополнительных параметров в итоговой оценке реализации государственной программы не учитываются, но при необходимости могут быть направлены в соответствующее структурное подразделение аппарата Счетной палаты для включения в заключение Счетной палаты на отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный год.

2.12. Итоговая оценка реализации государственной программы осуществляется в соответствии с разделом 16 Методики.