Перечень и Порядок, утв. данным документом, введены в действие с 1 января 2023 года.

I. Общие положения

1. Перечень документов, образующихся в процессе деятельности федеральных судов общей юрисдикции, с указанием сроков их хранения (далее - Перечень) подготовлен в соответствии с Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", федеральными законами от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденным приказом Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 г. N 236, Инструкцией по применению Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденной приказом Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 г. N 237, другими нормативными правовыми документами в области архивного дела и делопроизводства.

2. Перечень является основным нормативным правовым актом, определяющим сроки хранения документов, образующихся в процессе деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных, городских и межрайонных судов (далее - суд, суды).

Сроки хранения документов, установленные Перечнем, являются обязательными для соблюдения всеми судами.

Документы временного срока хранения не могут быть уничтожены ранее установленных для них сроков хранения.

Суд вправе продлевать сроки временного хранения документов при проведении экспертизы ценности документов. Повышение установленных Перечнем сроков хранения допускается в тех случаях, когда это обусловлено особенностями работы суда и его практическими потребностями.

3. Перечень используется при классификации документов, определении сроков их хранения, составлении номенклатуры дел и формировании дел по номенклатуре в делопроизводстве суда.

4. Перечень построен по функциональному принципу и включает разделы и подразделы, соответствующие основным направлениям деятельности судов.

5. Перечень включает 12 разделов:

первый раздел "Организация системы управления" содержит документы, отражающие нормативно-правовое обеспечение деятельности, распорядительные функции, документы по организационным основам управления, организацию деятельности, осуществление контроля, организацию документационного обеспечения управления и хранения документов, информатизацию деятельности судов;

второй раздел "Судебные дела, наряды и производства" содержит судебные дела, материалы, производства (наряды) по судебным делам, образованные при осуществлении судами процессуальной деятельности;

третий раздел "Судебная статистика" содержит документы статистического учета и отчетности судов;

четвертый раздел "Планирование деятельности" содержит документы, отражающие вопросы планирования и отчетности о выполнении планов, а также документы, образующиеся в деятельности судов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд;

пятый раздел "Финансирование деятельности" и шестой раздел "Учет и отчетность" содержат документы финансовой деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, учета оплаты труда и учета имущества;

седьмой раздел "Информационная деятельность" содержит документы по вопросам информационного обеспечения деятельности судов и их взаимодействия со средствами массовой информации;

восьмой раздел "Трудовые отношения" содержит документы по организации труда и служебной деятельности, охране труда;

девятый раздел "Кадровое обеспечение, противодействие коррупции" содержит документы по приему, переводу на другую работу (перемещению), увольнению работников, кадровому учету, противодействию коррупции, аттестации, повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников, независимой оценке квалификации, награждению;

десятый раздел "Материально-техническое и административно-хозяйственное обеспечение деятельности" включает документы по вопросам материально-технического снабжения, организации хранения материальных ценностей, административного и хозяйственного обслуживания суда: эксплуатации зданий и помещений, транспортному обслуживанию, информационно-телекоммуникационному обеспечению;

одиннадцатый раздел "Обеспечение режима безопасности суда, гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций" содержит документы по вопросам организации охраны судов, пропускного режима, пожарной безопасности, организации гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

двенадцатый раздел "Социально-бытовые вопросы" содержит документы по вопросам социального страхования, социальной защиты, жилищно-бытового и медико-санаторного обслуживания.

6. Перечень имеет 6 граф:

в графе 1 указаны номера статей. Статьям в Перечне присвоена единая сквозная нумерация;

в графе 2 приведены виды документов, дел, производств, образующихся в процессе деятельности судов. Перечень не содержит в статьях конкретные наименования документов, а дает обобщенное наименование каждого вида документа. При объединении в одной статье разных видов документов по одному вопросу, имеющих одинаковый срок хранения, используется термин "документы", а в скобках раскрываются наименования основных видов документов, включенных в статью;

в графах 3, 4 и 5 указаны сроки хранения документов, которые дифференцированы по трем звеньям:

в первом звене (графа 3) указаны сроки хранения документов, образовавшихся в процессе деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции (далее - кассационные суды, апелляционные суды);

во втором звене (графа 4) указаны сроки хранения документов, образовавшихся в процессе деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов (далее - областные и равные им суды);

в третьем звене (графа 5) указаны сроки хранения документов, образовавшихся в процессе деятельности районных, городских и межрайонных судов (далее - районные суды);

в шестой графе "Примечания" приводятся примечания, которые комментируют и уточняют сроки хранения документов и порядок их исчисления.

7. Документы, срок хранения которых определен Перечнем "постоянно", подлежат постоянному хранению и передаются на государственное хранение после истечения установленных сроков их временного хранения в судах (при наличии договора с государственным архивом).

При наличии соответствующего примечания ряд документов, имеющих срок хранения "постоянно", хранится в суде до его ликвидации.

8. Срок хранения "до ликвидации суда" означает, что указанные документы хранятся в суде до его ликвидации, независимо от того, выступает или не выступает этот суд источником комплектования государственного архива. При ликвидации суда эти документы подлежат экспертизе ценности и возможному включению в состав Архивного фонда Российской Федерации.

9. Срок хранения документов с отметкой "до минования надобности" означает, что суд сам определяет срок хранения указанных документов, однако этот срок не может быть менее одного года.

10. Срок хранения "до замены новыми" означает, что данные документы хранятся до их отмены и замены новыми.

11. Срок хранения 50/75 лет, установленный для документов по личному составу, означает, что указанные документы, законченные делопроизводством до 1 января 2003 г., хранятся 75 лет; после 1 января 2003 г. - 50 лет.

По истечении данных сроков хранения документы по личному составу, образовавшиеся в процессе деятельности источников комплектования государственных архивов, подлежат экспертизе ценности.

12. Отметка "ЭПК" означает, что указанные документы или часть указанных документов могут быть отобраны на постоянное хранение по результатам экспертизы их ценности.

Отметка "ЭК" предполагает возможность хранения документов после истечения установленного срока в связи с их служебной необходимостью.

13. При определении сроков хранения документов должны учитываться все имеющиеся в примечаниях к статьям Перечня уточнения и разъяснения.

14. Сроки хранения документов не зависят от ограничения доступа к ним.

15. Сроки хранения документов в электронной форме соответствуют срокам хранения документов, установленным Перечнем для аналогичных документов на бумажном носителе, если Перечнем не установлен иной срок.

16. Сроки хранения всех судебных дел, других дел и документов общего делопроизводства исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором они были закончены делопроизводством.

Временные сроки хранения реестров, книг, журналов исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором было завершено их ведение.

Например, исчисление срока хранения дел и документов (реестров, книг, журналов), законченных делопроизводством (ведением) в 2022 году, начинается с 1 января 2023 г.

17. Срок хранения уголовных дел определяется путем суммирования срока назначенного наказания (как основного, так и дополнительного) и срока, установленного Перечнем документов (в соответствии с категорией совершенного преступления).

При этом срок хранения уголовных дел, установленный Перечнем документов, исчисляется:

со дня окончания срока наказания (как основного, так и дополнительного), определенного приговором, вступившим в законную силу;

со дня выплаты судебного штрафа. В случае отмены постановления о применении этой меры уголовно-правового характера и привлечении лица к уголовной ответственности - со дня окончания срока наказания, определенного приговором, вступившим в законную силу;

со дня истечения испытательного срока при условном осуждении (отмены условного осуждения со снятием судимости в порядке части первой статьи 74 Уголовного кодекса Российской Федерации). В случае отмены условного осуждения и направления осужденного для отбывания наказания, а также отмены условного осуждения в связи с совершением другого преступления - со дня окончания срока наказания, определенного приговором, вступившим в законную силу;

со дня истечения срока действия принудительных мер воспитательного воздействия. В случае отмены этих мер и привлечения лица к уголовной ответственности - со дня окончания срока наказания, определенного приговором, вступившим в законную силу;

со дня истечения отсрочки исполнения приговора беременной женщине и женщине, имеющей малолетних детей. В случае отмены отсрочки исполнения приговора и направления осужденной для отбывания наказания - со дня окончания срока наказания, определенного приговором, вступившим в законную силу;

со дня истечения отсрочки исполнения приговора осужденному, признанному больным наркоманией. В случае отмены отсрочки исполнения приговора и направления осужденного, признанного больным наркоманией, для отбывания наказания - со дня окончания срока наказания, определенного приговором, вступившим в законную силу;

с момента вынесения судом определения о прекращении применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости;

с момента вступления в законную силу оправдательного приговора, а также постановления (определения) о прекращении дела и (или) уголовного преследования.

18. Сроки хранения документов, установленные Перечнем, применяются ко всем документам, законченным в делопроизводстве, за исключением тех документов, которые уже внесены в описи дел постоянного хранения и акты о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, утвержденные в установленном порядке до утверждения Перечня.

19. В случае пересмотра судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и отмены судебного акта, вступившего в законную силу, срок хранения судебного дела подлежит пересмотру.

20. Согласованные с экспертной комиссией суда предложения об установлении (изменении) сроков хранения документов, не предусмотренных (предусмотренных) перечнями типовых архивных документов, Перечнем, вносятся судом на рассмотрение Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

При согласии с представленными предложениями Судебный департамент направляет их на согласование с Центральной экспертно-проверочной комиссией при Федеральном архивном агентстве.

21. Организация проведения экспертизы ценности документов, отбор документов и оформление их на уничтожение осуществляются в соответствии с инструкцией о порядке организации комплектования, хранения, учета и использования документов (электронных документов) в архивах федеральных судов общей юрисдикции.