6.6.1.1. Существует большое число разнообразных инструментов, которые позволяют производить оценку качества и востребованности созданных сайтов. К таким инструментам относятся:
- инструменты интернет-статистики - системы, которые позволяют собирать и анализировать различную информацию о пользователях сайтов;
- инструменты аудита сайтов, позволяющие оценивать различные технические параметры и уровень SEO.
6.6.1.2. С помощью инструментов интернет-статистики можно решать следующие задачи <24>:
--------------------------------
<24> Ашманов И., Иванов И. Оптимизация и продвижение сайта в поисковых системах. СПб.: Питер, 2011. С. 144 - 145.
а) проведение оценки общей аудитории сайта:
- общая статистика: количество посетителей и просмотренных ими страниц, количество новых посетителей, региональное распределение посетителей, социально-демографические характеристики, сравнение с конкурентами;
- источники трафика сайта: откуда посетители пришли (с поисковых систем, с рекламной кампании), какие поисковые фразы были использованы;
- детальная оценка посещаемости: какие разделы сайта популярны, какова средняя глубина просмотра сайта, по каким путям происходит просмотр документов на сайте;
б) проведение оценки качества аудитории:
- наличие целевой аудитории: сколько посетителей оказалось целевыми, то есть совершили действия, желательные для владельца сайта (посетили целевые страницы, сделали заказ и т.д.);
- определение трафикогенераторов целевых посетителей, позволяющих оценить, какая реклама оказалась наиболее эффективной с точки зрения конечной цели сайта;
в) проведение оценки технических параметров:
- индексация сайта роботами поисковых систем (объемы, сроки и качество индексации);
- выявление наличия технических проблем: ссылки на несуществующие страницы, перегрузка или недоступность сайта, под какими браузерами пользователи приходят на сайт, какими устройства пользуются для просмотра сайта и т.д.
6.6.1.3. Современные системы анализа посещаемости сайта предлагают пользователю множество отчетов, которые разделяются на группы:
а) суммарные данные о посещаемости:
- количество просмотренных всеми пользователями страниц - в разных системах этот параметр называется по-разному: просмотр, "хит", "загрузка". В ряде случаев разделяют "загрузки" (просмотры) и "перезагрузки" (повторные просмотры, нажатие кнопки Refresh/Reload в браузере) страницы;
- количество сессий - под сессией понимается серия просмотров страниц сайта одним посетителем. Сессия считается оконченной, если в течение какого-то времени в период сеанса связи пользователь не производит действий на сайте;
- количество пользователей или аудитория сайта - этот параметр показывает количество посетителей, просмотревших сайт за определенное время;
- количество новых пользователей - аудитория, пришедшая на сайт впервые;
- количество "уникальных IP-адресов"/"хостов" - показывает, с какого количества уникальных IP-адресов производился просмотр страниц сайта;
б) характеристики аудитории сайта:
- географическое распределение аудитории - для оценки этого параметра используется тот факт, что IP-адреса, как правило, имеют географическую привязку (исключение составляют распределенные корпоративные сети) и для каждого пользователя можно определить географическое положение (при использовании посетителем VPN статистика будет недостоверна);
- активность аудитории - под активностью понимается количество страниц, просмотренных одним посетителем либо в течение сессии, либо в течение всех сессий за одни сутки. Вне зависимости от способов подсчета данный параметр показывает среднюю степень заинтересованности посетителей содержанием сайта;
в) ссылающиеся сайты - источники посетителей:
- сайты, с которых был переход;
- URL (сайт + страница на сайте), с которого осуществлен переход;
- распределение сайтов - источников трафика по группам (поисковые системы, каталоги и рейтинги, форумы, другие сайты);
- для поисковых систем - по каким поисковым запросам происходили переходы;
г) популярность страниц и разделов сайта:
- популярные (посещаемые) страницы - для каждой отдельной страницы можно посчитать количество просмотров и количество просмотревших ее пользователей;
- популярные группы страниц (подкаталоги) - аналогичные подсчеты для группы документов в одном подкаталоге;
- "пути по сайту" - списки страниц, просмотренных в течение одной сессии. Используется также для оценки удобства навигации сайта;
д) целевая аудитория и фильтрация данных - целевой аудиторией считаются те посетители, которые пришли на сайт с целью, важной для владельца сайта (прочитать страницу о новой выставке, ознакомиться с новым архивным справочником и т.д.). Так как прочитать мысли посетителя невозможно, целевую аудиторию оценивают по действиям, совершенным посетителями на сайте. Таким действием может быть:
- переход на страницу "Контакты" или "Как проехать";
- просмотр виртуальной выставки;
- просмотр определенного числа страниц сайта.
Какое именно действие является "целевым", определяет сотрудник сайта, отвечающий за информационную поддержку, в зависимости от того, какие именно действия и по "раскрутке" какого материала сайта он производил.
Если возможно отличить "целевого" посетителя от "случайного", то появляются дополнительные возможности по оценке как каналов привлечения посетителей вообще, так и рекламных кампаний в частности. Можно действовать двумя способами:
- разделить всю аудиторию сайта по источникам (реклама, поисковые системы и т.д.) и оценить, сколько пользователей для каждого источника совершило целевое действие;
- выделить из аудитории всех тех, кто проделал целевое действие, после чего посмотреть, с каких сайтов (рекламных кампаний, поисковых фраз) пришли эти посетители.
6.6.1.4. В настоящее время существует два основных способа обработки исходных данных о посещаемости:
- накопление лог-файлов у себя и их самостоятельный анализ с помощью лог-анализатора (программы анализа логов) - требуются покупка и установка соответствующей программы и регулярные усилия по получению и обработке данных. Иногда доступ к лог-анализатору пользователь хостинга получает при оплате хостинга;
- использование стороннего сервиса обработки данных (счетчика) - в этом случае третьей стороной ведется журнал загрузок элемента сайта (в виде программного кода), эти данные обрабатываются и предоставляются потребителю в обработанном виде.
6.6.1.5. Основные различия между лог-анализатором и счетчиком сводятся к следующему:
- счетчик дешевле по стартовым затратам, а зачастую и бесплатен, начать его использование можно через несколько минут после регистрации на сайте, предоставляющем интернет-статистику, но получаемые результаты (набор отчетов и их точность) ограничены возможностями, предоставляемыми сервисом;
- лог-анализатор может потребовать денежных затрат, временных затрат на стадии внедрения, однако обеспечивает большую гибкость при дальнейшей эксплуатации;
- установка счетчика (особенно многих счетчиков) замедляет доступ веб-обозревателя к сайту. От 10 до 20% обращений к сайту не учитываются счетчиками (и этот процент может быть выше в периоды высокой загрузки сайта: с 11.00 до 12.00 и с 17.00 до 18.00);
- данные анализа лог-файла накапливаются у владельца сайта и доступны длительное время, что дает возможность проведения сравнительного ретроспективного анализа посещаемости, в то время как данные счетчиков хранятся у владельца сервиса и доступны только определенное время (как правило, не более года).
6.6.1.6. Часть отчетов доступна при использовании только одной из технологий, в частности:
- сравнение аудиторий невозможно сделать средствами анализа только лог-анализатора;
- анализ загрузки негипертекстового контента (файлов в любых других форматах) невозможен.
6.6.1.7. Типичные ошибки и вызываемые ими проблемы, возникающие при использовании счетчиков:
- установка большого количества счетчиков - чем ниже находится счетчик в коде страницы сайта, тем меньше вероятность, что он успеет загрузиться. Экспериментально установлено, что каждый дополнительный счетчик учитывает примерно на 5% меньше посетителей, чем счетчик, установленный "выше" него. Поэтому при использовании нескольких счетчиков рекомендуется самый важный счетчик, по показателям которого формируется статистика, отправляемая в Росархив, устанавливать выше в коде страницы, чем остальные;
- установка кода счетчика не на все страницы сайта - в таком случае данные статистики не будут отражать реальное количество посещений сайта и невозможно будет оценить востребованность разделов, на которых счетчик не установлен. Особенно часто эта проблема возникает при использовании баз данных и каталогов, имеющих такой интерфейс, в котором результаты поисковой выдачи не имеют уникального постоянного адреса (URL) и, следовательно, не имеют страниц, на которых можно установить счетчик.
6.6.1.8. Исходя из изложенного, для получения наиболее точных данных по статистике интернет-сайта и размещенных на нем ресурсов рекомендуется пользоваться и несколькими различными счетчиками (для независимого сравнения результатов, выдаваемых счетчиками, и получения отчетов, недоступных в других счетчиках) и лог-анализаторами. Информация о типичных отчетах, доступных в счетчиках интернет-статистики, приводится на примере Яндекс.Метрики (см. пункт 6.6.3 Методических рекомендаций).
6.6.1.9. С помощью инструментов аудита сайтов, доступных онлайн, можно:
- оценить число проиндексированных поисковыми системами Интернета страниц сайта и доступность сайта поисковым роботам;
- узнать ИКС сайта (показатель того, насколько полезен сайт для пользователей с точки зрения Яндекса. При расчете ИКС учитываются размер аудитории сайта, поведенческие факторы и данные сервисов Яндекса. Значение индекса регулярно обновляется);
- увидеть знаки Яндекса (рядом с адресом сайта в результатах поиска Яндекса могут появляться знаки, основанные на данных о поведении пользователей. Такие знаки могут свидетельствовать об удовлетворенности пользователей и их доверии к сайту);
- получить данные статистики посещаемости (но менее подробные, чем данные счетчиков или лог-анализаторов);
- провести анализ отображения сайта на мобильных устройствах;
- провести анализ юзабилити сайта (наличие фавикона, наличие "Страницы 404", наличие функций автоматического сжатия файлов; оптимальный размер ресурсов и т.д.);
- провести анализ степени оптимизации сайта под поисковые системы - SEO (наличие редиректа с WWW <25>, кодировка страниц, наличие файла ROBOTS.TXT, наличие sitemap, наличие уникальных title и description, наличие заголовков H1 и их корректность, количество слов на странице <26>, тошноту <27>, размер основных страниц сайта <28>, размер загруженных ресурсов <29>, код ответа сервера <30>, скорость загрузки основных страниц сайта <31>, ошибки HTML-кода).
--------------------------------
<25> Технически домены с WWW и без WWW - два разных ресурса, поисковые системы индексируют и ранжируют их отдельно, а ссылки будут иметь разный вес, что может привести к понижению сайта в поисковой выдаче (поскольку поисковик может принять один сайт за дубликат другого), а также к проблемам с авторизацией на сайте и с другим функционалом, использующим cookie.
<26> Оптимальная длина текста - 1 000 - 2 000 слов для двух - трех продвигаемых ключевых слов/фраз.
<27> Один из качественных показателей текста - показывает частоту повтора слов в документе. Академическая частота равна доле повторяемых слов ко всему объему текста. Высоким уровнем тошноты считается 8%. Нормальный уровень - 4 - 6%. Практически вся классическая литература имеет такой уровень тошноты.
<28> Оптимальным считается размер страницы до 100 Кб после сжатия. Необходимо удалять ненужные элементы и использовать сжатие gzip, чтобы сократить размер.
<29> Считаются все элементы страницы - изображения, видео, скрипты и др. Чтобы страница загружалась быстро, согласно рекомендациям Google, их общий вес не должен превышать 1 600 Кб.
<30> Для успешного индексирования страницы поисковыми ботами HTTP-код ответа сервера должен быть 200.
<31> Оказывает влияние на поведенческие факторы: чем быстрее загрузка, тем меньше отказов. Робот "Яндекса" реже посещает медленные сайты. Это влияет на эффективность продвижения, такие сайты редко индексируются. В Google скорость загрузки - один из основных факторов ранжирования.
6.6.1.10. Из инструментов аудита сайтов, доступных онлайн, рекомендуется использовать следующие: PR-CY (https://a.pr-cy.ru/), CY-PR.com (https://www.cy-pr.com/), Be1.ru (https://be1.ru/stat/), SeoLik.ru (https://seolik.ru/), Dareboost (https://www.dareboost.com/), Parsesite (https://parsesite.ru/ru). Be1.ru также предлагает специальный плагин для веб-обозревателей Google Chrome и Firefox, который убыстряет просмотр анализируемых данных.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875