1. Общие положения
Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Приоритетные направления) призваны определить комплекс первоочередных мер и последовательность действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, руководящих и педагогических работников, научных сотрудников, специалистов психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогической помощи в части построения системы качественного доступного преемственного образования обучающихся указанной категории с учетом их психофизических особенностей и образовательных потребностей, динамики социальных, экономических изменений на долгосрочный период.
К обучающимся целевой группы в рамках реализации Приоритетных направлений относятся обучающиеся с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями, задержкой психического развития и другими нарушениями психофизического развития, определяющими их особые образовательные потребности и необходимость создания специальных условий для получения качественного доступного образования (от дошкольного до профессионального).
Приоритетные направления, основываясь на Конституции Российской Федерации, учитывают нормы Конвенции ООН о правах инвалидов.
Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого на образование, гарантируя общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Приоритетные направления направлены на реализацию федеральных законов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Законом об образовании регламентировано создание необходимых специальных условий для получения без дискриминации качественного доступного образования обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ на протяжении всей жизни, начиная с раннего возраста (оказание ранней коррекционной помощи), коррекции нарушений развития и социальной адаптации, до профессиональной самореализации как в рамках отдельных образовательных организаций, так и в инклюзивном формате.
Ответственность за получение детьми образования возлагается на их родителей (законных представителей), а создание необходимых для получения качественного доступного образования специальных условий - на органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования и организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ понимаются:
1) условия обучения, воспитания и развития, обеспечивающие адаптацию содержания образования и включающие в себя использование адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
2) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
3) обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования;
4) обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, услуг тьютора, сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
5) обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ невозможно или затруднено.
Приоритетные направления разработаны с целью объединения усилий федеральных, региональных и муниципальных органов власти в сфере образования по реализации:
Межведомственного комплексного плана мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. 22 декабря 2021 г. N 14056п-П8;
Межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. 21 декабря 2021 г. N 14000п-П8;
Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. N 3711-р, и плана мероприятий по ее реализации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2022 г. N 2253-р;
Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. N 1688-р (в части подготовки педагогических кадров, способных к обучению и сопровождению обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью);
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р (в части реализации целей воспитания обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ), и плана мероприятий по ее реализации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 2945-Р;
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р (в части реализации целей дополнительного образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ).
Анализ современного социально-экономического состояния системы образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, правоприменительной практики в субъектах Российской Федерации выявил комплекс проблем, требующих решения:
недостаточно развитая региональная сеть организаций, оказывающих раннюю коррекционную помощь детям, имеющим нарушения развития или риск их возникновения и их семьям, расположенных в шаговой доступности от мест проживания таких семей;
недостаточно развитая региональная сеть отдельных и инклюзивных образовательных организаций, расположенных в шаговой доступности от мест проживания семей, воспитывающих детей с инвалидностью, с ОВЗ и позволяющих реализовать право родителям (законным представителям) в выборе образовательной организации;
недостаточное построение преемственности между уровнями образования;
недостаточная готовность образовательных организаций к реализации инклюзивного образования (наличие проблем с обеспечением архитектурной доступности и материально-технического обеспечения, дефицит научно обоснованного программно-методического обеспечения, дефицит квалифицированных педагогических кадров);
отсутствие единых подходов к организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей-дефектологов, учителей-логопедов, тьюторов и специальных психологов;
несоответствие системы профессиональной ориентации потребностям обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ и рынка труда, а именно: неспецифичность профессиональной ориентации для каждой категории обучающихся с ОВЗ; отсутствие ее ориентированности на рынок труда конкретного региона, в котором проживает такой обучающийся;
отсутствие единой системы психолого-педагогического сопровождения на уровне получения обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ профессионального образования;
низкая эффективность межведомственного и внутриведомственного взаимодействия органов власти и организаций субъекта (муниципального района, городского округа) в части обеспечения преемственного качественного доступного образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, направленного на переход к самостоятельной трудовой деятельности и закреплению на рабочем месте.
Приоритетные направления призваны консолидировать усилия государства и общества, направленные на снятие барьеров и ограничений для лиц с инвалидностью, с ОВЗ в различных социальных сферах, в первую очередь при получении образования, повышение их социального статуса посредством личной и профессиональной самореализации.
Приоритетные направления ориентированы на разработку и внедрение в российскую образовательную практику научно обоснованных подходов к обновлению образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.
Реализация Приоритетных направлений предполагает такие изменения в системе образования Российской Федерации, которые обеспечат преемственность, доступность и высокое качество образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, широкие возможности для их социальной адаптации и интеграции, личностной и профессиональной самореализации, гражданского становления.
Цель Приоритетных направлений - повышение качества жизни лиц с инвалидностью, с ОВЗ через обеспечение им непрерывного и качественного образования.
Задачи Приоритетных направлений:
определить компоненты образовательной системы в части реализации права на получение качественного доступного преемственного образования лицами с инвалидностью, с ОВЗ, и обеспечить их обновление и совершенствование;
совершенствовать систему и модели подготовки педагогических кадров в сфере обучения и воспитания, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ;
сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, интегрирующую возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций;
обеспечить поддержку семьи как полноправного участника процесса образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ;
способствовать развитию инклюзивной среды в образовании, становлению инклюзивной культуры образовательного процесса;
развивать сеть отдельных образовательных организаций, выполняющих в том числе функции учебно-методических (ресурсных) центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных (инклюзивных) организаций, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям;
развивать сеть отдельных профессиональных образовательных организаций - базовых профессиональных образовательных организаций и ресурсных учебно-методических центров среднего профессионального образования, обеспечивающих поддержку, методическое и экспертное сопровождение на региональном и межрегиональном уровнях инклюзивного среднего профессионального образования и профессионального обучения обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, включая подготовку педагогических кадров по компетенциям, необходимым для работы с обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875