6. Определение и обоснование НМЦ методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

6.1 Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в определении и обосновании НМЦ на основании информации о рыночных ценах продукции, соответствующей требованиям к продукции, установленным в РПЗ и на этапе подготовки к проведению закупки.

6.2 В целях получения информации о рыночных ценах продукции в отношении требуемой продукции необходимо выполнить одно из следующих действий:

(1) осуществить расчет НМЦ путем корректировки цены продукции, ранее приобретенной заказчиком <3>, в порядке, предусмотренном п. 6.7, 6.8 Рекомендаций;

--------------------------------

<3> Для целей расчета НМЦ должна использоваться информация о цене продукции, указанная в ранее заключенном заказчиком договоре, обязательства по которому в части поставки продукции поставщиком исполнены надлежащим образом.

(2) осуществить расчет НМЦ с использованием одного источника ценовой информации в случае, предусмотренном п. 6.16 Рекомендаций;

(3) осуществить расчет НМЦ с использованием, как минимум, двух из указанных в п.п. 6.2.1 - 6.2.12 Рекомендаций источников <4>, при этом одновременное использование источников, указанных в п.п. 6.2.4, 6.2.5 Рекомендаций, в отношении одной и той же процедуры закупки, не допускается:

--------------------------------

<4> При этом, в случае проведения закупки у единственного поставщика на оказание транспортных услуг (услуг, связанных с отправкой, обработкой, перевозкой, получением и хранением грузов, в том числе услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава, услуг фрахтования транспортных средств и услуг транспортной экспедиции, использование источника, указанного в подп. 6.2.1(а) Рекомендаций, является обязательным.

6.2.1 направить запросы о предоставлении информации о рыночных ценах продукции не менее чем 3 (трем) поставщикам, специализирующимся на поставке требуемой продукции, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), при этом:

(а) в случае проведения внутригрупповой закупки у единственного поставщика на оказание транспортных услуг (услуг, связанных с отправкой, обработкой, перевозкой, получением и хранением грузов, в том числе услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава, услуг фрахтования транспортных средств и услуг транспортной экспедиции, направление такого запроса в адрес ИДО - корпоративного центра компетенции в области логистики, определенной правовым актом Корпорации, является обязательным;

(б) в случае проведения закупки финансовых услуг, указанных в п. 19.11.1 Положения о закупке, по подп. 6.6.2(56) Положения о закупке запросы о предоставлении информации направляются не менее чем 3 (трем) банкам, соответствующим критериям, указанным Положением (Приложение 11), в том числе банку, являющемуся организацией Корпорации, закупочная деятельность которого регулируется Положением о закупке <5>;

--------------------------------

<5> Форма запроса о предоставлении информации о рыночных ценах продукции устанавливается правовым актом Корпорации. В таком запросе указываются, в том числе дополнительные условия предоставления услуг, такие как комиссии, обеспечение, ковенанты и т.п., а также устанавливается форма ответа с предложением условий и стоимости оказания услуг.

(в) в случае проведения закупки ПГН, запрос о предоставлении информации направляется в адрес всех организаций Корпорации, осуществляющих производство ПГН;

(г) в случае проведения закупки услуг лизинга, указанной в п. 19.18.8 Положения, запросы о предоставлении информации направляются не менее чем 2 (двум) лизинговым компаниям - дочерним и зависимым обществам банков, соответствующих критериям, указанным Положением (Приложение 11);

(д) запрос о предоставлении информации в обязательном порядке направляется всем организациям Корпорации, специализирующимся на поставках продукции, являющейся предметом закупки, и способным поставить заказчику требуемую продукцию (при наличии у заказчика информации о таких организациях Корпорации).

6.2.2 разместить сообщение о заинтересованности в проведении процедуры закупки по форме, установленной Приложением N 2 к Рекомендациям (далее - Сообщение о заинтересованности), на ЗЭТП;

6.2.3 осуществить поиск информации о ценах продукции путем анализа ранее заключенных организациями Корпорации договоров, в том числе с использованием функционала АС ФЗД;

6.2.4 осуществить поиск информации о ценах продукции в реестре закупок, проведенных в соответствии с требованиями Закона 223-ФЗ и Закона 44-ФЗ, информация о которых размещена в ЕИС, при этом для целей определения и обоснования НМЦ может использоваться информация о ценах участника, с которым заключается договор по итогам проведения закупки (в том числе, как с единственным участником согласно условий Положения о закупке);

6.2.5 осуществить поиск информации о рыночных ценах продукции в едином реестре договоров, ведение которого предусмотрено для заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Законом 223-ФЗ, в едином реестре государственных и муниципальных контрактов, ведение которого предусмотрено в соответствии с Законом 44-ФЗ. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах продукции, содержащуюся в договорах/контрактах, которые сопоставимы по своим существенным условиям проекту договора, подготовленному согласно п. 3.1.3 Рекомендаций;

6.2.6 осуществить сбор и анализ общедоступной информации о рыночных ценах продукции, к которой относится в том числе:

(1) информация о ценах продукции, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц, в том числе признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичной офертой;

(2) информация о котировках на российских и иностранных биржах;

(3) информация о ценах на продукцию на ЭТП/ЗЭТП, в том числе полученная в ходе проведения состязательных переговоров;

(4) данные государственной статистической отчетности о ценах продукции.

6.2.7 осуществить поиск информации о ценах продукции, содержащейся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами муниципальных образований, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;

6.2.8 если применимо, осуществить поиск информации о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации;

6.2.9 осуществить поиск информации о ценах продукции, содержащихся в ЕАТ;

6.2.10 при возможности, использовать информацию информационно-ценовых агентств;

6.2.11 с использованием программно-аппаратных средств ЭТП/ЗЭТП направить запросы о предоставлении информации о рыночных ценах продукции поставщикам, специализирующимся на поставке требуемой продукции;

6.2.12 использовать иные источники информации, в том числе общедоступные результаты изучения рынка.

6.3 При направлении согласно п. 6.2.1 Рекомендаций запроса о предоставлении информации о рыночных ценах продукции поставщикам такой продукции рекомендуется направлять такой запрос, в том числе лицам, ранее выполнявшим аналогичные договоры с Корпорацией и/или с организациями Корпорации.

6.4 Не рекомендуется принимать во внимание договоры/контракты согласно п. 6.2.3 Рекомендаций, в отношении лиц, с которыми ранее заказчиком были заключены договоры/контракты, в ходе исполнения которых заказчиком были выявлены факты неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств с применением к поставщику (подрядчику, исполнителю) неустойки и/или заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора/контракта в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по договору.

6.5 Запросы о предоставлении информации о рыночных ценах продукции, направляемые согласно п. 6.2.1 Рекомендаций, и сообщение о заинтересованности, размещаемое согласно п. 6.2.2 Рекомендаций, должны содержать:

(1) требования к закупаемой продукции;

(2) требования по месту, срокам (графику) поставки, условия оплаты продукции;

(3) сроки и формат предоставления поставщиками в адрес заказчика информации о цене на продукцию, в том числе обязательное требование о предоставлении цены каждой единицы продукции, являющейся предметом закупки;

(4) указание на то, что проведение данной процедуры сбора информации не влечет за собой возникновение каких-либо обязательств заказчика и поставщика;

(5) требования к поставщикам о наличии специальных допусков, лицензий и прочих разрешительных документов в случае, если в соответствии с законодательством для поставки продукции требуется наличие таких разрешительных документов.

6.6 Для расчета НМЦ не используется информация:

1) представленная лицами, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков согласно Закону 223-ФЗ и/или Закону 44-ФЗ, в РНПК;

2) полученная из анонимных источников;

3) содержащаяся в документах, полученных заказчиком по его запросам и не соответствующих требованиям, установленным заказчиком к содержанию таких документов;

4) представленная лицами, не обладающими специальными допусками, разрешениями, лицензиями и прочими разрешительными документами, в случае, если в соответствии с законодательством для поставки продукции требуется наличие таких документов.

6.7 Корректировка цены продукции, ранее приобретенной заказчиком, осуществляется в следующем порядке:

1) инициатор закупки осуществляет поиск информации о ранее приобретенной заказчиком идентичной продукции (продукции с идентичным наименованием и характеристиками);

2) в случае отсутствия информации о ранее приобретенной идентичной продукции инициатор закупки вправе использовать информацию о цене ранее приобретенной однородной продукции <6>;

--------------------------------

<6> Под однородной продукцией для целей применения настоящих Рекомендаций понимается продукция, которая, не являясь идентичной, состоит из схожих компонентов, имеет сходные характеристики, технические и функциональные возможности, используется для достижения того же результата, что позволяет ей выполнять одни и те же функции и/или быть коммерчески и/или функционально взаимозаменяемой.

3) инициатор закупки проверяет факт надлежащего исполнения поставщиком обязательств по поставке вышеуказанной продукции;

4) в случае использования информации о цене однородной продукции обоснование целесообразности ее использования осуществляется инициатором закупки в Пояснительной записке; ответственность за обоснованность использования такой информации несет инициатор закупки.

6.8 Информацию о рыночных ценах продукции прошлых периодов (более шести месяцев от даты определения и обоснования НМЦ) рекомендуется приводить к текущему уровню цен путем применения соответствующих для данной продукции индексов цен производителей или индексов-дефляторов по видам экономической деятельности <7>. Обоснование и порядок такого пересчета приводится в Пояснительной записке.

--------------------------------

<7> Информация размещается на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики https://rosstat.gov.ru

6.9 Для определения и обоснования НМЦ рекомендуется использовать не менее 3 (трех) цен продукции от разных поставщиков. При невозможности получения требуемого объема информации, в том числе в случае невозможности использования двух источников информации (подп. 6.2(3) Рекомендаций), расчет НМЦ делается на основании имеющейся информации, при этом в Пояснительной записке приводится перечень выполненных действий и обоснование невозможности получения новых источников информации.

6.10 Полученные значения цен по каждой единице продукции, являющейся предметом закупки, проверяются с целью исключения случаев завышения или занижения НМЦ. Значения цен каждой единицы продукции, являющейся предметом закупки, используются в целях расчета НМЦ в случае, если отклонения ценовых предложений отличаются не более, чем на 33% от средней арифметической величины полученных значений цен, которое определяется как отношение суммы полученных значений цен к их количеству. После определения начальной (максимальной) цены каждой единицы продукции, являющейся предметом закупки, полученные значения суммируются в целях получения величины НМЦ договора (лота) (общей итоговой стоимости продукции).

6.11 В случае выявления значений цен единицы продукции, являющейся предметом закупки, которые отличаются более чем на 33% от средней арифметической величины полученных значений цен единицы продукции, являющейся предметом закупки, Исполнитель расчета исключает из расчета значение цены единицы продукции, имеющее наибольшее отклонение от средней арифметической величины полученных цен и осуществляет повторный расчет НМЦ, включая проверку оставшихся предложений в порядке, предусмотренном п. 6.10 Рекомендаций. В случае если после исключения значения цены, имеющего наибольшее отклонение от средней арифметической величины полученных цен, осталось менее 3 (трех) цен продукции от разных поставщиков, то Исполнитель расчета в целях повторного расчета НМЦ осуществляет поиск дополнительных ценовых значений в порядке, предусмотренном Рекомендациями для проведения первоначального поиска ценовых значений. Полученные ценовые значения после дополнительного поиска проверяются в порядке, установленном в п. 6.10 Рекомендаций, вместе с ценовыми значениями, полученными ранее (кроме исключенного).

6.12 Поиск дополнительных ценовых значений рекомендуется осуществлять до тех пор, пока не будет выявлено не менее трех ценовых значений, соответствующих требованиям п. 6.10 Рекомендаций. После проведения дополнительных исследований расчет НМЦ осуществляется в порядке, установленном Рекомендациями.

6.13 НМЦ методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) определяется как среднее арифметическое значение цен на продукцию, принятых в расчет с учетом п. 6.10 и п. 6.11 Рекомендаций. При этом в случае, если при осуществлении неконкурентных способов закупки (безальтернативная закупка у единственного поставщика, внутригрупповая закупка у единственного поставщика, срочная закупка у единственного поставщика, закупка у единственного поставщика, закупка у единственного поставщика услуг финансового характера) определение и обоснование НМЦ осуществляется методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) и поставщиком, с которым заключается договор по итогам соответствующих неконкурентных способов закупки, представлено предложение о цене продукции ниже величины НМЦ, рассчитанной как среднее арифметическое значение цен на продукцию, с учетом п. 6.10 и п. 6.11 Рекомендаций, НМЦ определяется в размере предложения такого поставщика.

6.14 Правовым актом заказчика может быть утвержден перечень продукции (с указанием наименования и кода по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2)), в отношении которой НМЦ определяется как минимальное значение цены на продукцию, принятую в расчет с учетом п. 6.10 и п. 6.11 Рекомендаций.

6.15 К Пояснительной записке прикладываются:

(1) расчет НМЦ по форме, установленной приложением 1.1 к Рекомендациям;

(2) оригиналы или заверенные Исполнителем расчета копии использованных при определении НМЦ документов;

(3) снимки экрана ("скриншот"), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием ссылки на источник, даты и время их формирования;

(4) реестровые номера договоров/контрактов при использовании информации из реестра договоров, которые ведутся в соответствии с требованиями законодательства;

(5) иные сведения и документы, которые использовались при расчете НМЦ.

6.16 Определение и обоснование НМЦ с использованием одного источника осуществляется:

(1) в случае проведения закупки на право заключения/продления договора аренды недвижимого имущества для целей определения НМЦ может использоваться отчет об оценке рыночной стоимости арендной платы в случаях, когда отсутствуют основания для определения и обоснования НМЦ нормативным методом (п. 7.3 Рекомендаций);

(2) в случае проведения закупки финансовых услуг, указанных в п. 19.11.1 Положения о закупке, по подп. 6.6.2(56) Положения о закупке определение и обоснование НМЦ осуществляется путем использования источника, указанного в п. 6.2.1 Рекомендаций;

(3) в случае проведения состязательных переговоров, предусмотренных подп. 6.1.1(2)(ж) Положения о закупке, определение и обоснование НМЦ осуществляется путем использования источника, указанного в подп. 6.2.6(3) Рекомендаций;

(4) в случае проведения безальтернативной закупки у единственного поставщика по подп. 6.6.2(10) Положения в целях обеспечения производства российских вооружения и военной техники в рамках ГОЗ определение и обоснование НМЦ осуществляется путем:

(а) определения наименьшей цены приобретаемой продукции по итогам запроса информации у всех производителей продукции, определенных Межотраслевым ограничительным перечнем, утвержденным Министерством обороны Российской Федерации (при наличии в таком перечне нескольких производителей);

(б) использования предложения о цене приобретаемой продукции единственного производителя продукции, определенного Межотраслевым ограничительным перечнем, утвержденным Министерством обороны Российской Федерации, или Перечнем электронной компонентной базы, разрешенной для применения при разработке, модернизации, производстве и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники, разработанным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (при наличии в таком перечне только одного производителя).

При этом, заказчик вправе определить и обосновать НМЦ в порядке, установленном пп. 6.2(1) Рекомендаций, если в результате этого договор будет заключен по цене, меньшей чем цена, определенная в порядке пп. 6.16(4)(а), 6.16(4)(б) Рекомендаций.