27.5. Программные коррекционно-компенсаторные задачи образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" с развитием у слабовидящего и с пониженным зрением (амблиопией и косоглазием, функциональными расстройствами и нарушениями зрения) ребенка адаптационно-компенсаторных механизмов освоения новых социальных и предметных сред и удовлетворением особых образовательных потребностей по направлениям педагогической деятельности
27.5. Программные коррекционно-компенсаторные задачи образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" с развитием у слабовидящего и с пониженным зрением (амблиопией и косоглазием, функциональными расстройствами и нарушениями зрения) ребенка адаптационно-компенсаторных механизмов освоения новых социальных и предметных сред и удовлетворением особых образовательных потребностей по направлениям педагогической деятельности.
27.5.1. Развитие социальных представлений, коммуникативно-языкового и моторно-поведенческого потенциала общения слабовидящего и с пониженным зрением ребенка:
1. Развитие невербальных средств общения через организацию и вовлечение слепого ребенка в эмоционально насыщенные ситуации общения, взаимодействия, совместной деятельности с педагогическим работником, другими детьми, побуждающие ребенка проявлять чувства и эмоции и, тем самым, присваивать опыт их выражения. Обогащение опыта восприятия слепым ребенком экспрессий (их способов) партнеров по общению (ближайшего окружения) в ситуациях различных видов деятельности.
Педагогические работники стремятся в общении с ребенком предельно четко, но насыщенно и эмоционально выразительно проявлять свое отношение к происходящему, используя просодическую сторону речи, моторно-экспрессивные, в сочетании с вербальными, выражения положительных эмоций (смех, междометия, восклицания соответствующего порядка) и отрицательных эмоций (хныканье, имитация плача, междометия, восклицания соответствующего порядка).
2. Развитие социальных эталонов (представлений о мимике, пантомимике, позах): знакомить с базовыми эмоциями (интерес, горе, радость, удивление, страх), развивать элементарные умения, обогащать опыт их произвольного воспроизведения (по просьбе педагогического работника) с помощью мимики, позы, жестов. Знакомство и разучивание ребенком детских стихов, других художественных произведений, в которых ярко описываются эмоциональные состояния героев, эмоциональное отношение к происходящему, эмоционально-моторное поведение. Развитие умений и обогащение опыта рассматривания сюжетных, сюжетно-иллюстративных рельефных рисунков, изображающих человека с формированием элементарных представлений об информационно-опознавательных признаках эмоций (настроение), социальной принадлежности человека. Развитие интереса к рассматриванию тактильных книг, к обсуждению воспринятого.
Расширение опыта эмоциональных переживаний, эмоционально-моторного поведения посредством создания в Организации музыкальной среды, аудиосреды, актуальной и востребованной слепым ребенком.
3. Развитие вербальных средств общения посредством формирования звуковой культуры речи, языковой компетентности общения как средства компенсации сенсорной недостаточности в восприятии партнера по общению, развитие грамматической, просодической сторон речи, обеспечение коммуникативной адаптации, развитие навыков взаимодействия.
Формирование навыков придерживаться правил общения, востребованных в ситуации трудности или невозможности зрительного отражения:
обратиться по имени к предполагаемому партнеру общения и по локализации голоса уточнить его местоположение относительно себя;
развернуться и (или) повернуть лицо в его сторону, стараться держаться прямо (если человек находится на расстоянии, подойти к нему);
громким голосом и внятно обратиться к партнеру: сказать (изложить) суть сообщения;
обратить внимание на голосовые, речевые проявления партнера, отражающие его отношение к ситуации общения;
дождаться вербального ответа партнера, продолжить общение.
4. Формирование знаний точных правил подвижных игр и требований к безопасному передвижению и действиям в совместных играх и опыта их выполнения.
5. Расширение и уточнение представлений о социуме Организации, обогащение опыта установления отношений с окружающими, расширение социальных контактов (организация общения с детьми других возрастных групп, знакомство с трудом педагогических работников).
6. Формирование умений и навыков выполнения практических действий, операций разных видов детской совместной деятельности, формирование представлений о совместном характере действий, обогащение опыта их выполнения представлений; опыта обращения по имени к другим в соответствии с обстановкой, опытом восприятия собственного имени в разных формах и ситуациях общения с педагогическим работником и другими детьми.
7. Развитие навыков взаимодействия с каждым членом детской группы.
8. Развитие знаний о социальных сторонах жизнедеятельности человека.
9. Уточнение общих представлений о семье и ее членах, обогащение представлений (общих) о внешнем облике родителей (законных представителей), братьев и сестер, бабушки, дедушки в соответствии с возрастом.
10. Развитие знаний о возможных местах проживания семьи (человека): город, деревня. Дом, квартира как жилье человека: общие представления о предметных объектах и их пространственном расположении, организации пространства помещений (входная дверь, прихожая, кухня, коридор, комнаты, окна, ванная и туалетные комнаты). Домашние предметы и вещи, необходимые для жизни членов семьи. Формирование первичных умений моделирования пространств.
11. Расширение знаний о деятельности человека с формированием элементарных представлений о внешнем виде, использовании им предметов или орудий, об основных действиях человека, выполняющего ту или иную деятельность: труд (работа), учеба, отдых, бытовая деятельность. Развитие представлений о занятиях обучающихся. Обогащение опыта сюжетных игр с куклой, моделирующих деятельность человека.
12. Развитие представлений об объектах живой (животные дома) и неживой (комнатные растения) природы, наполняющих пространства жизни человека, о роли и деятельности человека для них.
13. Развитие у ребенка образа "Я" как субъекта общения.
14. Развитие умений рассказать о себе, своем ближайшем окружении. Формирование потребности и умений быть опрятным, аккуратным, правильно одетым, выполнять культурно-гигиенические нормы.
15. Развитие интереса к выразительности речи собственной и других. Развитие просодической стороны речи, формирование элементарных представлений об интонации человеческого голоса. Обогащение опыта слушания аудиозаписей литературных произведений (чтение артистами) с обсуждением интонационной стороны высказываний героев. Развитие опыта участия в театрализованных играх (инсценировках).
16. Развитие первичных представлений о роли слуха, обоняния, осязания, зрения (при наличии остаточного зрения), речи в общении и взаимодействии с другими людьми. Развитие опыта быть ведущим колонны, обогащение опыта участника подвижных игр, совместного выполнения трудовых операций, предметных игр с педагогическим работником, другими детьми.
17. Развитие опыта взаимодействия с окружающими с правильным и точным выполнением действий общения, предметно-практических действий, опыта адекватного моторного поведения в ситуациях общения, умения организовывать свое поведение в соответствии с действиями партнера. Обогащение опыта самовыражения в театрализованных играх, инсценировках.
18. Обогащение опыта восприятия собственного имени в разных формах (ситуациях общения с педагогическим работником и другими детьми), опыта обращения по имени, имени и отчеству к ближайшему окружению.
19. Формирование умения писать и читать свое имя (с использованием колодки шеститочия).
27.5.2. Социально-предметное развитие. Обеспечение объектно-предметной, предметно-пространственной адаптации ребенка с нарушениями зрения в образовательной среде Организации: помочь приобрести знания, полимодальные представления, освоить опыт практического взаимодействия с предметными объектами образовательного пространства, развивать смысловую и техническую стороны предметной деятельности, развивать умения и навыки их использования:
27.5.3. Бытовые объекты мест жизнедеятельности обучающихся: предметы мебели групповой, спальни, раздевалки, кабинетов специалистов; предметы умывальной и туалетной комнат; предметы посуды (столовые, кухонные), предметы и объекты кухни, моечной.
Содержание знаний: предметы частого использования ребенком - знать название целого, частей, деталей, назначение; остальные предметы - название и назначение; знать название помещений; знать названия одежды и обуви.
Содержание умений и навыков: сесть, встать с- и рядом с-, отодвинуть, задвинуть, подвинуть стул; выдвинуть и задвинуть ящик стола, поставить (положить) что-либо на столешницу, показать ее края; открывать и плотно закрывать дверцы шкафов, тумбочек с правильным захватом ручки; застелить (положить подушку, разложить одеяло, покрывало) постель; повесить на-, снять одежду с крючка, положить, взять с полки; узнавать и называть предметы собственной одежды, различать и узнавать отдельные предметы одежды других; повесить на-, снять с крючка полотенце, вытереть им лицо, руки; открывать и закрывать кран, подставлять руки (для умывания), емкость под струю воды, уметь выливать из емкости набранную воду; брать, правильно захватывать и использовать по назначению (выполнять орудийное действие) предметы посуды (чашку, ложку, вилку), брать двумя руками, удерживать в правильном положении и ставить на поверхность перед собой тарелки разной формы: "глубокая", "мелкая", блюдце; надеть, снять одежду, обуть, снять обувь. Владеть основными культурно-гигиеническими умениями и навыками, навыками самообслуживания.
27.5.4. Предметные объекты, организующие помещение (замкнутое пространство): пол, стены, окна, подоконник, дверь и дверные проемы, порог, потолок; напольные покрытия (околодверные коврики, ковровая дорожка, палас); предметные объекты, организующие связь между пространствами - лестничные пролеты: ступени, площадка, ограждение, перила.
Содержание знаний: знать названия, представлять, как выглядят, из чего сделаны.
Содержание умений: открыть, закрыть дверь; умения и навыки подниматься и спускаться по лестнице.
27.5.5. Предметы и объекты, обеспечивающие индивидуально-личностные проявления слабовидящего и с пониженным зрением ребенка посредством предметно-практических действий в игровой деятельности (игрушки, игровая атрибутика), в познавательной деятельности, в двигательной деятельности, в продуктивной деятельности, трудовой деятельности.
Содержание знаний: знать название предмета, его частей и деталей, их назначение для деятельности; способ использования, его название; основные признаки, по которым предмет легко опознаваем. Содержание умений и навыков: действия с дидактической игрушкой, с сюжетной игрушкой; умения перелистывать страницы книги; орудийные действия.
27.5.6. Развитие трудовых действий и деятельности:
1. Формирование точных умений и способов выполнения практических действий - трудовых операций в соответствии с видом труда; развитие зрительно-моторной координации в системе "глаз - рука", моторики рук; развитие умений и опыта зрительного контроля в практической деятельности. Формирование умений выполнять точные движения и действия руками, кистями, пальцами, востребованных в выполнении трудовой операции. Развитие способности к организации собственной практической деятельности по подражанию педагогическому работнику.
2. Развитие культурно-гигиенических умений и навыков: формирование знаний и представлений о предметах, необходимых для личной гигиены; формирование точных, дифференцированных умений и навыков выполнения действий; формирование компенсаторных способов (в том числе алгоритмизация) выполнения утилитарных предметных действий; формирование представлений о частях тела и их функциональных возможностях; обогащение сенсорного опыта.
3. Развитие знаний и представлений:
о собственной трудовой деятельности, видах труда: "Что такое самообслуживание?", "Что значит труд в природе, труд в быту?"; формирование знаний и умений придерживаться алгоритма трудовых операций для достижения результата; развитие опыта зрительных ориентировочно-поисковых, регулирующих и контролирующих движений глаз, востребованных необходимостью выполнения цепочки действий (на этапе подготовки к выполнению деятельности, на основном этапе (труд), на этапе оценки результата труда);
о труде педагогических работников: знакомить детей с видами труда работников Организации с освоением опыта посильного участия в труде, с их значением для жизни человека; уточнять представления об орудиях труда, основных трудовых операциях, о внешнем облике (специальная одежда) трудящегося.
Воспитание ценностного отношения к труду: собственному - способствовать повышению самооценки, развитию мотива достижения; уважительного отношения к труду педагогических работников.
27.5.7. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в предметно-пространственной среде образовательной Организации:
1. Формирование и развитие предметно-пространственных представлений об организации (обустройстве) пространств мест жизнедеятельности в образовательной организации, умений и навыков их осваивать в соответствии с назначением. Расширение и уточнение представлений о некоторых видах опасных ситуаций, связанных при нарушениях зрения с наличием препятствий в предметно-пространственной среде; развитие знаний о способах безопасного поведения в различных видах детской деятельности (трудовой, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной); обогащение опыта преодоления естественных и искусственно созданных препятствий в условиях нарушенного зрения; формирование компенсаторных способов выполнения орудийных действий; обучение правилам безопасного передвижения в подвижной игре; формирование умения при движении останавливаться по сигналу педагогического работника; формирование умения и обогащение опыта соблюдения дистанции при движении в колонне; формирование элементарных знаний о противопоказаниях для здоровья (зрения), связанных с состоянием зрительного анализатора; формирование представлений об ориентирах, обеспечивающих регуляцию и контроль при выполнении действий и движений, формирование умений их использовать.
2. Формирование вербальных умений и навыков обращения к педагогическому работнику за помощью в ситуации чувства опасности, боязни. Обогащение опыта рассказывания о способах безопасного преодоления естественных препятствий, безопасного использования предметов быта, об ориентире (что он обозначает, из чего сделан, способ использования).
3. Развитие умений ходьбы в колонне, опыта остановки по сигналу педагогического работника, передвижения в пространстве и выполнения действий с использованием ориентиров; опыта ходьбы по пересеченной местности, с преодолением естественных препятствий, сохранения равновесия, устойчивости позы.
4. Обогащение опыта реагирования на новое (привнесение нового объекта, изменение предметно-пространственных отношений) в знакомой ситуации. Формирование первичных представлений о звуках и цвете объектов, имеющих сигнальное значение для поведения в пространстве: сигналы для безопасности пешеходов, сигналы, издаваемые транспортом, для регуляции движений.
27.5.8. Развитие личностной готовности к обучению в образовательной организации:
1. Воспитание положительного отношения к формированию культурно-гигиенических навыков, потребности в самообслуживании как будущего обучающегося. Формирование первичных представлений об образовательной организации как предметно-пространственной среде обучающихся. Развитие знаний и представлений об учебном классе, его предметно-пространственной организации: парта обучающегося, расстановка парт в классе; стол педагогического работника, его местоположение относительно входа, парт обучающихся; шкафы, стеллажи для учебников и учебных пособий.
2. Развитие умений и навыков передвижения в пространстве, моделирующем учебный класс, формирование навыков моторного поведения будущего обучающегося за партой: подойти к парте с нужной стороны, отодвинуть стул от стола так, чтобы удобно было сесть за парту, сесть на стул (регуляция и координация движений в ограниченном предметами пространстве) правильно, без излишнего шума, встать со стула и выйти из-за парты. Развитие интереса и обогащение представлений о поведении обучающихся в учебном классе, в образовательной организации: рассматривание картинок, иллюстраций, слушание литературных произведений. Развитие игровых умений в сюжетной игре "В школу".
3. Формирование общих представлений о школьно-письменных принадлежностях, предметах, необходимых ученику.
4. Формирование первичных представлений о школьном социуме, внешнем облике обучающегося. Расширение опыта слушания тематических литературных произведений, опыта режиссерских игр. Развитие общих представлений и первичных навыков вербальной коммуникации, делового общения в системе координат "учитель - ученик", "ученик - учитель", "ученик - ученик".
27.5.9. Виды детской деятельности:
1. Виды детской деятельности в условиях непосредственно образовательной деятельности с обеспечением социально-коммуникативного развития слабовидящего обучающегося и с пониженным зрением:
дидактические игры, игры-занятия на развитие зрительного, слухового восприятия, словесные игры на формирование представлений и развитие знаний о мимике, жестах, позах; представлений о человеке, сферах его деятельностей;
игры-тренинги на коммуникативную деятельность;
игры: сюжетные, театрализованные, драматизации, подвижные;
познавательно-занимательная деятельность: рассматривание иллюстративных материалов, слушание чтения, беседы, обсуждение, экскурсии в Организации, наблюдения за трудом педагогических работников;
физические упражнения: статические; на равновесие с сохранением позы; на моторику рук, кистей, пальцев; в ходьбе в группе.
2. Виды детской деятельности в условиях образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах с актуализацией социально-коммуникативного развития слабовидящего обучающегося и с пониженным зрением:
спонтанные игры: предметные, сюжетно-ролевые;
спонтанная двигательная деятельность: игры с другими детьми в мячи, с использованием другой атрибутики;
спонтанная познавательная деятельность: рассматривание книг, альбомов, иллюстраций;
деятельность и взаимодействие обучающихся на прогулке: предметно-практическая, игровая, коммуникативная (свободное общение).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875