22. Социально-коммуникативное развития слепых обучающихся дошкольного возраста
22.1. В области социально-коммуникативного развития слепых обучающихся дошкольного возраста основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:
развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;
развития коммуникативной и социальной компетентности;
развития игровой деятельности;
обеспечения развития у слепого ребенка адаптационно-компенсаторных механизмов освоения социальных сред в их многообразии.
22.2. Социально-коммуникативное развитие обучающихся с нарушением зрения с учетом их особых потребностей предполагает приобретение ими определенных умений, знаний и опыта.
22.3. Для социально-коммуникативного развития незрячим детям важно знать:
имена, фамилии обучающихся группы, собственное имя, отчество, фамилию, имена, отчества, фамилию родителей (законных представителей); иметь элементарные знания о своем имени (как и в каких ситуациях оно может звучать);
элементарные правила организации вербального общения;
точные правила игр и требования к безопасному передвижению и действиям в совместных играх;
детские стихи, другие художественные произведения, в которых описываются эмоциональные состояния героев, эмоциональное отношение к происходящему;
о возможных опасных ситуациях в быту, в разных видах деятельности, на улице, связанных с наличием препятствий в предметно-пространственной среде;
препятствия, встречающиеся в предметно-пространственной организации помещений, на улице, способы их преодоления;
возможное поведение педагогического работника, предупреждающего об опасности;
ориентиры (тактильные, слуховые, зрительные, предметные), обеспечивающие регуляцию и контроль движений, действий, ориентировку, их местоположение;
источники и характер звуков, имеющих сигнальное значение;
предметы одежды, их назначение, возможную принадлежность, детали, застежки;
предметы мебели, их назначение, части и детали, способы безопасного использования;
предметы посуды, их назначение, части и детали, способы безопасного использования;
компенсаторные способы расстановки, раскладывания предметов быта, игр, занятий на ограниченной площади для безопасного и успешного их использования (одна рука ощущает край, другой ставлю предмет на удаленном расстоянии от края, от другого предмета).
22.4. Для социально-коммуникативного развития слепым детям важно уметь:
обращаться по имени, имени и отчеству; изменять знакомые имена для обращения в определенной ситуации: приветствие, поздравление, сопереживание; уметь читать и писать свое имя, имена родителей (законных представителей);
придерживаться последовательности правил организации вербального общения;
по установке (вербальной, визуальной) показывать, менять мимику, позу, жесты; выражать (показывать) базовые эмоции;
обращаться к педагогическому работнику за помощью в ситуации чувства опасности, страха;
следовать правилам игры, вести роль, уметь быть ведущим колонны;
расставлять мелкие предметы быта для занятий, для игры на ограниченной площади, используя компенсаторные способы выполнения действия;
рассказывать о способах безопасного преодоления препятствий, безопасного использования орудий труда, предметов быта, рассказать об ориентире (что он обозначает, из чего сделан, способ использования).
22.5. Для социально-коммуникативного развития слепым детям важно владеть следующим:
опытом обращения по имени к другим в соответствии с обстановкой, опытом восприятия собственного имени в разных формах и ситуациях общения с педагогическим работником и другими детьми;
первичными представлениями о социальных эталонах, информационно-опознавательных признаках;
опытом восприятия рельефных изображений человека;
опытом коммуникативного общения с использованием культурно-фиксированных жестов;
опытом совместного выполнения трудовых операций, конструирования, рассматривания объектов, опытом делового общения с педагогическим работником;
опытом прямого взаимодействия с другими детьми;
опытом участия в театрализованных играх, играх-драматизациях;
способностью к самовыражению в группе;
умениями соблюдения дистанции при передвижении в колонне, преодоления известных препятствий, остановки по слову педагогического работника, использования ориентиров в передвижении;
опытом оценки и ориентации в пространстве до начала передвижения или действия в нем;
опытом уверенного свободного передвижения в знакомом пространстве с ориентацией в его предметно-пространственной организации;
опытом ходьбы по пересеченной местности, с преодолением препятствий, умением сохранять равновесие, устойчивость позы;
пониманием обращения педагогического работника, предупреждающего об опасности.
- 22.6. Программные коррекционно-компенсаторные задачи образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" с развитием у слепого ребенка на основании адаптационно-компенсаторных механизмов освоения новых социальных и предметных сред и удовлетворением особых образовательных потребностей по направлениям педагогической деятельности
- 22.7. Обеспечение слепому ребенку социально-предметной адаптации в образовательной среде Организации, накопление им знаний, полимодальных представлений и опыта практического взаимодействия с предметными объектами образовательного пространства, формирование умений и навыков их использования
- 22.8. Развитие трудовых действий и деятельности
- 22.9. Развитие личностной готовности к обучению в общеобразовательной организации
- 22.10. Виды детской деятельности
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875