22. Социально-коммуникативное развития слепых обучающихся дошкольного возраста

22. Социально-коммуникативное развития слепых обучающихся дошкольного возраста.

22.1. В области социально-коммуникативного развития слепых обучающихся дошкольного возраста основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:

развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;

развития коммуникативной и социальной компетентности;

развития игровой деятельности;

обеспечения развития у слепого ребенка адаптационно-компенсаторных механизмов освоения социальных сред в их многообразии.

22.2. Социально-коммуникативное развитие обучающихся с нарушением зрения с учетом их особых потребностей предполагает приобретение ими определенных умений, знаний и опыта.

22.3. Для социально-коммуникативного развития незрячим детям важно знать:

имена, фамилии обучающихся группы, собственное имя, отчество, фамилию, имена, отчества, фамилию родителей (законных представителей); иметь элементарные знания о своем имени (как и в каких ситуациях оно может звучать);

элементарные правила организации вербального общения;

названия базовых эмоций;

точные правила игр и требования к безопасному передвижению и действиям в совместных играх;

детские стихи, другие художественные произведения, в которых описываются эмоциональные состояния героев, эмоциональное отношение к происходящему;

о возможных опасных ситуациях в быту, в разных видах деятельности, на улице, связанных с наличием препятствий в предметно-пространственной среде;

препятствия, встречающиеся в предметно-пространственной организации помещений, на улице, способы их преодоления;

возможное поведение педагогического работника, предупреждающего об опасности;

ориентиры (тактильные, слуховые, зрительные, предметные), обеспечивающие регуляцию и контроль движений, действий, ориентировку, их местоположение;

источники и характер звуков, имеющих сигнальное значение;

предметы одежды, их назначение, возможную принадлежность, детали, застежки;

предметы мебели, их назначение, части и детали, способы безопасного использования;

предметы посуды, их назначение, части и детали, способы безопасного использования;

компенсаторные способы расстановки, раскладывания предметов быта, игр, занятий на ограниченной площади для безопасного и успешного их использования (одна рука ощущает край, другой ставлю предмет на удаленном расстоянии от края, от другого предмета).

22.4. Для социально-коммуникативного развития слепым детям важно уметь:

обращаться по имени, имени и отчеству; изменять знакомые имена для обращения в определенной ситуации: приветствие, поздравление, сопереживание; уметь читать и писать свое имя, имена родителей (законных представителей);

придерживаться последовательности правил организации вербального общения;

по установке (вербальной, визуальной) показывать, менять мимику, позу, жесты; выражать (показывать) базовые эмоции;

обращаться к педагогическому работнику за помощью в ситуации чувства опасности, страха;

следовать правилам игры, вести роль, уметь быть ведущим колонны;

расставлять мелкие предметы быта для занятий, для игры на ограниченной площади, используя компенсаторные способы выполнения действия;

рассказывать о способах безопасного преодоления препятствий, безопасного использования орудий труда, предметов быта, рассказать об ориентире (что он обозначает, из чего сделан, способ использования).

22.5. Для социально-коммуникативного развития слепым детям важно владеть следующим:

опытом обращения по имени к другим в соответствии с обстановкой, опытом восприятия собственного имени в разных формах и ситуациях общения с педагогическим работником и другими детьми;

первичными представлениями о социальных эталонах, информационно-опознавательных признаках;

опытом восприятия рельефных изображений человека;

опытом коммуникативного общения с использованием культурно-фиксированных жестов;

опытом совместного выполнения трудовых операций, конструирования, рассматривания объектов, опытом делового общения с педагогическим работником;

опытом прямого взаимодействия с другими детьми;

опытом участия в театрализованных играх, играх-драматизациях;

способностью к самовыражению в группе;

умениями соблюдения дистанции при передвижении в колонне, преодоления известных препятствий, остановки по слову педагогического работника, использования ориентиров в передвижении;

опытом оценки и ориентации в пространстве до начала передвижения или действия в нем;

опытом уверенного свободного передвижения в знакомом пространстве с ориентацией в его предметно-пространственной организации;

опытом ходьбы по пересеченной местности, с преодолением препятствий, умением сохранять равновесие, устойчивость позы;

пониманием обращения педагогического работника, предупреждающего об опасности.