25.427. Несимметричные нагрузки

(a) При расчете самолета на действие бокового порыва, при маневрах рыскания и вращения по крену следует учитывать несимметричные нагрузки на хвостовое оперение, возникающие из-за спутной струи и аэродинамической интерференции с крылом, вертикальным оперением и другими аэродинамическими поверхностями.

(b) Горизонтальное оперение должно быть рассчитано на следующие условия несимметричного нагружения:

(1) 100% максимальной нагрузки случая симметричного маневра по параграфу 25.331 НЛГ 25 и от вертикального порыва по пунктам 25.341(a) и (b) НЛГ 25 действует раздельно на поверхность по одну сторону от оси симметрии самолета; и

(2) 80% этих нагрузок - по другую сторону.

(c) Если горизонтальное оперение имеет поперечное V более +/- 10° или расположено на вертикальном оперении, поверхности оперений и поддерживающие их конструкции должны быть рассчитаны на указанные в пункте 25.341(a) НЛГ 25 порывы, действующие в любом направлении под прямым углом к траектории полета.

(d) Должны быть учтены несимметричные нагрузки на хвостовое оперение, возникающие в условиях бафтинга (см. пункт 25.305(e) НЛГ 25).

(a*) Необходимо рассмотреть совместное нагружение горизонтального и вертикального оперений во всех случаях, предусмотренных для изолированного симметричного нагружения горизонтального оперения в пунктах 25.331(b), (c), 25.341(a) и (b), 25.345(a) НЛГ 25 и для изолированного нагружения вертикального оперения - в пунктах 25.341(a) и (b), и 25.351 НЛГ 25. При этом нагрузки на горизонтальное и вертикальное оперения следует определять в соответствии с указаниями, приведенными в подпунктах (a*)(1) и (a*)(2) данного параграфа, принимая в каждом случае совместного нагружения одинаковые режимы полета (скорость, высота, вес самолета и т.п.) и приводящие к наиболее тяжелым условиям нагружения конструкции самолета.

(1) Нагружение горизонтального оперения:

(i) при установившемся маневре в вертикальной плоскости нагрузки определяются при перегрузке

nсовм = 1 + 0,75(n - 1), где

n - перегрузка рассматриваемого случая при изолированном нагружении;

nсовм - перегрузка при совместном нагружении;

(ii) нагрузки при неустановившемся маневре определяются из расчетов, аналогичных расчетам в изолированных случаях нагружения [см. подпункт 25.331(c)(2) НЛГ 25], но при этом должны быть приняты следующие значения перегрузок nI; nII и nIII:

- при убранной взлетно-посадочной механизации:

nI = 1; Рисунок 62; Рисунок 63,

но Рисунок 64

- при выпущенной взлетно-посадочной механизации:

Рисунок 65; Рисунок 66; Рисунок 67;

(iii) маневр на скорости VA (см. подпункт 25.331(c)(1) НЛГ 25) совместно со случаями нагружения вертикального оперения не рассматривается;

(iv) нагрузки при полете в неспокойном воздухе определяются для значений Uref, равных 75% их значений при изолированном нагружении (см. пункт 25.341(a) НЛГ 25).

(2) Нагружение вертикального оперения:

(i) нагрузки на вертикальное оперение при маневре определяются из расчетов, аналогичных расчетам в изолированном случае нагружения (см. параграф 25.351 НЛГ 25), но при этом величина отклонения педали принимается равной 75% ее отклонения в изолированном случае;

(ii) нагрузки при полете в неспокойном воздухе определяются для значений Uref, равных 75% их значений при изолированном нагружении [см. пункт 25.341(a) НЛГ 25];

(iii) нагрузки на вертикальное оперение в совместных случаях нагружения допускается принимать равными 75% нагрузок, действующих при изолированном нагружении, а углы скольжения самолета и отклонения руля направления - 75% соответствующих углов для изолированного нагружения.

(3) При совместном нагружении горизонтального и вертикального оперений нагрузку на горизонтальное оперение следует принимать действующей несимметрично в соответствии с углом скольжения, определенным в рассматриваемом случае совместного нагружения. Несимметрию в распределении нагрузки между двумя половинами горизонтального оперения следует определять на основе испытаний в аэродинамических трубах при указанном угле скольжения (75% угла скольжения соответствующего изолированного случая нагружения вертикального оперения).

(b*) При расположении горизонтального оперения на вертикальном следует дополнительно рассмотреть совместное нагружение вертикального оперения нагрузками, приходящимися на него в изолированных случаях нагружения (пункты 25.341(a), 25.351 НЛГ 25), и горизонтального оперения несимметричной нагрузкой. Суммарная нагрузка на горизонтальное оперение в этом случае равна уравновешивающей нагрузке горизонтального полета. Несимметрию в распределении нагрузки между половинами горизонтального оперения следует определять на основе испытаний в аэродинамических трубах при полном угле скольжения соответствующего случая нагружения вертикального оперения.