25.773. Обзор из кабины экипажа

(a) При отсутствии осадков. При отсутствии осадков должно выполняться следующее:

(1) Кабина экипажа должна располагаться таким образом, чтобы обеспечивался достаточно широкий, беспрепятственный и неискаженный обзор, позволяющий безопасно выполнять все маневры в пределах эксплуатационных ограничений, включая руление, взлет, заход на посадку и посадку.

(2) В кабине экипажа не должно быть яркого света и бликов, которые мешали бы нормальной работе экипажа, состоящего из минимального количества членов (установленного в соответствии с параграфом 25.1523 НЛГ 25). Это должно быть продемонстрировано во время дневных и ночных испытательных полетов при отсутствии осадков.

(b) При наличии осадков. При наличии осадков должно выполняться следующее:

(1) На самолете должны быть предусмотрены устройства, которые обеспечивали бы чистоту участка лобового стекла при наличии осадков для того, чтобы оба пилота имели широкий обзор по траектории полета при нормальном положении самолета. Эти устройства должны функционировать, не требуя постоянного внимания пилотов в следующих условиях:

(i) при сильном дожде на скоростях до 1,5 VSR1 и убранных устройствах увеличения подъемной силы и воздушных тормозах; и

(ii) в условиях обледенения, указанных в Приложении C настоящих Норм, и следующих условиях обледенения, указанных в Приложении O настоящих Норм, если запрашивается сертификация для полета в условиях обледенения:

(A) Для самолетов, сертифицируемых в соответствии с подпунктом 25.1420(a)(1) НЛГ 25 - в условиях обледенения, при которых должно быть показано, что самолет безопасно выходит из условий обледенения после их обнаружения.

(B) Для самолетов, сертифицируемых в соответствии с подпунктом 25.1420(a)(2) НЛГ 25 - в условиях обледенения, при которых самолет сертифицируется для безопасной эксплуатации, а также в условиях обледенения, для которых должно быть показано, что самолет безопасно выходит из условий обледенения после их обнаружения.

(C) Для самолетов, сертифицируемых в соответствии с подпунктом 25.1420(a)(3) НЛГ 25 - во всех условиях обледенения Приложения O настоящих Норм.

(2) Ни один единичный отказ систем, используемых для обеспечения обзора из кабины экипажа в соответствии с требованиями подпункта (b)(1) данного параграфа, не должен вызывать потерю обзора обоими пилотами в указанных условиях осадков.

(3) У командира воздушного судна должна быть форточка, которая:

(i) может открываться в условиях, указанных в подпункте (b)(1) данного параграфа, при разгерметизированной кабине экипажа,

(ii) обеспечивает обзор, указанный в подпункте (b)(1) данного параграфа, и

(iii) обеспечивает достаточную защиту от факторов, ухудшающих обзор пилота.

(4) Открываемая форточка, указанная в подпункте (b)(3) данного параграфа, не требуется, если показано, что область прозрачной поверхности остекления, которая останется чистой, достаточна для того, чтобы, по крайней мере, один пилот мог совершить безопасную посадку в случае:

(i) любого отказа или комбинации отказов, которые не являются практически невероятными в соответствии с параграфом 25.1309 НЛГ 25, в условиях осадков, указанных в подпункте (b)(1) данного параграфа.

(ii) попадания в сильный град, встречи с птицами или насекомыми.

(c) Внутреннее запотевание лобового остекления и окон. На самолете должны быть предусмотрены средства, предотвращающие запотевание внутренних сторон панелей лобового стекла и окон на площади, достаточной для сохранения обзора, удовлетворяющие требованиям пункта (a) данного параграфа при всех внутренних и внешних окружающих условиях, включая условия выпадения осадков, в которых предполагается эксплуатировать самолет.

(d) На рабочем месте каждого пилота должны быть установлены неподвижные указатели или другие отметки, по которым пилоты смогут занять в своих креслах положение, обеспечивающее каждому оптимальное сочетание обзора из кабины и наблюдения за приборами. При использовании подсвечиваемых указателей или отметок они должны соответствовать требованиям параграфа 25.1381 НЛГ 25.

(e) Системы искусственного видения с прозрачными дисплеями. Система искусственного видения с прозрачной поверхностью дисплея, расположенной в поле внекабинного обзора пилота, такой как дисплей, установленный над головой (head-up display), или другой эквивалентный дисплей, должна соответствовать следующим требованиям как при отсутствии, так и при наличии осадков:

(1) Во время работы дисплей системы искусственного видения должен компенсировать помехи, создаваемые внекабинному обзору пилота, таким образом, чтобы сочетание того, что видно на дисплее и того, что остается видимым сквозь него и вокруг него, позволяло пилоту выполнять маневры и обычные обязанности в соответствии с пунктом (a) настоящего параграфа.

(2) Обзор пилотом внекабинного пространства не должен искажаться прозрачной поверхностью дисплея или изображениями системы искусственного видения. Когда система видения отображает изображения или любые символы, связанные с изображениями и топографией внекабинного пространства, включая символы ориентации, вектор траектории полета и указатель угла траектории полета, эти изображения и символы должны быть выровнены и масштабированы по внекабинному пространству.

(3) Система искусственного видения должна иметь средства, позволяющие использующему дисплей пилоту при необходимости немедленно деактивировать и повторно активировать изображения системы искусственного видения, не снимая рук с основных органов управления полетом или органов управления тягой.

(4) Когда система искусственного видения не работает, она не должна ограничивать пилота в выполнении маневров, указанных в подпункте (a)(1) настоящего параграфа, или нарушать соответствие кабины экипажа требованиям подпункта (a)(2) настоящего параграфа.