Принятые/принимаемые меры

В настоящее время в Российской Федерации выстраивается нормативно-правовая основа регулирования деятельности, связанной с виртуальными активами.

Верховный Суд Российской Федерации признал виртуальные активы одним из возможных средств <67> отмывания преступного дохода.

--------------------------------

<67> Предметом преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, стали выступать денежные средства, преобразованные из виртуальных активов (криптовалюты), приобретенных в результате совершения преступления (Постановление Пленума Верховного суда РФ от 26.02.2019 N 1 "О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 года N 32 "О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем").

Введены нормы, направленные на регулирование <68> виртуальных активов, в том числе связанные с признанием их имуществом в вопросах ПОД/ФТ, в исполнительном производстве, а также в рамках регулирования борьбы с коррупцией.

--------------------------------

<68> Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В первом полугодии 2021 года госслужащих (претендентов на должность) обязали <69> отчитаться о владении виртуальными активами.

--------------------------------

<69> Указ Президента Российской Федерации от 10.12.2020 N 778 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В целях усиления контроля за соответствующими операциями в условиях недостаточного регулирования оборота виртуальных активов Банком России приняты следующие меры:

- классификатор признаков, указывающих на необычный характер операции (сделки), дополнен <70> признаком, свидетельствующим об осуществлении операций, связанных с использованием цифровой валюты (норма вступила в силу с 01.10.2021);

--------------------------------

<70> Указание от 20.10.2020 N 5599-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

- выделены <71> признаки банковских счетов, открытых физическим лицам, и электронных средств платежа, оформленных на физических лиц, вовлеченных в "теневой сектор", в частности в целях совершения операций в "криптовалютных обменниках".

--------------------------------

<71> Методические рекомендации от 06.09.2021 N 16-МР "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов - физических лиц".

Правительство Российской Федерации 08.02.2022 утвердило Концепцию законодательного регулирования оборота цифровых валют в целях интеграции механизма оборота цифровых валют в финансовую систему и обеспечения контроля за денежными потоками, в рамках которой ведется проработка нормативных правовых актов, направленных на включение операторов обмена цифровой валюты в число субъектов "антиотмывочной" системы, введение обязанности декларирования операций по обороту цифровой валюты, а также ответственности за уклонение от указанных действий и за незаконный прием цифровой валюты в качестве встречного предоставления.

Росфинмониторингом совместно с заинтересованными ведомствами осуществляется совершенствование системы выявления финансовых операций с использованием виртуальных активов, в том числе посредством создания специального программного обеспечения, функционал которого обеспечивает загрузку, разметку и кластеризацию адресов и транзакций с виртуальными активами (в том числе с использованием "миксеров"), расчет соответствующих рисков, а также построение графов перемещения виртуальных активов.