Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта
Анализ текущего состояния осуществления федерального
государственного контроля (надзора) в области торгового
мореплавания и внутреннего водного транспорта
Управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Госморречнадзор) и его территориальные органы осуществляют федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта (далее - федеральный контроль) в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства от 29.06.2021 N 1047 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта" (далее - Положение).
Объектами федерального контроля являются:
а) деятельность по перевозке пассажиров морским и внутренним водным транспортом;
б) деятельность по перевозке опасных грузов морским и внутренним водным транспортом;
в) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом;
г) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
д) судоходные и портовые гидротехнические сооружения и деятельность по их эксплуатации;
е) деятельность по осуществлению лоцманской проводки судов;
ж) деятельность по обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта и предоставляемых услуг;
з) деятельность по содержанию судовых ходов и навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов на внутренних водных путях;
и) деятельность капитанов морских портов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту;
к) деятельность капитанов бассейнов внутренних водных путей по соблюдению требований к осуществлению государственного портового контроля;
л) деятельность по осуществлению поиска и спасания людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации;
м) деятельность по организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;
н) деятельность по организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и внутреннего водного транспорта.
По состоянию на 1 сентября 2022 года со стороны Госморречнадзора подлежит контролю деятельность более шести тысяч шестисот организаций и индивидуальных предпринимателей.
При осуществлении федерального контроля применяется система оценки и управления рисками.
Федеральный контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий: инспекционный визит, документарная проверка, выездная проверка, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.
По состоянию на 01.09.2022 территориальными органами Госморречнадзора проведено 64 контрольных (надзорных) мероприятия с взаимодействием с контролируемыми лицами (за аналогичный период 2021 года - 717 мероприятий). В ходе их проведения выявлено 57 нарушений обязательных требований, 13 фактов невыполнения предписаний контрольного органа.
За 8 месяцев 2022 года в рамках контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами Госморречнадзором было проведено 950 наблюдений за соблюдением обязательных требований и 391 выездное обследование. В результате проведения этих мероприятий выявлено 1 057 нарушений.
В целях выявления, предупреждения и пресечения нарушений обязательных требований инспекторами Госморречнадзора проведено 527 постоянных рейдов в результате которых выявлено 332 нарушения.
Всего с начала года по состоянию на 01.09.2022 по результатам всех видов проведенных контрольно-надзорных мероприятий выявлено 1 446 нарушений, что на 39% меньше, чем за аналогичный период 2021 года (2 383 нарушения).
Доля устраненных нарушений от общего количества выявленных нарушений, срок устранения по которым уже наступил, на 01.09.2021 составила 104%.
По состоянию на 01.09.2022 по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий привлечено к административной ответственности 1 333 юридических, должностных, физических лиц и индивидуальных предпринимателей (за аналогичный период 2021 года - 1 667). Общая сумма наложенных штрафов (за вычетом обжалованных) составила 15 776 тыс. рублей (за аналогичный период 2021 года - 23 499,6 тыс. руб.).
Инспекторами Госморречнадзора чаще всего выявлялись административные правонарушения, квалифицируемые по статьям 11.7 КоАП РФ (нарушение судоводителем на морском и внутреннем водном транспорте правил плавания судов) - 240 случаев; 11.8 КоАП РФ (нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления) - 130 случаев; 11.13 КоАП РФ (выпуск в плавание судна лицом, ответственным за его эксплуатацию, с нарушением ограничений по району и условиям плавания) - 124 случая. Число таких нарушений составило 65% от общего числа выявленных. Еще 27% составили нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.43 КоАП РФ (нарушение исполнителем требований технических регламентов).
По состоянию на 01.09.2022 территориальными органами государственного морского и речного надзора было предоставлено 323 лицензии на осуществление деятельности на внутреннем водном транспорте и морском транспорте (за аналогичный период 2021 года - 173), внесено изменений в реестр по 555 лицензиям (за аналогичный период 2021 года - 289). Проведено 795 оценок соискателей лицензии и лицензиатов (за аналогичный период 2021 года - 432). В 75 случаях (за 8 месяцев 2021 г. - в 23 случаях) были выявлены несоответствия лицензионным требованиям и в предоставлении лицензии или во внесении изменений в реестр лицензий было отказано.
По состоянию на 01.09.2022 центральным аппаратом Управления государственного морского и речного надзора было рассмотрено 34 декларации безопасности гидротехнических сооружений. Из них утверждено 18, отказано в утверждении 16 деклараций. Выдано 18 разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений.
Количество судоходных гидротехнических сооружений, находящихся в аварийном техническом состоянии, по состоянию на 01.09.2022 осталось без изменений (1), опасном уровне безопасности уменьшилось по сравнению с аналогичном периодом 2021 года с 2 до 1. Увеличилось количество судоходных гидротехнических сооружений, имеющих работоспособное техническое состояние, до 158 (аналогичный период 2021 года - 146).
По-прежнему выявляются нарушения в части невыполнения мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности и технического состояния судоходных гидротехнических сооружений.
По состоянию на 01.09.2022 на водном транспорте произошло 23 аварии (на 2 больше, чем за аналогичный период 2021 года).
Показатели гибели и травматизма на водном транспорте по состоянию на 01.09.2022 аналогичны данным за тот же период 2021 года: погибло 2 человека, 1 человек получил тяжкие телесные повреждения.
Госморречнадзором проведено 177 расследований аварийных случаев на водном транспорте. По итогам расследования установлены основные причины аварийности:
- невыполнение экипажами или судовладельцем нормативных документов, регламентирующих безопасность мореплавания - 67%;
- несоблюдение норм и правил технической эксплуатации морских судов, а также технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций - 14%;
- недостатки в организации ходовой навигационной вахты и штурманской службы на судах при плавании в узкостях - 9%.
Таким образом, следует отметить снижение со стороны Госморречнадзора административной нагрузки на бизнес, а также уменьшение количества нарушений, допускаемых контролируемыми лицами.
Вместе с тем продолжают существовать риски нарушения обязательных требований в сфере внутреннего водного и морского транспорта, прямо или косвенно влияющие на вероятность наступления событий (аварий, транспортных происшествий), следствием которых могут являться гибель или причинения вреда здоровью людей, загрязнение окружающей среды, причинение материального ущерба.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей