Письмом Минпросвещения России от 30.11.2023 N ТВ-2357/02 направлены Методические рекомендации для использования в работе в 2024 г.

2. Технологическая направленность. РОБО

2.

Технологическая направленность. РОБО

2.1

Образовательный конструктор с комплектом датчиков

Рекомендуется формировать характеристики с учетом положений КТРУ для кода ОКПД2 32.99.53.130, исходя из предназначения конструктора для изучения основ робототехники, деталей, узлов и механизмов, необходимых для создания робототехнических устройств, и обеспечивающих развитие таких навыков и знаний обучающихся как:

- создание комплексных программ управления автоматическими или робототехническими устройствами при использовании универсальных программируемых контроллеров;

- сборка робототехнических механизмов, выполняющих различные практические задачи;

- создание алгоритмов управления исполнительными механизмами моделей роботов в том числе на основании поступающих с датчиков сигналов использование миникомпьютеров совместно с периферийными электронными модулями

Предполагается, что конструктор представляет собой комплект структурных элементов, соединительных элементов и электротехнических компонентов, позволяющих собирать (и программировать собираемые модели) из элементов, входящих в его состав, модели автономных мобильных роботов.

~ 8

2.2

Образовательный набор по механике, мехатронике и робототехнике

Рекомендуется формировать характеристики с учетом положений КТРУ для кода ОКПД2 32.99.53.130, исходя из предназначения конструктора для проведения учебных занятий по электронике и схемотехнике с целью изучения наиболее распространенной элементной базы, применяемой для инженерно-технического творчества учащихся и разработки учебных моделей роботов и обеспечивающих развитие таких навыков и знаний обучающихся как изучение основ разработки программных и аппаратных комплексов инженерных систем, решений в сфере "Интернет вещей", а также решений в области робототехники, искусственного интеллекта и машинного обучения.

Рекомендуется формировать характеристики набора с целью возможности обеспечения учащимся на практике осваивать основные технологии проектирования робототехнических комплексов на примере учебных моделей роботов, а также изучать основные технические решения в области кибернетических и встраиваемых систем.

Предполагается, что набор представляет собой комплекты конструктивных элементов для сборки макета манипуляционного робота, металлических конструктивных элементов для сборки макета мобильного робота и т.п., а также электронных компонентов для изучения основ электроники и схемотехники, а также комплект приводов и датчиков различного типа для разработки робототехнических комплексов.

~ 3

2.3

Образовательный набор по электронике, электромеханике и микропроцессорной технике

Рекомендуется формировать характеристики с учетом положений КТРУ для кода ОКПД2 32.99.53.130, исходя из необходимости обеспечения развития таких навыков и знаний обучающихся как:

- разработка программных и аппаратных комплексов инженерных систем, решений в сфере "Интернет вещей", а также решений в области робототехники, искусственного интеллекта и машинного обучения;

- разработка модели мобильного робота с техническим зрением.

~ 6

2.4

Образовательный набор для изучения многокомпонентных робототехнических систем и манипуляционных роботов

Рекомендуется формировать характеристики с учетом положений КТРУ для кода ОКПД2 32.99.53.130, исходя из необходимости обеспечения развития таких навыков и знаний обучающихся как:

- сборка манипуляционных робототехнических механизмов, выполняющих различные практические задачи;

- изучение промышленного применения манипуляционных роботов;

- создание комплексных программ управления автоматическими или робототехническими устройствами при использовании универсальных программируемых контроллеров.

~ 6

2.5

Комплект для изучения операционных систем реального времени и систем управления автономных мобильных роботов

Рекомендуется формировать характеристики с учетом положений КТРУ для кода ОКПД2 32.99.53.130, исходя из необходимости обеспечения развития таких навыков и знаний обучающихся как:

- сборка колесных робототехнических механизмов, выполняющих различные практические задачи;

- создание комплексных программ управления автоматическими или робототехническими устройствами, исполняемых на одноплатном миникомпьютере;

- создание алгоритмов управления исполнительными механизмами моделей роботов в том числе на основании поступающих с датчиков сигналов;

- изучение технического зрения и навигации мобильного робота в пространстве.

~ 1

2.6

Четырехосевой учебный робот-манипулятор с модульными сменными насадками

Рекомендуется формировать характеристики с учетом положений КТРУ для кодов ОКПД2 32.99.53.110, 32.40.20.130, 32.99.53.120, исходя из необходимости обеспечения развития таких навыков и знаний обучающихся как:

- сборка манипуляционных робототехнических механизмов, выполняющих различные практические задачи;

- изучение промышленного применения манипуляционных роботов;

- создание алгоритмов управления исполнительными механизмами моделей.

~ 1

2.7

Комплект полей и соревновательных элементов

Комплект полей и соревновательных элементов для проведения соревнований автономных мобильных роботов.

При формировании перечня характеристик рекомендуется учитывать фактическую потребность образовательных организаций.

~ 1

2.8

Образовательный набор для изучения технологий связи и IoT

Рекомендуется формировать характеристики с учетом положений КТРУ для кода ОКПД2 32.99.53.130, исходя из необходимости обеспечения развития таких навыков и знаний обучающихся как:

- изучение основ разработки программных и аппаратных комплексов инженерных систем, решений в сфере "Умный дом";

- сборка колесных робототехнических механизмов, выполняющих различные практические задачи;

- сборка электронных цепей на основании принципиальных электронных схем.

~ 3

2.9

Автономный робот-манипулятор с колесами всенаправленного движения

Рекомендуется формировать характеристики с учетом положений КТРУ для кодов ОКПД2, 32.99.53.110, 32.40.20.130, 32.99.53.120, исходя из необходимости обеспечения развития таких навыков и знаний обучающихся как:

- сборка колесных робототехнических механизмов, выполняющих различные практические задачи;

- создание алгоритмов управления исполнительными механизмами моделей роботов;

- сборка манипуляционного робототехнического механизма, выполняющих различные практические задачи;

- применение мобильного манипуляционного робота.

~ 4

2.10

Набор для быстрого прототипирования электронных устройств на основе микроконтроллерной платформы

Рекомендуется формировать характеристики с учетом положений КТРУ для кода ОКПД2 32.99.53.130, исходя из необходимости обеспечения развития таких навыков и знаний обучающихся как:

- чтение и составление принципиальных электронных схем для создания электронных устройств;

- освоение принципов действия основных электронных компонентов.

~ 8

2.11

Набор для быстрого прототипирования электронных устройств на основе микроконтроллерной платформы со встроенным интерпретатором

Рекомендуется формировать характеристики с учетом положений КТРУ для кода ОКПД2 32.99.53.130, исходя из необходимости обеспечения развития таких навыков и знаний обучающихся как:

- чтение и составление принципиальных электронных схем для создания электронных устройств;

- освоение принципов действия основных электронных компонентов.

~ 8

2.12

Набор для быстрого прототипирования электронных устройств на основе одноплатного компьютера

Рекомендуется формировать характеристики с учетом положений КТРУ для кода ОКПД2 32.99.53.130, исходя из необходимости обеспечения развития таких навыков и знаний обучающихся как:

- чтение и составление принципиальных электронных схем для создания электронных устройств;

- использование одноплатных миникомпьютеров.

~ 8

2.13

Базовый робототехнический набор

Рекомендуется формировать характеристики с учетом положений КТРУ для кода ОКПД2 32.99.53.130, исходя из необходимости обеспечения развития таких навыков и знаний обучающихся как:

- чтение и составление принципиальных электронных схем для создания электронных устройств, необходимых для управления автоматическими робототехническими моделями;

- освоение принципов действия основных электронных компонентов;

- создание комплексных программ управления автоматическими или робототехническими устройствами при использовании универсальных программируемых контроллеров;

- создание алгоритмов управления исполнительными механизмами моделей роботов в том числе на основании поступающих с датчиков сигналов;

- сборка электронных цепей на основании принципиальных электронных схем;

- сборка колесных робототехнических механизмов, выполняющих различные практические задачи.

~ 8

2.14.

Лабораторный комплекс для изучения робототехники, 3D моделирования и промышленного дизайна

Рекомендуется формировать характеристики с учетом положений КТРУ для кодов ОКПД2 32.99.53.130 и 26.20.16.150, исходя из необходимости обеспечения развития таких навыков и знаний обучающихся как:

- изучение аддитивных технологий;

- моделирование объектов и их изготовлению посредством послойного наплавления пластиком;

- изучение возможностей по сканированию объектов и дальнейшего применения в различных областях;

- построение моделей с помощью сканирования.

~ 3

Комплектация:

- Сборно-разборный 3D принтер

Приведенный примерный перечень характеристик разработан на основе КТРУ для кода ОКПД2 32.99.53.130.

Размер рабочей зоны (X)

Размер рабочей зоны (Y)

Размер рабочей зоны (Z)

Материал: PETG, ABS, PLA

Интерфейс: USB

При подготовке документации также предлагается рассмотреть необязательные характеристики, установленные в КТРУ, например, наличие подогрева платформы, форматы поддерживаемых файлов.

- Ручной 3D сканер

Приведенный примерный перечень характеристик разработан на основе КТРУ для кода ОКПД2 26.20.16.150.

Точность сканирования

Скорость сканирования

Формат сохранения результатов сканирования

Возможность сканирования в цвете

При подготовке документации также предлагается

рассмотреть необязательные характеристики, установленные в КТРУ, например, технология 3D-сканирования, функции постобработки.