40.2. Содержание учебного предмета

40.2. Содержание учебного предмета.

Программа по труду 10 - 12 в классах определяет содержание и уровень основных знаний и умений обучающихся по технологии ручной и машинной обработки производственных материалов по реализуемым профилям трудового обучения.

Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, сенсорных, двигательных и коммуникативных возможностей, интересов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда. Освоение профиля труда включает в себя подготовку обучающегося к индивидуальной трудовой деятельности на доступном для него уровне. Совершенствование трудовых умений по выбранному профилю труда осуществляется в процессе трудовой практики, определение ее содержания и организация осуществляется самостоятельно образовательной организацией с учетом региональных условий и потребности в рабочих кадрах, а также в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

В Программе по учебному предмету "Труд (технология)" в 10 - 12 классах для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определен примерный перечень профилей трудовой подготовки: "Столярное дело", "Слесарное дело", "Переплетно-картонажное дело", "Швейное дело", "Сельскохозяйственный труд", "Подготовка младшего обслуживающего персонала", "Цветоводство и декоративное садоводство", "Художественный труд", "Штукатур-маляр", "Производство керамических изделий (гончар)". Также в содержание программы включены первоначальные сведения об элементах организации уроков трудового профильного обучения.

Перечень тем рабочей программы по выбранному профилю не является строго обязательным. Темы формулируются, исходя из материально-технической базы школы и уровня подготовленности обучающихся. Время на изучение тем не регламентируется.

40.2.1. Профиль "Столярное дело".

В рамках данного профиля обучающиеся получают знания о свойствах материала, использовании их в производстве, правилах обращения с инструментами; овладевают трудовыми умениями, которые приобретаются в процессе изготовления изделия; знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, креплением деталей и украшением изделия; приобретают навыки использования столярных инструментов и приспособлений, ухода за ними. В процессе изучения темы усваивают элементарные приемы изготовления некоторых инструментов и приспособлений; обучаются умениям и навыкам работы на сверлильном и токарном станках, применению лаков, клеев, красок, красителей для изготовления изделия; учатся составлять и читать эскизы и чертежи, планировать последовательность выполнения трудовых операций, оценивать результаты качества своей и чужой работы; изучают технику безопасности, гигиену труда; знакомятся с эстетической стороной (художественной отделкой) при изготовлении изделия.

40.2.2. Профиль "Слесарное дело".

В рамках профиля содержание программы в 5 - 8 классах ориентировано на знакомство с основами слесарной обработки металлов, начиная с 9 класса - на дифференциацию трудовой подготовки обучающихся. В процессе знакомства с профессией "Слесарь механосборочных работ" или "Слесарь по изготовлению узлов и деталей санитарно-технических систем" получают знания и овладевают приемами опиливания материала, сверления, нарезанию резьбы, изучению устройства станков, инструментов, приспособлений; осваивают небольшой раздел - машиностроительное черчение, направленное на формирование навыков чтения чертежей и их выполнение. В рамках темы токарного дела обучающиеся знакомятся с теоретическими основами и практическими упражнениями изготовления изделия, которые выполняют на станках в течение года по специальному графику, в котором допускается самостоятельная работа на токарном станке только с разрешения врача.

40.2.3. Профиль "Переплетно-картонажное дело".

В рамках данного профиля обучающиеся учатся работать с книгой (учебником), составлять инструкционные карты изделия в соответствии с его наименованием; подбирать материалы и инструменты для выполнения работы; овладевают умениями и навыками выполнения расчета размеров деталей и их разметки разными способами (по линейке, по шаблону, "на глаз"); создавать заготовку деталей изделия путем раскроя его составных частей или при необходимости с помощью иных операций (шлифовки торцов картонных сторонок и другое); приобретают умения по сборке изделия, включающей операции оклейки и выклейки деталей, сборки переплетной крышки, соединения блока одним из способов (клеевой, шитье нитками или проволокой), вставки блока, сборки коробки; а также приемы отделки изделия любым доступным способом (аппликация и другие).

40.2.4. Профиль "Швейное дело".

В рамках профиля "Швейное дело" программа нацелена на подготовку обучающихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья. Первично происходит знакомство с устройством швейной машины, освоение приемов работы на ней; формирование умений и навыков выполнения машинных строчек и швов (обработка прямых, косых и закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятие мерок, построение чертежа). Наряду с этим, обучающиеся изучают свойства тканей и технологию пошива легкой одежды, знакомятся с основами промышленной технологии пошива женской и детской легкой одежды, скоростными приемами труда на производственных швейных машинах. Формирование умений и навыков швейного дела опирается на знания, которые приобретают обучающиеся на уроках черчения, математики, естествознания и истории, что позволяет им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства.

40.2.5. Профиль "Сельскохозяйственный труд".

В рамках обучения по данному профилю обучающиеся последовательно знакомятся с приемами и способами обработки земли, посадки и выращивания овощей, уборки и хранения корнеплодов, узнают строение и свойства растений; правила охраны труда; овладевают умениями и навыками использования по назначению сельскохозяйственных инструментов и приспособлений, применять правила ухода за ними. В процессе обучения знакомятся с технологией выращивания разных видов растений, овладевают умениями обработки почвы, готовить семена к посеву, высеивать их, проводить уход, убирать урожай. На практических занятиях овладевают общетрудовыми умениями на доступном уровне, необходимыми для работы в подсобных хозяйствах, в быту и в индивидуальной трудовой деятельности; получают знания и практические умения безопасного ведения работ, придание эстетики результатам своего труда.

40.2.6. Профиль "Подготовка младшего обслуживающего персонала".

В процессе изучения данного профиля обучающиеся осваивают программу подготовки по выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной, санитаров в больницах и поликлиниках, которая нацелена на формирование умений и навыков практической работы в рамках группы "неквалифицированные рабочие". Основными направлениями по подготовке младшего обслуживающего персонала служат развитие у обучающихся способности к осознанной трудовой деятельности, формирование необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений, связанных с усвоением правил личной гигиены, уборки жилых и служебных помещений, овощехранилищ, железнодорожных вагонов, пришкольной территории; знакомство с особенностями ухода за больными. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у воспитанников необходимые навыки самообслуживания, выполнения элементарной домашней работы не только для себя, но и для других членов семьи, воспитываются потребности в труде в целом.

40.2.7. Профиль "Цветоводство и декоративное садоводство".

В рамках данного профиля, обучающиеся получают знания и элементарные практические умения и навыки в области цветоводства, декоративного садоводства, ландшафтного дизайна. Обучение направлено на формирование умений и навыков обращения с элементарным лабораторным оборудованием; сельскохозяйственным инвентарем; обработки почвы, посева семян, выращивания рассады, ухода за различными растениями, разведения комнатных и цветочно-декоративных растений открытого грунта для озеленения пришкольной территории. В ходе практических работ на учебно-опытном участке обучающиеся закрепляют полученные умения и навыки, совершенствуют свои общефизические возможности.

40.2.8. Профиль "Художественный труд".

В рамках данного профиля обучающиеся знакомятся и получают элементарные представления о таких областях трудовой деятельности как "Дизайн и технология" (дизайн современных моделей одежды и на основе народного кроя), "Декоративно-прикладное творчество" (вышивка, вязание, лоскутная техника, сувенирные изделия) "Культура дома" (правила ухода и порядок благоустройства дома), "Культура питания" (основы здорового питания и технология приготовления блюд).

40.2.9. Профиль "Штукатур-маляр".

В рамках изучаемого профиля обучающиеся получают теоретические сведения и практические умения по выполнению штукатурных, малярных и отделочных работ. Обучающиеся учатся пользоваться соответствующими выполняемым работам инструментами и приспособлениями, осуществлять уход и правила хранения инвентаря, выполняют практические работы с соблюдением правил техники безопасности и условий организации рабочего места. Знакомятся с приемами и технологией оштукатуривания колонн, столбов, углов и ниш, учатся выполнять декоративные штукатурные и малярные работы с помощью специальных составов, инструментов и приспособлений. Изучают приемы и технологию ремонта швов между плитами перекрытий, настилки и облицовки полов и стен помещений плиткой, цементно-песчаной стяжки. Изучают основы цветоведения, особенности применения этих знаний в отделочных и малярных работах.

40.2.10. Профиль "Производство керамических изделий (гончар)".

В процессе освоения профиля трудовой подготовки обучающиеся продолжают работать с глиной, повторяют классификацию и свойства глины закрепляют основные правила работы с полимерной глиной. Обучающиеся осваивают особенности рельефной лепки керамических изделий и виды рельефов, разные способы декорирования керамических изделий по сырой поверхности, технологию выполнения отделки с использованием различных фактур на глине (растения), продолжают совершенствовать мастерство работы на гончарном круге и изучают технологию шликерного литья. Обучающиеся могут изготовить сосуд из пластов глины по образцу, сувениры, несложное литое изделие и декорировать их.

Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора Организацией того или иного профиля обучения.

Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов, используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью).

Инструменты и оборудование: инструменты ручного и механизированного труда. Первоначальные знания устройства, функций, назначения бытовой техники и промышленного оборудования. Подготовка к работе инструментов и наладка оборудования, ремонт, хранение инструмента. Качество и производительность труда. Формирование готовности к работе на современном промышленном оборудовании.

Технологии изготовления предмета труда: Разработка технологических карт изготовления предметов труда. Самостоятельное чтение технологических карт и изготовление предметов по ним. Совершенствование основных профессиональных операций и действий. Выбор способа действия по инструкции. Корректировка действий с учетом условий их выполнения. Выполнение стандартных заданий с элементами самостоятельности. Самостоятельное изготовление зачетных изделий.

Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.