Банк России совместно с Правительством Российской Федерации будет уделять большое внимание своевременной адаптации и созданию правового регулирования для внедрения современных технологий на финансовом рынке, вывода на рынок инновационных финансовых продуктов и услуг. В условиях стремительного развития цифровых финансовых технологий обновление нормативной базы должно проходить более быстрыми темпами, чем ранее. При этом регулирование должно обеспечивать, с одной стороны, необходимые условия для внедрения цифровых инноваций, а с другой - защиту прав потребителей и финансовую стабильность.
При участии Банка России продолжается реализация мероприятий по дальнейшему развитию инфраструктуры Цифрового профиля как единого окна по обмену данными, необходимыми для предоставления финансовых продуктов и услуг, между гражданами, государством и бизнесом в цифровом виде с учетом требований и принципов законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Планируется обеспечить регулирование, направленное на расширение перечня сведений, их актуализацию и расширение видов и количества финансовых организаций, использующих Цифровой профиль гражданина. Будут также созданы правовые основы для развития Цифрового профиля юридического лица и предоставления большего количества данных о юридических лицах с целью оказания им дистанционных финансовых услуг.
Кроме того, для снижения административной нагрузки на участников финансового рынка, а также повышения эффективности выполнения своих функций планируется продолжить работу по расширению доступа Банка России к государственным информационным системам.
В рамках дальнейшего развития регулирования финансовых платформ по проекту "Маркетплейс" будут расширены продуктовая линейка и сервисы, включая пенсионные продукты, ИИС. Использование финансовых платформ станет доступным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в том числе малых и средних предприятий.
Банк России совместно с участниками рынка разработает предложения по нормативному регулированию Открытых API при реализации модели "Открытые финансы", а также предложения по внесению изменений в законодательство, предусматривающие закрепление необходимых полномочий Банка России для внедрения Открытых API. Для этого будут определены перечень федеральных законов и нормативных актов Банка России, требующих изменения для целей внедрения Открытых API в банковском, страховом, инвестиционном, микрофинансовом секторах. Регулирование Открытых API будет направлено на дальнейшее развитие конкуренции, а также обеспечение равного доступа поставщиков финансовых и иных услуг и сервисов к данным и стандартизацию процесса обмена информации между ними.
С помощью мобильного телефона совершается ряд юридически значимых действий (платежи, переводы, подтверждение операций), сведения о мобильном телефоне также активно применяются при антифрод-процедурах. При этом использование информации об абонентских номерах несет определенные риски, связанные с их возможной компрометацией и получением к ним доступа злоумышленников, совершением мошеннических действий.
В связи с этим продолжится работа по введению регулирования, направленного на создание Единой информационной системы проверки сведений об абоненте, которая позволит существенным образом снизить указанные риски, предоставляя возможность организациям, использующим при оказании услуг номер телефона клиента, удостовериться в принадлежности указанного номера телефона конкретному клиенту.
С целью обеспечения пилотирования цифровых финансовых инноваций на финансовом рынке с возможностью изменять или исключать действие отдельных положений федеральных законов Банк России совместно с Правительством Российской Федерации будет развивать регулирование для внедрения экспериментальных правовых режимов на финансовом рынке. В указанных целях планируется внесение изменений в ряд федеральных законов, регулирующих отношения на финансовом рынке, что создаст необходимые правовые условия для пилотирования инновационных решений в реальных условиях с привлечением клиентов.
Для сокращения издержек финансовых организаций на хранение и обработку бумажных документов планируется принятие закона, создающего правовые условия для электронного хранения документов. В рамках закона будет предусмотрена возможность создания электронных дубликатов документов и их конвертации с сохранением их юридической значимости, а также установлены порядок и условия осуществления такой деятельности.
В настоящее время и банки, и бигтех-компании активно развивают свои экосистемы, предоставляя клиентам разнообразные финансовые и нефинансовые услуги. Несмотря на то что экосистемы могут обеспечить более качественные и персонализированные услуги, они создают риски в области конкуренции, информационной безопасности, финансовой стабильности. В целях минимизации негативных последствий от развития экосистем Банк России совместно с Правительством Российской Федерации планирует разработать регулирование экосистем, направленное на поддержание добросовестной конкуренции, в том числе в части предоставления недискриминационного доступа к сервисам экосистемы и инновационным технологиям.
Банк России также продолжит работу в области формирования комплексного регулирования оборота данных на финансовом рынке, в том числе по установлению на уровне федеральных законов особенностей обработки финансовыми организациями персональных данных, включая данные, полученные в результате обезличивания. Кроме того, для обеспечения возможности использования накопленных организациями, в том числе финансовыми, массивов данных для развития и внедрения новых технологий и продуктов, включая технологии искусственного интеллекта, большие данные, Банк России продолжит участие в создании правовых условий оборота обезличенных персональных данных и обезличенных кредитных историй.
Банк России также считает необходимым продолжить развитие регулирования цифровых прав и обеспечить для участников финансового рынка дополнительные условия, которые позволят бизнесу создавать инновационные цифровые решения для привлечения инвестиций, а гражданам предоставят возможность бесшовно и удобно получать инвестиционные услуги при одновременной защите их прав и интересов. Так, с целью развития инновационных инструментов на финансовом рынке планируется принятие ряда федеральных законов, направленных на совершенствование регулирования цифровых прав и дальнейшее развитие данного сегмента финансового рынка.
В частности, на законодательном уровне будет установлен порядок налогообложения операций с УЦП, гармонизированы подходы к налогообложению цифровых прав и традиционных финансовых инструментов и введена ответственность за незаконный оборот цифровых прав. Также в качестве одних из приоритетных направлений будущего развития регулирования цифровых прав планируется рассмотреть возможность создания регуляторных условий для появления цифровых аналогов иных видов финансовых активов и участия традиционной торгово-расчетной инфраструктуры в обращении цифровых прав, применения механизма упрощенной идентификации клиентов и так далее. Детальные предложения содержатся в консультативном докладе Банка России "Развитие рынка цифровых активов в Российской Федерации".
Другим приоритетным направлением деятельности Банка России является создание платформы цифрового рубля. В настоящее время Банк России готовится к проведению пилота на реальных деньгах, который планируется начать с апреля 2023 года. Цифровой рубль станет третьей формой денег, эмитируемой Банком России и являющейся его обязательством. В целях создания правовых условий для запуска цифрового рубля ведется работа по внесению изменений в законодательные акты. Сформирован единый реестр законодательных и нормативных актов, изменения в которых необходимы для внедрения цифрового рубля. Подготовленные в рамках указанной деятельности изменения в федеральные законы находятся на межведомственном согласовании, проекты нормативных актов проходят согласование в Банке России.
В целях снижения операционных расходов кредитных организаций на реализацию противолегализационных процедур и повышения их эффективности, а также защиты интересов добросовестных клиентов кредитных организаций запущена платформа Банка России "Знай своего клиента". С ее помощью кредитным организациям предоставляется информация об отнесении Банком России российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к группам степени (уровня) риска совершения подозрительных операций. Вопрос о возможности расширения субъектного состава участников финансового рынка, для которых доступен сервис платформы Банка России "Знай своего клиента", будет рассматриваться Банком России на последующих этапах функционирования платформы.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875