Блокировка недружественными государствами иностранных активов российских банков, а также применяемые зарубежными контрагентами операционные ограничения на проведение российскими банками расчетов в основных мировых резервных валютах сделали эти валюты "токсичными" для использования как в международном, так и во внутреннем платежном обороте. Эти валюты, по сути, стали ограниченными в хождении, их использование несет существенные риски потерь для граждан и бизнеса.
Иностранные контрагенты фактически лишают российские банки возможности полноценно исполнять обязательства в "токсичных" валютах, в том числе перед российскими клиентами. Например, банки более не могут удовлетворять заявки клиентов на снятие с "токсичных" валютных счетов наличности из-за прекращения оптовых поставок этой валютной наличности в Российскую Федерацию. Растет число отказов со стороны иностранных контрагентов из недружественных государств проводить платежи по корреспондентским счетам российских банков, не попавших под блокирующие санкции. Действующие корреспондентские счета закрываются, новые не открываются. Это вызывает трудности с проведением российскими банками международных и внутренних переводов в "токсичных" валютах, в первую очередь массовых клиентских платежей, не связанных с расчетами по внешней торговле.
Вследствие невозможности предоставить клиентам качественное обслуживание и угрозы дальнейшей блокировки иностранных активов российские банки вынуждены вводить ограничения на привлечение денежных средств в "токсичных" валютах, в том числе путем исключения из банковской продуктовой линейки валютных вкладов и взимания комиссии за обслуживание текущих валютных счетов. Российские банки несут риски не только прямых потерь по активам, которые окажутся заблокированными, но и потерь по кредитам в валютах недружественных государств, предоставленным российским заемщикам и заемщикам из дружественных государств (провести платеж в "токсичной" валюте в счет погашения кредита может оказаться затруднительно из-за правовых и операционных ограничений).
В сложившихся условиях постепенный отказ от использования валют недружественных государств во внутреннем и внешнем платежном обороте представляется неизбежным процессом. В результате вводимых иностранными контрагентами ограничений деноминированные в "токсичных" валютах банковские счета, депозиты и вклады с точки зрения режима использования, по существу, превращаются в разновидность вкладов в рублях, стоимость которых привязана к валютному курсу. По мере усиления санкционного давления со стороны недружественных государств хранение сбережений в "токсичных" валютах становится все более рискованным и менее привлекательным для населения и бизнеса. Однако наибольший вклад в процесс девалютизации банковских балансов может внести вытеснение "токсичных" валют из расчетов в российской внешней торговле, что зависит от участников внешнеторговых отношений.
На фоне структурной перестройки экономики и отхода от использования валют недружественных стран в расчетах возросла значимость валют дружественных стран. Приоритетом является обеспечение сбалансированного перехода на валюты дружественных стран в международных расчетах. Также важно, чтобы переход на валюты дружественных стран происходил равномерно как в экспортных операциях, так и в импорте и в платежах по финансовому счету (в которых пока преимущественно используются "токсичные" валюты). При этом необходимо обеспечивать достаточную сумму средств на корреспондентских счетах в иностранных банках для проведения платежей. В условиях растущей доли активов в валютах стран с формирующимися рынками, подверженных большей волатильности относительно резервных валют, необходим корректный учет их рисков со стороны банковского сектора.
Для учета санкционных рисков будет проведена донастройка макропруденциальных механизмов. Будет предусмотрена возможность устанавливать надбавки к коэффициентам риска по кредитным требованиям в иностранной валюте в зависимости от типа страны, в валюте которой номинированы эти кредитные требования и в которой будет проводиться погашение основного долга и процентов (дружественные/недружественные страны). Кроме того, надбавки будут зависеть от соответствия заемщика критериям достаточности выручки в иностранной валюте для исполнения обязательств в соответствующей валюте или наличия у заемщика поручительства компании с достаточной экспортной выручкой (экспортер/неэкспортер).
Могут потребоваться дополнительные меры для дестимулирования использования "токсичных" валют компаниями реального сектора. Нефинансовым организациям целесообразно перевести накопленные валютные средства в валютах недружественных стран в иные валюты. В отношении компаний с государственным участием будет оправдан выпуск Правительством Российской Федерации соответствующих директив (рекомендаций). Аналогичные рекомендации Правительства Российской Федерации могут касаться необходимости отказа от использования в новых контрактах валют недружественных стран, а где это невозможно в сжатые сроки - включения в контракты условий, допускающих исполнение требований в рублях или валютах дружественных стран.
В условиях изменения структуры баланса резидентов-экспортеров из-за внешних ограничений Банк России будет совершенствовать мониторинг валютных активов и обязательств крупнейших нефинансовых организаций, в том числе в разрезе валют.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875