С учетом ограничения доступа России к внешнему рынку капитала возрастает роль внутренних источников финансирования развития экономики, одним из которых могут выступать сбережения граждан. В России у граждан уже сформировалась базовая потребность в формировании долгосрочных сбережений. При этом пока финансовая система не сформировала широкий инструментарий для долгосрочных сбережений, который отвечал бы потребностям граждан с точки зрения доходности и сохранности средств, в том числе защиты от инфляции.
Продукты добровольных пенсионных сбережений пока не пользуются популярностью и не получили широкого распространения, что может быть связано с еще не в полной мере сформировавшимся доверием к системе негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), а также невысокой доходностью вложений. Многие НПФ показывают сравнительно невысокую среднюю доходность, которая сопоставима или ниже доходности ОФЗ на среднесрочном и долгосрочном горизонте. Установленные требования к составу и структуре инвестиционных портфелей НПФ, как показал 2022 год, успешно ограничивают риски клиентов. Вместе с тем такие требования могут снижать инвестиционный потенциал НПФ, ограничивая их инвестиции в активы с повышенным риском, которые могут принести более значимую прибыль (например, акции, не включенные в индекс МосБиржи, фонды прямых инвестиций и другие).
Кроме того, в настоящее время между финансовыми продуктами существует налоговый арбитраж. При этом более короткие инвестиции (брокерские счета, индивидуальное доверительное управление) льготируются государством в большем объеме, чем более длинные инвестиции (НПО, пенсионное страхование).
Банк России совместно с Правительством Российской Федерации будет применять меры, направленные на повышение привлекательности долгосрочных вложений для различных групп инвесторов.
Так, продолжится совершенствование механизма индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) <15>. Планируется введение нового долгосрочного ИИС типа III, а также расширение перечня финансовых посредников и площадок, через которые можно открыть ИИС. В частности, в этот перечень могут быть включены управляющие компании паевых инвестиционных фондов (ПИФ) и финансовые платформы.
--------------------------------
<15> ИИС представляют собой специализированные брокерские счета и счета доверительного управления, предназначенные для физических лиц, по которым предусмотрены налоговые льготы при соблюдении определенных условий.
Кроме того, планируется введение единого налогового вычета по НДФЛ на долгосрочные инвестиции граждан, который предполагается распространить на ИИС типа III, договоры НПО, заключенные на срок от 10 лет, а в дальнейшем на долгосрочные договоры страхования жизни с целевым сроком действия не менее 10 лет. Предоставление данного налогового вычета предполагается в размере расходов физического лица на формирование долгосрочных сбережений (в совокупности не более 400 тыс. руб. в год), а также в размере доходов, полученных по договорам НПО и (или) ИИС типа III.
При этом Банк России считает нецелесообразным налоговое стимулирование инвестиций в иностранные ценные бумаги, в связи с чем применение налогового вычета на долгосрочные сбережения граждан в отношении таких финансовых инструментов не предполагается.
Банк России примет комплекс мер, направленных на развитие НПО как важного инструмента долгосрочных накоплений граждан.
Планируется завершить работу по созданию системы гарантирования НПО по примеру системы страхования вкладов. Создание такой системы на базе государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" позволит обеспечить государственной гарантией пенсионные сбережения граждан (в размере до 1,4 млн руб.) и назначенные негосударственные пенсии (в размере до двух социальных пенсий). Такая система в полном объеме защитит добровольные пенсионные сбережения 99% участников и выплату негосударственных пенсий 93% пенсионеров.
Важно развитие подходов к государственному стимулированию формирования гражданами добровольных пенсионных сбережений, которое может включать в том числе софинансирование добровольных пенсионных взносов граждан и предоставление им дополнительной возможности распоряжаться своими пенсионными накоплениями.
Банк России рассмотрит вопрос о расширении инвестиционных возможностей НПФ за счет отмены части требований к составу и структуре их инвестиционных портфелей (кроме концентрационных лимитов и единого лимита на активы с дополнительным уровнем риска, который может быть расширен). При этом соответствующие инвестиционные риски НПФ будут ограничены требованиями к их стресс-тестированию, а добросовестность принимаемых НПФ инвестиционных решений будет обеспечена требованиями к их фидуциарной ответственности. Требования к сохранности пенсионных средств и надежности таких инвестиций имеют решающее значение.
Банк России проанализирует возможности настройки системы вознаграждения НПФ, что позволит дополнительно стимулировать их увеличивать доходы клиентов, если постоянная часть вознаграждения НПФ будет покрывать преимущественно их постоянные издержки, тогда как бонусы и дивиденды НПФ будут формироваться за счет переменной части вознаграждения, взимаемой с части их дохода, превышающей определенный бенчмарк (например, инфляцию). Это также будет содействовать повышению качества предоставляемых услуг и позволит снизить риски потери НПФ финансовой устойчивости.
Банк России рассмотрит возможные варианты совершенствования регулирования указанных аспектов. По итогам работы будут подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство.
Будут прорабатываться вопросы создания финансовых продуктов для формирования долгосрочных сбережений, дополняющих продукты НПФ (специальные длинные ОФЗ с доходностью, привязанной к инфляции, и специальные ПИФ). Для таких продуктов могут быть установлены единые требования - например, обеспечение безубыточности взносов на определенном горизонте, обеспечение возможности приобретения пенсионного аннуитета при наступлении пенсионного возраста, а также единые налоговые льготы. Кроме того, будут рассмотрены вопросы создания специальных долгосрочных банковских вкладов, которые могут быть источником долгосрочных пассивов банков, и стимулирования развития действующих финансовых продуктов (безотзывных сберегательных/депозитных сертификатов, цифрового рынка обращения этих инструментов).
Планируется создание условий для запуска новых продуктов на рынке страхования - полисов долевого страхования жизни, а также создание системы гарантирования на рынке страхования жизни <16>, обеспечивающей сохранность долгосрочных вложений граждан.
--------------------------------
<16> Подробнее см. задачу 6 данного направления.
Продолжится реализация проекта по созданию в России системы жилищных сбережений, которая предоставит гражданам возможность накопления первоначального взноса на специальном счете жилищных сбережений с правом последующего заключения договора ипотечного кредита на специальных условиях. Система жилищных сбережений позволит расширить долгосрочную ресурсную базу кредитных организаций, а также повысить эффективность управления ипотечным портфелем.
Представляется целесообразным усовершенствовать порядок налогообложения доходов в виде процентов (купонов) по облигациям. В частности, предполагается предоставление возможности уменьшения процентных (купонных) выплат по облигациям на суммы уплаченного при приобретении облигаций накопленного купонного дохода, перенос момента удержания НДФЛ на конец налогового периода и возложение обязанностей налоговых агентов в отношении процентных (купонных) выплат по облигациям на брокеров (управляющих).
Совместно с Правительством Российской Федерации планируется уточнить порядок налогообложения долгосрочных вкладов путем устранения налогового арбитража, возникающего между краткосрочными и долгосрочными вкладами, предусматривающими выплату доходов в виде процентов в конце срока действия договора банковского вклада. Так, планируется обеспечить возможность уменьшения налоговой базы по доходам в виде процентов по вкладам (счетам) на сумму необлагаемого минимума в отношении каждого календарного года в рамках срока действия долгосрочного вклада независимо от условий выплаты процентов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875