Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2024 год и период 2025 и 2026 годов.

Задача 4. Развитие национальной системы индикаторов и их администраторов

Система качественных и заслуживающих доверия индикаторов финансового и товарного рынков имеет принципиальное значение для их функционирования, предоставляя его участникам релевантную для принятия решений информацию и ориентиры при заключении сделок. Возросла актуальность задачи сохранения и развития собственной рейтинговой индустрии.

Ранее на российском финансовом рынке активно использовались индикаторы, администраторы которых находятся в государствах, ставших по отношению к России недружественными. Предоставление информации ими приостановлено. При этом финансовые индикаторы широко используются на кредитном рынке, рынке ценных бумаг, ПФИ, в том числе ПФИ, базисным активом которых являются товары. В меньшей степени инструменты, ценообразование которых привязано к финансовым индикаторам, представлены на страховом рынке и рынке микрофинансирования.

Как на биржевом, так и на внебиржевом товарном рынке сложилась устойчивая практика использования иностранных товарных индексов, в том числе в целях хеджирования товарных рисков компаниями реального сектора экономики. Резкое изменение экономических условий явилось причиной несоответствия ценообразования на российском и иностранных сырьевых рынках, в результате чего ПФИ на иностранные товарные индикаторы перестали отвечать критериям хеджирования, отдельные договоры стали убыточными, не выполняя при этом задачи хеджирования. Сложившаяся ситуация усугубляется отсутствием нормативно установленных требований к процессу формирования российских товарных индексов, которые могли бы заместить иностранные, что значительно затрудняет возможность хеджирования.

Банк России планирует создать условия для развития национальных информационных агентств и администраторов, обеспечивающих формирование финансовых и товарных индикаторов на российском рынке. Намечены как формирование линейки индикаторов финансового и товарного рынков, так и разработка регулирования деятельности их администраторов, установление требований к их деятельности, в том числе к методикам формирования финансовых и товарных индикаторов, определению надзорного органа, а также закрепление на законодательном уровне его полномочий.

Особое значение для российского финансового рынка будет иметь развитие российских информационных сервисов, ориентированных на участников рынка, экспертов и инвесторов, желающих получать качественную информацию.

Банк России также сконцентрирует усилия на вопросах совершенствования товарных торговых систем, что будет способствовать развитию внутреннего ценообразования и системы национальных товарных индикаторов, а также обеспечит повышение доступности и привлекательности организованного товарного рынка для субъектов МСП, расширение линейки товарных групп, обращение которых осуществляется на организованных торгах.

Банк России предполагает и далее развивать национальную рейтинговую индустрию, особое внимание уделяя качеству рейтингового процесса и используемых методологий, что особенно важно в условиях ухода с рынка иностранных рейтинговых агентств. Для повышения надежности и высокого качества национальных кредитных рейтингов планируется совершенствование надзорного инструментария и требований к методологии. Соответствующие поправки в законодательство уже утверждены, они нацелены на повышение точности рейтинговых оценок, а также на установление повышенных требований для обеспечения независимости и объективности отечественных кредитных рейтинговых агентств. Важной задачей также является содействие признанию рейтингов национальных кредитных рейтинговых агентств в дружественных странах.