На среднесрочном горизонте банковский сектор, как наиболее крупный сегмент российского финансового рынка, будет играть значимую роль в финансировании ускоренной трансформации российской экономики. При этом финансирование проектов, направленных на развитие отечественной экономики, в среднесрочной перспективе делает экономическую систему более устойчивой и способствует улучшению профиля рисков экономики и банковского сектора.
Возможности банков участвовать в кредитовании долгосрочных проектов подчас ограничены, учитывая, что значительная часть их пассивов - краткосрочная или "до востребования". Кроме того, некоторые компании и проекты реального сектора являются очень крупными даже по международным меркам, и капитал крупнейших российских банков недостаточен для кредитования таких компаний и проектов. Необходимо повысить интерес и расширить возможности банков по участию в долгосрочном финансировании и внедрить механизмы распределения рисков в банковском секторе.
Базовыми принципами банковского сектора, работающего в условиях рыночной конкуренции и принятия органами управления банков самостоятельных бизнес-решений, являются срочность, платность и возвратность кредитов. Банки могут кредитовать только тех заемщиков и те проекты, которые способны производить пользующиеся спросом товары и услуги, генерирующие денежную выручку и прибыль.
По мере восстановления капитала банковского сектора Банк России готов применять регуляторные стимулы при соблюдении принципа риск-ориентированного регулирования для участия банков в проектах по экономическому развитию.
Такие регуляторные стимулы будут применяться на основе таксономии направлений деятельности, проектов/компаний, содействующих обеспечению технологического суверенитета и структурной адаптации экономики, которую сформирует Правительство Российской Федерации при участии Банка России. Данная таксономия будет содержать исчерпывающий перечень критериев (а не закрытый список проектов или предприятий), доступный широкому кругу пользователей и позволяющий определить, относится ли направление деятельности, проект/компания к категории трансформационных. Приоритет в оказании мер поддержки должны получить наиболее значимые проекты/компании, в наибольшей степени повышающие устойчивость экономики в средне- и долгосрочной перспективе, способствующие ее диверсификации. При этом отдельного внимания заслуживает малый и средний бизнес как более гибкий, способный оперативно подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства.
Чтобы исключить накопление в банковской системе избыточных рисков, объем регуляторных стимулов будет ограничен. При этом лимиты использования льгот для отдельных банков могут зависеть от их запаса капитала и рентабельности.
Банк России будет содействовать развитию правовых и операционных механизмов, способствующих диверсификации кредитного риска внутри банковского сектора, а также между банками и другими участниками финансового рынка, в том числе с использованием цифровых инструментов. В частности, планируется содействовать более активному использованию инструментов секьюритизации банковских кредитных портфелей, синдицирования банковских кредитов и других способов распределения рисков. Это особенно важно, учитывая, что в условиях ограниченного доступа российских компаний к международным финансовым рынкам и недостаточной емкости внутреннего фондового рынка усиливается проблема чрезмерной концентрации кредитного риска ведущих российских банков на крупнейших российских заемщиках.
Снижение концентрации кредитного риска также может быть достигнуто через покрытие части риска государством и институтами развития путем предоставления банкам гарантий и поручительств. Банк России также будет прорабатывать вопросы использования потенциала цифровых платформ для сохранения целостности банковского сектора и исключения сценария его фрагментации.
При всей своей важности некоторые приоритетные, стратегические для страны инвестиционные проекты и программы с точки зрения рыночных кредиторов могут иметь относительно высокие риски. В этом случае для обеспечения финансирования этих проектов и программ должны задействоваться бюджетные ресурсы и возможности государственных институтов развития. Привлечение банковских кредитов для таких проектов возможно посредством предоставления банкам государственных гарантий и поручительств институтов развития или выпуска облигаций, обеспеченных такими гарантиями и поручительствами. При этом для эффективности такой поддержки важно, чтобы гарантии и поручительства действительно помогали снизить риски банков, то есть имели характер безусловных и безотзывных обязательств.
Отдельные проекты из-за низкой окупаемости не смогут претендовать на получение высококачественных госгарантий или обслуживать кредиты по рыночным ставкам. Если такие проекты имеют стратегическое значение для экономики, они должны субсидироваться и (или) софинансироваться за счет прямых инвестиций государственных институтов развития. Объем субсидий должен быть ограничен для снижения рисков существенного смягчения денежных условий, что потребует от Банка России поддерживать ключевую ставку в экономике на более высоком уровне. С учетом этого важное значение имеют приоритизация проектов для субсидирования, направление субсидий на решение первоочередных задач трансформации экономики, их целевое и ответственное выполнение.
С учетом потребностей структурной трансформации экономики в среднесрочной перспективе роль институтов развития повысится, расширится масштаб их деятельности. В связи с этим необходимо предусмотреть автоматические механизмы докапитализации институтов развития (в том числе в рамках поддержания их статуса организаций государственного сектора как необходимого условия для сохранения особого регулирования по требованиям банков к ним), а государству - учесть потребности в такой докапитализации при планировании расходов федерального бюджета. Так, эффективным может стать создание единого для всех институтов развития транспарентного механизма так называемого утвержденного капитала <14>. Наиболее четкий механизм утвержденного капитала разработан в отношении ВЭБ.РФ, он может быть масштабирован на другие институты развития. Дополнительно институтам развития необходимо усилить среднесрочное прогнозирование консолидированных показателей деятельности, включая капитал, нормативы финансовой устойчивости, не только в целях выявления потребности в докапитализации (иных мер государственной поддержки), но и для расширения деятельности в перспективе. Применение методов стресс-тестирования также может способствовать более четкому пониманию потребности институтов развития в капитале.
--------------------------------
<14> Утвержденный капитал - та часть уставного капитала института развития, которая формируется за счет субсидий из федерального бюджета и последующего внесения дополнительных имущественных взносов Российской Федерации при достижении институтом развития триггерных значений обязательных нормативов (показателей) финансовой устойчивости.
Расширение роли институтов развития будет способствовать более активному развитию проектного финансирования.
Будет проводиться работа по расширению потенциала развития малых банков и пропорциональному снижению регуляторной нагрузки. При наличии выраженного интереса к кооперации со стороны участников рынка Банк России готов рассматривать регулятивные решения и содействовать выработке операционных подходов к созданию специальных банковских объединений с принятием банками солидарной ответственности по обязательствам друг друга, сохранением частичной операционной самостоятельности и делегированием ряда функций головному банку. Для участников таких объединений может быть рассмотрен вопрос о значительном снижении регуляторной нагрузки и сокращении объема обязательной отчетности. При этом предполагается усилить внимание к кредитованию такими объединениями локальных субъектов МСП.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875