Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2024 год и период 2025 и 2026 годов.

Задача 3. Регулирование экосистем

В России продолжается рост популярности платформенной бизнес-модели <31>. Более того, функционирование экономики в новых реалиях создает дополнительный спрос на услуги этой отрасли. В целом российская платформенная индустрия в этом году показала высокую устойчивость, а отечественные игроки усилили лидирующие позиции в большинстве сегментов российского рынка и внесли свой вклад в функционирование экономики и формирование технологической независимости страны. В то же время отдельные секторы сохраняют значительную чувствительность к присутствию иностранных провайдеров, создавая серьезные вызовы в части поиска альтернативных решений.

--------------------------------

<31> Позиция Банка России по данной тематике подготовлена в том числе в контексте работы по реализации правительственной Концепции общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной "экосистемы" (утверждена первым заместителем председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусовым 14.04.2021 N 3760п-П10).

Наряду с технологическими компаниями в России крупнейшими участниками платформенного рынка выступают финансовые организации. Банк России отмечает специфические риски для кредиторов и вкладчиков банков, на базе которых формируются экосистемы. Это риски, связанные с выходом банков в новые для них нефинансовые отрасли, в том числе стратегический риск, риск вынужденной поддержки непрофильного бизнеса, риск информационной безопасности.

Тенденции в развитии платформенного рынка показывают, что выработка подходов к регулированию платформ и экосистем сохраняет свою актуальность в текущих условиях, однако может потребовать некоторого уточнения задач и (или) сроков их реализации. Введение регулирования экосистем должно происходить таким образом, чтобы сохранить для граждан и бизнеса все преимущества их развития, но при этом ограничить связанные с ними риски, в том числе риски злоупотребления доминирующим положением, риски в сфере финансовой стабильности, и обеспечить защиту прав поставщиков и потребителей. При этом такое регулирование, не создавая барьеры процессам структурной трансформации и цифровизации экономики, должно способствовать повышению конкурентоспособности российского экосистемного бизнеса на международном уровне.

Банк России считает, что необходимо продолжить разработку подходов к регулированию экосистемного бизнеса. Оно должно базироваться на принципе пропорциональности в зависимости от размера платформы/экосистемы и потенциальных рисков от их деятельности, то есть к крупнейшим участникам должно предъявляться больше требований. Скорость внедрения регулирования должна зависеть от уровня "платформизации" конкретного сектора, его социальной и экономической значимости.

Кроме введения регуляторных требований, важно продолжать реализацию мер государственной поддержки отрасли информационных технологий - независимо от того, входит ли компания в экосистему банка или технологической компании. Целесообразна разработка критериев для поддержки платформ в отдельных социально значимых отраслях - например, платформ электронной коммерции как важного канала реализации товаров и услуг в условиях структурной перестройки экономики, платформ в области купли-продажи и аренды недвижимости.

Планируется определить политику в отношении иностранных платформ. Необходимо ввести недискриминационные правила для деятельности на российском рынке иностранных платформ, не допуская при этом регуляторный (налоговый, таможенный и иной) арбитраж с российскими участниками, и создать дополнительные барьеры. Одновременно должна решаться задача замещения сервисов иностранных платформ, прекративших или сворачивающих свою деятельность в России.

Банк России планирует в ближайшее время продолжить работу по внедрению в банковское регулирование риск-чувствительного лимита для иммобилизованных активов, в том числе вложений банков в экосистемы и другие виды нефинансового бизнеса. При этом возможны увеличение длительности переходного периода, калибровка параметров кредита таким образом, чтобы не оказывать избыточного давления на потенциал кредитования банков в период восстановления капитала и не ограничивать участия банков в финансировании экономического развития.

Важной для участников рынка также становится тема "водораздела" с государственными платформами - бизнесу нужна прозрачность и предсказуемость политики государства в этом вопросе, чтобы иметь возможность стратегически планировать свои инвестиции в разработку платформенных решений, понимая, какая ниша будет закрыта государственным сервисом.