В России продолжается рост популярности платформенной бизнес-модели <31>. Более того, функционирование экономики в новых реалиях создает дополнительный спрос на услуги этой отрасли. В целом российская платформенная индустрия в этом году показала высокую устойчивость, а отечественные игроки усилили лидирующие позиции в большинстве сегментов российского рынка и внесли свой вклад в функционирование экономики и формирование технологической независимости страны. В то же время отдельные секторы сохраняют значительную чувствительность к присутствию иностранных провайдеров, создавая серьезные вызовы в части поиска альтернативных решений.
--------------------------------
<31> Позиция Банка России по данной тематике подготовлена в том числе в контексте работы по реализации правительственной Концепции общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной "экосистемы" (утверждена первым заместителем председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусовым 14.04.2021 N 3760п-П10).
Наряду с технологическими компаниями в России крупнейшими участниками платформенного рынка выступают финансовые организации. Банк России отмечает специфические риски для кредиторов и вкладчиков банков, на базе которых формируются экосистемы. Это риски, связанные с выходом банков в новые для них нефинансовые отрасли, в том числе стратегический риск, риск вынужденной поддержки непрофильного бизнеса, риск информационной безопасности.
Тенденции в развитии платформенного рынка показывают, что выработка подходов к регулированию платформ и экосистем сохраняет свою актуальность в текущих условиях, однако может потребовать некоторого уточнения задач и (или) сроков их реализации. Введение регулирования экосистем должно происходить таким образом, чтобы сохранить для граждан и бизнеса все преимущества их развития, но при этом ограничить связанные с ними риски, в том числе риски злоупотребления доминирующим положением, риски в сфере финансовой стабильности, и обеспечить защиту прав поставщиков и потребителей. При этом такое регулирование, не создавая барьеры процессам структурной трансформации и цифровизации экономики, должно способствовать повышению конкурентоспособности российского экосистемного бизнеса на международном уровне.
Банк России считает, что необходимо продолжить разработку подходов к регулированию экосистемного бизнеса. Оно должно базироваться на принципе пропорциональности в зависимости от размера платформы/экосистемы и потенциальных рисков от их деятельности, то есть к крупнейшим участникам должно предъявляться больше требований. Скорость внедрения регулирования должна зависеть от уровня "платформизации" конкретного сектора, его социальной и экономической значимости.
Кроме введения регуляторных требований, важно продолжать реализацию мер государственной поддержки отрасли информационных технологий - независимо от того, входит ли компания в экосистему банка или технологической компании. Целесообразна разработка критериев для поддержки платформ в отдельных социально значимых отраслях - например, платформ электронной коммерции как важного канала реализации товаров и услуг в условиях структурной перестройки экономики, платформ в области купли-продажи и аренды недвижимости.
Планируется определить политику в отношении иностранных платформ. Необходимо ввести недискриминационные правила для деятельности на российском рынке иностранных платформ, не допуская при этом регуляторный (налоговый, таможенный и иной) арбитраж с российскими участниками, и создать дополнительные барьеры. Одновременно должна решаться задача замещения сервисов иностранных платформ, прекративших или сворачивающих свою деятельность в России.
Банк России планирует в ближайшее время продолжить работу по внедрению в банковское регулирование риск-чувствительного лимита для иммобилизованных активов, в том числе вложений банков в экосистемы и другие виды нефинансового бизнеса. При этом возможны увеличение длительности переходного периода, калибровка параметров кредита таким образом, чтобы не оказывать избыточного давления на потенциал кредитования банков в период восстановления капитала и не ограничивать участия банков в финансировании экономического развития.
Важной для участников рынка также становится тема "водораздела" с государственными платформами - бизнесу нужна прозрачность и предсказуемость политики государства в этом вопросе, чтобы иметь возможность стратегически планировать свои инвестиции в разработку платформенных решений, понимая, какая ниша будет закрыта государственным сервисом.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875