Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

27. План внеурочной деятельности

27. План внеурочной деятельности.

27.1. Назначение плана внеурочной деятельности - психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов.

27.2. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:

поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования;

совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде;

формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни;

повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;

развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы;

поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;

формирование культуры поведения в информационной среде.

27.3. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная организация учитывает:

особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав);

результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности;

возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;

особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация.

27.4. Возможные направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение и являются для образовательной организации общими ориентирами и не подлежат формальному копированию. При отборе направлений внеурочной деятельности каждая образовательная организация ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования, психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут привлекаться родители как законные участники образовательных отношений.

27.5. Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю.

27.6. Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие "Разговоры о важном".

27.6.1. Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия "Разговоры о важном" должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.

27.6.2. Основной формат внеурочных занятий "Разговоры о важном" - разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.

27.7. Направления и цели внеурочной деятельности.

27.7.1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.

27.7.2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.

27.7.3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества.

27.7.4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.

27.7.5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере.

27.7.6. Интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересы и способности к самообразованию.

27.7.7. "Учение с увлечением!" включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов.

27.8. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям:

целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления;

преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной);

учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности;

использование форм организации, предполагающих использование средств информационно-коммуникационных технологий.

27.9. Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть следующие:

учебные курсы и факультативы;

художественные, музыкальные и спортивные студии;

соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования;

общественно полезные практики и другие.

27.10. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности (спортивный комплекс, музей, театр и другие).

При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопед, воспитатели, библиотекарь и другие).

27.11. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации.

27.12. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, педагогический работник, преподающий на уровне начального общего образования, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

27.13. Основные направления внеурочной деятельности.

27.13.1. Спортивно-оздоровительная деятельность.

"Основы самопознания".

Форма организации: факультатив; лаборатория здоровья.

"Движение есть жизнь!".

Цель: формирование представлений учащихся о здоровом образе жизни, развитие физической активности и двигательных навыков.

Форма организации: спортивная студия: учебный курс физической культуры.

27.13.2. Проектно-исследовательская деятельность. Возможные темы проектов:

27.13.2.1. "История родного края".

Цель: расширение знаний учащихся об истории родного края, формирование умения работать с разными источниками информации; развитие познавательной активности и интереса к истории, культуре родного края; воспитание чувства патриотизма, любви к "малой Родине".

Форма организации: факультативный курс краеведения; творческие проекты "Достопримечательности родного края".

27.13.2.2. История письменности в России: от Древней Руси до современности.

Цель: развитие общей культуры обучающихся; расширение знаний об истории письменности (от кириллицы до современного языка, от пергамента, берестяных грамот и первых книг до современных электронных книг); углубление их интереса к истории становления культуры, к самостоятельной познавательной и проектной деятельности.

Форма организации: факультатив "История письменности в России: от Древней Руси до современности"; выполнение и защита мини-проектов, связанных с темой, например, "На чем писали в Древней Руси", "Берестяные грамоты и современные sms-сообщения: в чем сходство и различия", "Первый русский букварь", "Русские летописи" и другие.

27.13.2.3. Экологический поиск: исследование качества воды в водоемах родного края.

Цель: углубление знаний и представлений о сочетании химического и биологического состава и физических свойств воды, формирование исследовательских умений в процессе экспериментальной работы по изучению качества воды, развитие познавательной активности и интереса в процессе исследовательской работы, воспитание экологической культуры, эстетического и нравственного отношения к природным объектам, ответственного отношения к природе.

Форма организации: экологическая лаборатория; исследовательские проекты.

27.13.2.4. Мир шахмат.

Цель: расширение представлений об игре в шахматы, формирование умения анализировать, наблюдать, создавать различные шахматные ситуации; воспитание интереса к игре в шахматы; развитие волевых черт характера, внимания, игрового воображения.

Форма организации: учебный курс - факультатив; игры-соревнования в шахматы "Юные шахматисты".

27.13.3. Коммуникативная деятельность.

27.13.3.1. Создаем классный литературный журнал.

Цель: совершенствование функциональной языковой и коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества; развитие способности работать в команде.

Форма организации: творческая студия "Создаем классный литературный журнал", создание ежеквартального журнала класса, сбор литературного материала, его редактирование, конструирование структуры, формы организации и оформления журнала.

27.13.3.2. Дети Маугли: нужно ли человеку общаться с другими людьми.

Цель: расширение знаний о важности для жизни и развития человека речевого общения с другими людьми; формирование коммуникативной культуры диалога, правил ведения дискуссии, развитие языковой интуиции.

Форма организации: дискуссионный клуб.

27.13.3.3. "Хочу быть писателем".

Цель: развитие художественного словесного творчества, умений создавать и редактировать собственные тексты; формирование знаний о писательском труде, о творчестве писателей - выдающихся представителей детской литературы; становление аналитической и творческой деятельности участников.

Форма организации: литературный кружок, встречи с писателями, дискуссионный клуб ("Темы и жанры детской литературы");

27.13.3.4. Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю.

Цель: совершенствование читательской грамотности обучающихся, формирование текстовой деятельности с необычными формами представления информации (туристические буклеты; программы выставок; маршруты путешествий; объявления и рекламы); развитие творческой способности создавать необычные тексты.

Форма организации: учебный курс в форме факультатива; лаборатория текстов (система практических занятий).

27.13.3.5. Говорить нельзя молчать!

Цель: развитие познавательной мотивации к изучению русского языка, привлечение внимания к передаче смысла с помощью интонации и пунктуации, развитие воображения в процессе подбора ситуаций, предполагающих разную интонацию.

Форма организации: учебный курс - факультатив.

27.13.4. Художественно-эстетическая творческая деятельность.

27.13.4.1. Рукотворный мир.

Цель: расширение знаний учащихся об объектах рукотворного мира, формирование умений создавать предметы своими руками с использованием природного материала, развитие творческой активности, интереса, любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности.

Форма организации: творческие мастерские ("Природа и творчество", "Куклы своими руками", "Юные художники"); выставки творческих работ.

27.13.4.2. Ритмика.

Цель: формирование движений, свойственных ритмике; развитие культуры движений под музыку; способность к импровизации и творчеству.

Форма организации: студия ритмики и пластики, конкурс пластических образов, постановка концертных номеров.

27.13.4.3. Школьный театр "Путешествие в сказку".

Цель: расширение представлений о театральном творчестве, формирование умений импровизировать, вступать в ролевые отношения, перевоплощаться; развитие творческих способностей, интереса к театральному искусству и театрализованной деятельности.

Форма организации: театральная студия, спектакли по мотивам сказок.

27.13.4.4. Выразительное чтение.

Цель: расширение знаний о литературно-художественном творчестве, развитие навыка выразительного чтения произведений поэзии и прозы; воспитание литературного вкуса, интереса к художественной литературе разных жанров.

Форма организации: литературный клуб, творческая студия;

27.13.4.5. Искусство иллюстрации.

Цель: развитие у обучающихся творческих способностей, интереса к изобразительной деятельности, желания передавать свое отношение к художественным произведениям средствами книжной иллюстрации.

Форма организации: творческая мастерская иллюстраций к книге; конкурсы рисунков; выставки работ участников.

27.13.4.6. В мире музыкальных звуков.

Цель: расширение музыкального кругозора, знаний обучающихся о музыкальном творчестве, произведениях народной и авторской музыки, развитие воображения, способности передавать свои впечатления от прослушивания музыки разных форм и жанровых особенностей, формировать эстетические вкусы и идеалы.

Форма организации: музыкальный салон; концертные программы, хоровая студия, студия народных инструментов.

27.13.5. Информационная культура.

27.13.5.1. Мои помощники - словари.

Цель: формирование представлений обучающихся о различных видах современных словарей (например, словари русского языка, словари иностранных слов, словари литературоведческих терминов, словари лингвистических терминов, мифологический, философский, психологический и другое - по выбору педагога); знакомство с малоизвестными младшим школьникам словарями русского языка: словарь образцового русского ударения, словарь трудностей русского языка, словарь русских личных имен, словарь-справочник "Прописная или строчная" и другое (по выбору педагога); совершенствование навыка поиска необходимой справочной информации с помощью компьютера (4 класс).

Форма организации: учебный курс - факультатив.

27.13.5.2. Моя информационная культура.

Цель: знакомство с миром современных технических устройств и культурой их использования.

Форма организации: система практических занятий с использованием компьютеров, смартфонов, планшетов, смарт-часов, наушников и других технических устройств.

27.13.6. Интеллектуальные марафоны. Возможные темы марафонов:

27.13.6.1. Глокая куздра или исследуем язык в поисках смысла.

Цель: развитие мотивации к изучению русского языка, способности обнаруживать случаи потери смысла во фразе или появление двусмысленности.

Форма организации: дискуссионный клуб, мероприятия-соревнования.

27.13.6.2. Русский язык - набор правил и исключений или стройная система?

Цель: углубление знаний о языке, повышение мотивации к его изучению, формирование логического мышления в процессе наблюдения за связями, существующими в системе языка, за возможностью разными способами передавать то или иное значение; развитие способности работать в условиях командных соревнований.

Форма организации: дискуссионный клуб, мероприятия-соревнования.

27.13.6.3. Заповедники России.

Цель: расширение и уточнение знаний об особо охраняемых территориях в России, истории возникновения заповедников и заказников; воспитание отношения к природе как к ценности; развитие способности работать в условиях командных соревнований.

Форма организации: дискуссионный клуб, мероприятия-соревнования.

27.13.6.4. Я - путешественник (Путешествуем по России, миру).

Цель: расширение знаний и представлений о географических объектах, формирование умений работать с информацией, представленной на географической карте; развитие навыков работы в условиях командных соревнований.

Форма организации: игры-путешествия, видеоэкскурсии соревновательной направленности.

27.13.7. "Учение с увлечением!":

27.13.7.1. Читаю в поисках смысла.

Цель: совершенствование читательской грамотности обучающихся, поддержка учащихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с овладением чтением как предметным и метапредметным результатом.

Форма организации: учебный курс - факультатив; учебная лаборатория.

27.13.7.2. Легко ли писать без ошибок?

Цель: совершенствование орфографической грамотности обучающихся, поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с правописанием.

Форма организации: учебный курс - факультатив по разделу "Орфография"; учебная лаборатория;

27.13.7.3. Мой друг - иностранный язык.

Цель: совершенствование навыков разговорной речи на иностранном языке для учащихся, испытывающих трудности в его изучении; развитие понимания важности владения иностранным языком в современном мире, углубление интереса к его изучению.

Форма организации: учебный курс - факультатив, клуб любителей иностранного языка.