Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

20.10. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку на уровне начального общего образования

20.10. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку на уровне начального общего образования.

20.10.1. В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;

проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идет работа на уроках русского языка;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отраженных в текстах, с которыми идет работа на уроках русского языка;

2) духовно-нравственного воспитания:

осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;

признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идет работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идет работа на уроках русского языка;

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

20.10.2. В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

20.10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;

объединять объекты (языковые единицы) по определенному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;

находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

20.10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

20.10.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

20.10.2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

20.10.2.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

20.10.2.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

20.10.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

20.10.3. Предметные результаты изучения русского языка. К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;

вычленять звуки из слова;

различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в словах согласный звук [й'] и гласный звук [и]);

различать ударные и безударные гласные звуки;

различать согласные звуки: мягкие и твердые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);

различать понятия "звук" и "буква";

определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;

обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;

правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;

применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа "согласный + гласный"); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом не более 25 слов;

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3 - 5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;

находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;

понимать прослушанный текст;

читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;

составлять предложение из набора форм слов;

устно составлять текст из 3 - 5 предложений по сюжетным картинкам и на основе наблюдений;

использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

20.10.4. Предметные результаты изучения русского языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

осознавать язык как основное средство общения;

характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный (непарный) по твердости (мягкости); согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);

определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова со стечением согласных);

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с учетом функций букв е, ё, ю, я;

обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова;

находить однокоренные слова;

выделять в слове корень (простые случаи);

выделять в слове окончание;

выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);

распознавать слова, отвечающие на вопросы "кто?", "что?";

распознавать слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?" и другие;

распознавать слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?";

определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;

применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак;

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объемом не более 50 слов;

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объемом не более 45 слов с учетом изученных правил правописания;

находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;

пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;

строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2 - 4 предложения на определенную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;

формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1 - 2 предложения);

составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;

определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;

составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;

писать подробное изложение повествовательного текста объемом 30 - 45 слов с опорой на вопросы;

объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

20.10.5. Предметные результаты изучения русского языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;

характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

производить звуко-буквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);

определять функцию разделительных мягкого и твердого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учетом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;

выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;

распознавать слова, употребленные в прямом и переносном значении (простые случаи);

определять значение слова в тексте;

распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имен существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имен прилагательных: род, число, падеж;

изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имен существительных;

распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы "что делать?" и "что сделать?"; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени - по родам;

распознавать личные местоимения (в начальной форме);

использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

различать предлоги и приставки;

определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

распознавать распространенные и нераспространенные предложения;

находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твердый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;

правильно списывать слова, предложения, тексты объемом не более 70 слов;

писать под диктовку тексты объемом не более 65 слов с учетом изученных правил правописания;

находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;

понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;

формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной) информации простые выводы (1 - 2 предложения);

строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3 - 5 предложений на определенную тему, по результатам наблюдений) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2 - 4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;

определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);

определять ключевые слова в тексте;

определять тему текста и основную мысль текста;

выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;

составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;

писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;

объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач;

уточнять значение слова с помощью толкового словаря.

20.10.6. Предметные результаты изучения русского языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа;

объяснять роль языка как основного средства общения;

объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;

проводить звуко-буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);

подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;

выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;

проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;

устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

определять грамматические признаки имен существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;

определять грамматические признаки имен прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;

устанавливать (находить) неопределенную форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи;

определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

различать предложение, словосочетание и слово;

классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

различать распространенные и нераспространенные предложения;

распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;

разграничивать простые распространенные и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочиненные с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространенные и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочиненные с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);

производить синтаксический разбор простого предложения;

находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;

применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на -ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имен существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имен прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов;

правильно списывать тексты объемом не более 85 слов;

писать под диктовку тексты объемом не более 80 слов с учетом изученных правил правописания;

находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки;

осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;

строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4 - 6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;

создавать небольшие устные и письменные тексты (3 - 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие);

определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;

корректировать порядок предложений и частей текста;

составлять план к заданным текстам;

осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);

осуществлять выборочный пересказ текста (устно);

писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;

осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;

объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;

уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включенных в федеральный перечень.